Статья
16 Января 2012 16:40

Прямые выборы губернаторов

Президент РФ Дмитрий Медведев внёс в Госдуму законопроект, предусматривающий введение прямых выборов губернаторов.

Баллотироваться в главы региона можно будет как от партии, так и в порядке самовыдвижения, говорится в пояснительной записке к документу, опубликованной на сайте Кремля.

В законопроекте отмечается, что выдвижение политическими партиями своих кандидатов может осуществляться после консультаций с президентом РФ.

В документе говорится, что в случае принятия федерального закона, предусматривающего освобождение политических партий от сбора подписей избирателей, им не потребуется собирать подписи в поддержку выдвинутых ими кандидатов на должность губернатора. Что касается самовыдвиженцев в губернаторы, то им необходимо будет собрать подписи избирателей в количестве, определяемом законом субъекта Федерации.

Законопроект предусматривает возможность увольнения избранного губернатора в связи с утратой доверия президента. Президент сможет увольнять губернаторов в случае выявления фактов коррупции или при «неурегулировании конфликтов интересов».

Проект закона также предусматривает возможность отзыва губернатора «в случае нарушения им законодательства РФ или законодательства субъекта РФ либо неоднократного без уважительных причин неисполнения своих обязанностей».

Кроме того, процедура отзыва главы региона может проводится по инициативе населения. Для этого предлагается проводить референдум. В соответствии с законопроектом, инициатива проведения голосования по отзыву может быть выдвинута не ранее, чем по истечении одного года со дня вступления губернатора в должность. В законопроекте отмечается, что голосование по отзыву назначается «при наличии оснований отзыва и необходимого количества подписей избирателей».

Напомним, что глава государства пообещал внести в Госдуму законопроект о возвращении прямых выборов губернаторов 22 декабря, во время выступления с посланием Федеральному Собранию.

При прямых выборах губернаторов мнение избирателей о деятельности глав регионов станет определяющим при оценке их работы, считает руководитель фракции «Единая Россия» в Госдуме Андрей Воробьев.

«Хорошо работаешь, общаешься с людьми, видят они изменения к лучшему - значит, и поддержка будет. Если нет - пеняй на себя», - цитирует Воробьева пресс-служба фракции.

По словам главы фракции, прямые выборы губернаторов усилят их политическую ответственность.

«Конечно, такая серьезная инициатива предполагает широкое обсуждение и в регионах, и на федеральных площадках. Вопрос чрезвычайно важный, и неучтенных нюансов здесь быть не должно», - отметил Воробьев.

Как отметил политик, законопроект подготовлен в логике послания президента РФ Федеральному собранию и представлен на месяц раньше планировавшегося срока. «Мы постараемся этот темп сохранить. Есть ясность: принят он будет уже в весеннюю сессию», - заверил представитель парламентского большинства.

По мнению Воробьева, общество созрело до предложенного решения, оно его ждет.

Единорос полагает, что новая законодательная инициатива президента станет стимулом к дальнейшему росту политической конкуренции. «В этом ряду сегодняшний законопроект не первый, да и не последний - политическая модернизация будет продолжаться», - добавил руководитель фракции.

Между тем первый вице-спикер Госдумы, первый зампред ЦК КПРФ Иван Мельников считает, что в законопроекте о прямых выборах губернаторов есть как плюсы, так и минусы. Среди положительных моментов он отметил то, что кандидатов в губернаторы смогут предлагать партии. «И мы будем предлагать. И хорошо, что будут прямые выборы - будем побеждать», - сказал Мельников.

В то же время он отметил, что масса содержащихся в документе нюансов «выхолащивает» прямые выборы губернаторов.

«Из разъяснений представителя администрации президента я вижу такой сухой остаток: если кандидат от партии не понравился главе государства, то административный ресурс упрется рогом против этого кандидата. Отозвать же губернатора по воле граждан будет практически нереально, так как вопрос будет утыкаться в судебное решение. Правда, естественно, если захочет отозвать президент, то будет и соответствующее судебное решение», - сказал Мельников.

Тем самым, отметил он, «фильтр и на входе, и на выходе (губернатора на свой пост - ред.) внешне чрезвычайно демократичный, а по существу, так или иначе, ориентирован на отмашки сверху».
 

Комментарии экспертов
<p>Чисто технически внесение этого законопроект именно сейчас – абсолютно правильно. Почему собственно нужно ждать?  Ведь президент Медведев объявил об этой инициативе 22 декабря, когда он обращался со своим посланием Федеральному собранию.   Почти месяц уже прошел, все продумано, отработано, и мне кажется, что время выбрано совершенно правильно. Сейчас Государственная Дума начала свою активную работу в новом составе. Там сложился, насколько можно уже судить по первым заседаниям вполне рабочий климат. И  пусть депутаты, собственно говоря, все это обсудят. Чем скорее, тем лучше. Как я понимаю, закон должен вступить в полную силу 1 января следующего года. Но уже в этом году у тех губернаторов, у которых будет истекать срок их полномочий, собственно появится новая ситуация, они уже будут не наделяться полномочиями по прежнему формату, а будут, если они захотят продолжать деятельность на посту губернаторов, бороться с другими претендентами на равных основаниях на прямых выборах.</p>
<p>Что касается президентского фильтра, то  я бы взял это словосочетание  в большие кавычки.  В этом законе, по крайней мере, в преамбуле к нему, говориться о том, что предусматриваются консультации с президентом партий, которые будут выдвигать своих кандидатов. Что же касается самовыдвиженцев, то здесь никаких консультаций не предусматривается. И здесь мы получаем ситуацию, когда действительно практически кто хочет, тот и пытается бороться  за этот очень важный во властной российской иерархии пост.</p>
<p>Что касается консультаций, мне кажется, они оправданы, потому что на самом деле пост губернатора – это важнейший ключевой пост в общей федеральной системе исполнительной власти. Было бы правильно, если бы основные политические акторы, такие как политические партии, которые оказывают существенное влияние на кадровое обеспечение, которые вообще влияют на политическую ситуацию в стране, согласовывали, или, по крайней мере, информировали бы главу государства о том, кого они бы хотели бы видеть на ключевом посту в данном регионе. И тут, я думаю, поиск компромиссов  - правильный ход, чтобы потом не иметь никаких сюрпризов, когда вдруг побеждает кандидат, который находится, скажем, в конфликте с действующим президентом.</p>
<p>Какого типа будут предпочитать кандидатов на эти посты, политиков, людей, имеющих большой политический вес или технократов- хозяйственников?  Мне кажется, что сейчас должна вырасти та элита, которая будет представлять образованный самодостаточный, инициативный и креативный средний класс, о котором говорит Путин в своей сегодняшней статье. Постсоветский период пройден и исчерпан, и мы вступаем в совершенно новую эпоху, где, прежде всего, основными ресурсами будет образование и социальный капитал. Нужно искать людей, которые будут представлять именно эту социальную группу в первую очередь. Ну, конечно, ожидать мгновенных перемен не стоит.  Традиционная элита делится по советским стандартам  на крепких хозяйственников и политиков.  Но придется форматировать. Мне кажется, что вот этот закон он предаст некую динамику этому отбору. Потому что за последние десять лет, при всех усилиях со стороны президента, формирование кадрового резерва и т.д., все-таки мы наблюдаем определенный кадровый застой. Сейчас начнется очень серьезный отбор, который будет идти не только снизу, но и сверху одновременно, и горизонтально.</p>
<p>Эта вот социальная группа, новый средний класс, может выдвинуть новых интересных кандидатов на эти посты.</p>
<p>Но главный  вопрос  в том, как поведет себя региональный электорат. Есть все-таки наша традиционная политическая культура, в которой заложена ориентация на некую сильную власть, на харизматическую личность, на демагога, на человека-популиста, который наобещает с три короба. Это может стать очень серьезным препятствием на пути реализации этого замысла. Н надеюсь, что где-то в течение ближайшего шестилетия у нас сформируется новая руководящая региональная элита.</p>
<p>Полагаю, часть оппозиции возмутится по поводу консультации с президентом. Опять в этом будут усматривать какой-то авторитаризм. Но как мне кажется, в целом здесь придираться не к чему. Заодно, кстати говоря, у ряда деятелей оппозиции появляется возможность проверить себя. Потому что амбиции огромные, заявки чуть ли не на руководство всем миром,  по крайней мере,  желание быть  российским президентом. Сейчас такие персонажи, как скажем, Касьянов, Немцов, Рыжков,  Каспаров, и другие пусть попробуют сначала баллотироваться на региональном уровне. Пусть посмотрят, насколько они имеют популярность в российских регионах, прежде чем заявлять себя в качестве прямых оппонентов действующего президента или тех кандидатов, которые будут конкурировать на нынешних президентских выборах.</p>
<p>Мне кажется, что это правильная мысль - сделать так, чтобы кандидаты в губернаторы утверждались президентом. Губернаторы должны представлять различные регионы, но еще они должны быть встроены в систему исполнительной власти. И здесь, мне кажется, что власть бросается из крайности в крайность. Сначала губернаторских выборов вообще не было, потом была снята взаимосвязь губернаторов с президентом, с правительством, с исполнительной властью.</p>
<p>Это неправильно, это радикализм. Но этим радикализмом оппозиция будет вполне удовлетворена, как мне представляется. Власть делает такие быстрые шаги, поскольку стремится опередить общественное настроение. Мне кажется, теперь оппозиция начнет атаковать власть по другим направлениям, с губернаторами все стало достаточно просто и ясно. </p>
<p>Я предполагаю, что люди бы хотели видеть в губернаторах, прежде всего, сильных управленцев, которые способны были бы собрать хорошую команду. Люди хотят, конечно, чтобы никоим образом губернаторы не были связаны с криминалитетом.</p>
<p>Кроме того, люди хотят, чтобы губернатор сам был в какой-то мере образцом традиционной морали,  чтобы он был серьезным, солидным, спокойным мужиком с нормальной семьей. Чтобы это был человек, который, как и большинство наших граждан, всю жизнь работал. И работал не финансовым брокером, а инженером, мэром города, военным, возможно. Обычные такие профессии, смысл которых понятен большинству. Он должен быть понимаем людьми, есть такой запрос. В свое  время, был запрос на  бизнесменов, потом на генералов, оба они схлынули. Запрос на представителей спецслужб, мне кажется, тоже сошел на нет. По-прежнему остается  лишь запрос на крепких хозяйственников. <br />
 </p>
<p>Законопроект говорит о том что, президент последовательно реализует те положения, которые он выдвинул в своем послании. Если Государственная дума рассмотрит проект так же быстро, как она обычно рассматривает документы, внесенные президентом, то закон успеет к осеннему единому дню голосования.</p>
<p>Президенту удалось найти приемлемый компромисс между выборностью глав субъектов Федерации и повышением их легитимности за счет всеобщего голосования, и одновременно сохранена возможность влияния президента на этот процесс путем проведения обязательной консультации.</p>
<p>Консультации не означают, что президент может наложить вето, или заблокировать какую-то кандидатуру. Но важно то что, президент имеет возможность высказаться по данной кандидатуре на момент его выдвижения. Это оставляет для президента моральное право высказать свое мнение избирателям, если он не согласен с этой кандидатурой. Если он высказался «против» на этапе обсуждения кандидатуры, то он может высказаться и в ходе избирательной кампании, а вопрос - кого поддержит, с кем согласятся избиратели - это их суверенное право, как это существует в демократическом обществе.</p>
<p>То, что оппозиция критикует именно этот пункт – вполне понятно. У нас свобода критики. Вопрос, чем мешает консультация с президентом? Вы встретились, высказались. Оппозиция же настаивает на консультациях по поводу министров, которых назначает президент. По крайней мере, не откажите президенту в возможности проведения симметричных консультаций, по поводу ваших кандидатов в губернаторы.  В демократическом обществе никому консультация не мешает. Это не значит, что президент  каким-то образом препятствует оппозиционному кандидату.  Если оппозиция  опасается, что потом президент выскажется против, и граждане согласятся с президентом,  так к этому нужно быть готовым в демократическом обществе.</p>
<p>Снизит ли этот законопроект  протестные настроения? - Мы видим, что президент высказал эту идею в послании, но это никак не повлияло на позицию протестующих 24 декабря. Это говорит о том, что у них не задача позитивного реформирования страны, а несколько другие задачи. Только это и выдает истинное настроение этой части оппозиции. Не все протестующие, но целый ряд протестующих, например, Ирина Ясина поддержала эту идею президента.</p>
<p>Будут ли те оппозиционеры, которые высказывают протест на Болотной площади  выдвигать своих кандидатов в губернаторы -  пусть ответят сами. С моей точки зрения, у оппозиции из тех, по крайней мере, кто виден, я не вижу пока что ни одного человека, который может ответственно возглавить регион. Выдвигаться они могут, а вот, не дай Бог, если они действительно окажутся во главе регионов. Пока что есть относительно успешный единственный представитель оппозиции -  Белых, который принял в этом участие, который возглавляет субъект Федерации, и возглавляет достаточно успешно. <br />
Этот законопроект – экзамен для оппозиции, будет ли она себя тестировать - это ее зрелости.<br />
 </p>
<p>Сейчас вполне своевременно появление этого законопроекта, поскольку перед выборами есть потребность в том, чтобы показать, что федеральная власть готова пойти навстречу общественному мнению.  Выборы в Госдуму и в региональные заксобрания 4 декабря показали, что довольно-таки значительными остаются протестные настроения. Во многом они связаны с тем, что население недовольно работой местной власти (региональной  и муниципальной). Поэтому сейчас очень востребована инициатива, которая показывает, что центр готов услышать общественное мнение и готов пойти навстречу этим настроениям.</p>
<p>Такие шаги направлены, в том числе, и на то, чтобы стабилизировать политическую ситуацию и снизить вероятность внесистемного электорального поведения, вот такого голосования, скажем, резко протестного, которое в некоторых регионах имело место на прошедших выборах, чтобы в будущем подобные негативные моменты минимизировать. Поэтому сейчас такой законопроект востребован вполне. В эту же тенденцию вписывается высказывание Путина о том, что необходимо совершенствовать систему оценку региональной власти и больше учитывать мнение населения. Те критерии, которые существуют сейчас, хоть их очень много, не вполне адекватно отражают реальную картину. В будущем будет больше учитываться мнение людей о том, как работает тот или иной губернатор.</p>
<p> Что касается региональных властей, то, конечно, они сейчас оказываются в непростой ситуации определенного вызова. Им придется более наглядно, очевидно, подтверждать свою эффективность, свою способность решать назревшие проблемы. Сейчас уже не получится обойтись одними отчетами в Москву о том, что настолько-то вырос показатель заработной платы, настолько снизилась безработица и настолько-то прочая статистика положительная. Статистика была положительная в большинстве регионов, как показывали отчеты, а вот популярность губернаторов далеко неоднородна.</p>
<p>По данным опросов, которые проводились, в регионах картина очень разная. Скажем, если вспомнить ушедшего в отставку губернатора Михальчука, то только 16% населения одобряли его деятельность. Хотя по статистики и в этом регионе некоторые положительные изменения социально-экономические были. Так что статистика не вполне универсальна. Главам регионов придется более открыто идти на диалог с общественностью, больше прислушиваться к тем проблемам, которые есть. Задача по мониторингу общественных настроений, которая, в общем-то, стояла перед губернаторами и раньше, сейчас выходит на первый план.  Где-то такая работа  проводилась качественно, и многие губернаторы имеют реальную картину того, как население себе представляет местную исполнительную власть, что от нее ждет. Но не во всех случаях это так. В дальнейшем, я думаю, что на региональном уровне эта работа будет активизирована.</p>
<p>Если говорить о выборности губернаторов, что предусматривает законопроект, думаю, что все-таки выдвижение от партий на сегодняшний день - это главный канал. Мы не может исключать появление каких-то ярких политиков-самовыдвиженцев, но как показывает практика, такие случаи, все-таки редки. Поэтому, наверное, это можно рассматривать как исключение. Все-таки от партий большинство кандидатов будет выдвигаться, как мне кажется. Президент будет иметь, по-прежнему, большое влияние на процесс принятия кадровых решений и отстранения от должности, насколько мы можем сейчас увидеть по законопроекту. При этом еще раз подчеркну, что  уровень доверия губернатору становиться крайне значимым показателем.</p>
<p>Это будет способствовать более эффективной, более ответственной работе исполнительной власти на местах.</p>
<p>Одна из главных целей этого шага - показать, что центр прислушивается к мнению людей и готов не только прислушиваться, но и делать конкретные шаги навстречу тем настроениям, которые есть. Поэтому, в общем-то, политическая активность должна перейти в системное русло. Я не думаю, что есть потенциал сегодня для всплеска каких-то протестных акций в регионах. Скорее всего, более спокойной станет ситуация, более стабильной, в общем-то, это именно то, в чем федеральная власть сегодня заинтересована.</p>
<p>Мне кажется правильным, что тема прямых выборов губернаторов поставлена именно сегодня, одновременно с планируемым пересмотром полномочий и доходов регионов. Проблема ведь в чем? Если в 2000-м году консолидированные доходы регионов и федерации были примерно равны, то уже в 2004-м разница между ними составляла 1 трлн. рублей: разумеется, в пользу центра. В 2005-м это было уже 2 трлн., в 2008-м – более 3 трлн.. К 2010-му году разница снизилась, но все равно составила, без малого, 1,8 трлн. рублей.</p>
<p>Понятно, что здесь есть и объективные причины: доходы центра росли за счет экспорта углеводородов. Т.е., останься они в регионах, они достались бы лишь небольшому числу субъектов федерации. Но все же подобные цифры говорят сами за себя.</p>
<p>Сейчас же, когда поставлен вопрос о передаче территориям доходных источников в сумме до 1 трлн. рублей, самое время переходить и к прямым выборам губернаторов. Потому что одновременно с ростом  их ответственности –голосование его, очевидно, предполагает – возрастут доходы, а значит, возможности региональных администраций проводить активную социально-экономическую политику. Это будет эффективно.</p>
<p> </p>
19 Апреля 2017 Новости  Зюганов раскритиковал работу правительства Лидер КПРФ Геннадий Зюганов раскритиковал работу правительства РФ, подчеркнув, что оно работает "очень слабенько". При этом его критика прозвучала после оптимистичного отчета премьер-министра Дмитрия Медведева в Госдуме. 19 Апреля 2017 Новости  Медведев пообещал ипотечникам помощь Работа по оказанию помощи ипотечным заемщикам, в том числе валютным, будет продолжена, но акцент сделают, прежде всего, на тех, кто попал в сложную жизненную ситуацию. Люди должны сами заранее просчитывать все риски, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев. 19 Апреля 2017 Новости  Медведев пообещал снижение ключевой ставки ЦБ Снижение ключевой ставки ЦБ в будущем возможно. Политика Банка России в этом направлении будет продолжена, но действовать надо максимально аккуратно, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев, выступая с отчетом в Госдуме.
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

Rosneft
© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".