Статья
7956 5 Марта 2019 9:38

Прошлый век: как партии ведут себя в интернете

Российские политические партии не интересны простым россиянам. Такой вывод можно сделать, если проанализировать аудиторию их информационных каналов в интернете. Сайты большинства федеральных партий, в числе которых официально числятся сотни тысяч или даже миллионы сторонников, имеют аудиторию со средним по размерам анонимным политическим телеграм-каналом, а аккаунты партийных структур в соцсетях зачастую выполняют исключительно номинальную функцию. «Актуальные комментарии» составили топ-7 политических партий по уровню популярности их сайтов и востребованности в социальных сетях.

Сайты партий

В наш анализ попали все парламентские партии, «Яблоко» и «Партия Роста» в силу их представленности в региональных парламентах, а также «Партия перемен», в политсовете которой состоит экс-кандидат на пост президента РФ. Не на всех сайтах установлены счетчики посещаемости, в большинстве случаев администраторы ресурсов скрывают подробную статистику, поэтому мы опирались на данные counter.yadro.ru — счетчик LI, а также SimilarWeb.



Сайты «Партии Роста» и «Партии перемен» оказались настолько незначительными по посещаемости, что SimilarWeb не имеет по ним данных.

Например, региональное издание «Блокнот-Краснодар» имеет 652 тысячи просмотров, у воронежского «Мое-онлайн» — 2,98 млн, издания Татарстана Kazanfirst — 3 млн. Это в разы больше, чем у главной партии страны, которая сама по себе является поставщиком уникального контента.

Также мы собрали данные об ИКС (Индексе качества сайтов) — показателе «Яндекса», который свидетельствует о востребованности ресурса, а также отражает другие его качественные характеристики. Выяснилось, что, по версии алгоритма «Яндекса» наиболее качественными являются сайты «Единой России», «КПРФ» и ЛДПР.

Низкой популярностью самих ресурсов обусловлено и то, что у большинства партий в 2019 году нет мобильных приложений. Они есть только у «Единой России» (10 тысяч скачиваний), ЛДПР (100 скачиваний) и «Партии Роста» (1000 скачиваний).

Сайты партий не пользуются популярностью, однако в их соцсетях ситуация остается похожей.

Соцсети партий

Аккаунты партий в социальных сетях по-прежнему не являются инструментом коммуникации с гражданами. Их главная задача — простое представительство партии на популярных площадках и демонстрация соответствия технологическим трендам. Самой популярной в соцсетях является «Единая Россия», однако даже у нее количество подписчиков в разных сервисах не составляет и половины от ее зарегистрированных членов, число которых на 2013 год превышало 2 млн человек.



Фейки, мертвые страницы, игнорирование комментариев подписчиков — это три основные составляющие аккаунтов партий в соцсетях. Игнорирование обратной связи наиболее заметно в пабликах парламентских партий, посты которых часто сопровождают критические комментарии, связанные с принятием в последнее время непопулярных мер.

В 2016 году Проектный центр «Инфометр» проводил аналогичное исследование, и за 3 года практически ничего не изменилось. Немного выросло количество подписчиков, однако все остальные принципы работы в сети остались на месте.

Почему партии избегают цифровых технологий?

— Освоение новых технологий связано с большими тратами и рисками. В современных условиях партиям проще и выгоднее использовать традиционные методы работы с электоратом: печатные АПМ, поквартирные обходы граждан. Последние парламентские и президентские выборы показали, что кандидаты мало заинтересованы в цифровых технологиях. Однако в перспективе в более выигрышном положении окажется тот, кто будет первым осваивать новые каналы коммуникации. По разным оценкам, интернет аудитория в России выросла до 75%.

— Молодежь не ходит на выборы, а именно она является основным потребителем информации в сети. Этот миф до сих пор жив среди многих политиков, политологов и политтехнологов. Зачастую технологи попросту не знают, как вести интернет-кампании, поэтому попросту от них отказываются. В 2018 году были предприняты попытки по импорту зарубежных технологий, однако Виталий Шкляров, который работал в штабе Ксении Собчак, так ничего нового и не показал.

— Технологический нигилизм продолжает сохраняться среди политиков старшего поколения. Этот тренд постепенно меняется благодаря омоложению кадров и новой политике Кремля, однако одномоментно переломить его не удастся. Например, средний возраст депутатов Госдумы 2016 года — более 50 лет. В ближайшие годы в более выигрышной позиции будет тот, кто готов к цифровизации и изменениям.

— Предыдущие выборы президента США, Brexit и другие высоко конкурентные кампании показали, что технологии могут играть решающую роль в тех случаях, когда кандидатов или альтернативы разделяет несколько процентов. Учитывая предыдущие избирательные кампании, где до дня голосования был известен результат, вкладываться в подобные инструменты было неликвидно. Ситуация изменилась в 2018 году. Сентябрьские выборы показали, что конкуренция возвращается, а это значит, что партии и кандидаты в ближайшее время будут заинтересованы в использовании всего арсенала средств.

Главная же ошибка партийных функционеров заключается в том, что об онлайн-площадках вспоминают за несколько месяцев до дня голосования. Естественно, что моментально наладить взаимодействие со своими избирателями невозможно, поэтому с электоратом в сети необходимо работать уже сейчас. До парламентских выборов остается чуть более 2,5 лет, за это время можно было бы наладить взаимодействие с гражданами в сети. Однако партии остаются в аналоговом прошлом, забывая о том, что их ждет в цифровом будущем.

Михаил Карягин, политолог

  • Короче, везде один спектакль, а мы немые зрители!
  • Короче, везде один спектакль, а мы немые зрители!
  • Буря в стакане воды. Проблемами людей надо заниматься, делом
  • Буря в стакане воды. Проблемами людей надо заниматься, делом
  • Буря в стакане воды. Проблемами людей надо заниматься, делом
© 2008-2018 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".