Статья
2852 7 октября 2017 22:07

Путин как мировой лидер

18 лет у власти — большой срок и для Путина, и для страны. Однако время для вынесения оценок и подведения итогов, несмотря на юбилей, еще не пришло. История Путина как лидера страны и как человека, который играет одну из решающих ролей в мировой политике XXI века, совсем не закончена.

Впереди одно из самых важных его решений — о выдвижении на новый президентский срок. Этот срок явно потребует новой программы, а может быть и нового курса. Какой будет эта программа и этот курс, пока остается только гадать.

К тому же, нарастающая непредсказуемость ситуации в мире и в России оставляет возможность для появления событий, которые могут оказать куда большее значение на формирование будущих интерпретаций его правления, чем все те, что были раньше.

Поэтому сейчас куда более актуален вопрос: «Что на самом деле хочет Путин?».

Во внутренней политике ответ на этот вопрос в какой-то мере можно дать, анализируя последние назначения глав регионов. В качестве важнейшей задачи президент сейчас явно видит плавную смену поколений в российской политической элите. И эта смена касается не только губернаторов. Они просто оказались в первой волне перестановок.

Впереди — смена состава федеральной исполнительной власти. Если Путин пойдет на новый президентский срок, то судя по имеющимся сигналам, программа его обязательно будет включать масштабное обновление и ряд коренных реформ в тех сферах госуправления, которые общепризнанно считаются устаревшими.

Совсем другое измерение этот вопрос приобретает в политике внешней. С одной стороны, Путин давно уже всеми признан в качестве одного из мировых лидеров, без позиции которого нельзя решить никакие важнейшие вопросы мироустройства. С другой — намерения российской власти столь же давно принято описывать как деструктивные. Россия якобы хочет подвергнуть разрушению сложившийся мировой порядок, предлагая взамен лишь возвращения к «естественному состоянию» враждующих национальных суверенов, действующих исходя из своих сугубо эгоистичных побуждений. Путина склонны называть хорошим тактиком, но выбранную им стратегию принято критиковать.

Между тем, стратегия Путина явно проглядывает сквозь все те заявления и действия которые мы видим в течении его правления. Несмотря на разные интерпретации, можно назвать по крайней мере, пять стратегических задач, которые Путин хочет решить на мировой арене и которые в достаточной мере объясняют мотивы поведения России.

Путин хочет обеспечить достойное место для России в обновленном мире

Путин впервые был избран президентом как лидер, ориентированный на Запад. Он хотел сделать Россию частью Европы и войти с ней в совместные интеграционные проекты. Российский президент до сих пор периодически возвращается к теме свободного пространства от Лиссабона до Владивостока. Путин даже допускал возможность присоединения к НАТО. Опираясь на российские энергетические ресурсы и ядерное оружие, Европа могла бы на равных конкурировать с Соединенными Штатами и Китаем. Россия в обмен получила бы западные технологии и кредитные ресурсы, которые подтянули бы в ней уровень жизни до европейского, а также свободу перемещения и равные права для своих граждан в большой Европе.

Однако европейцы оказались не готовы впустить Россию. Отчасти это объяснялось предрассудками и инерцией элит, отчасти нежеланием ЕС допускать Россию до принятия решений, отчасти противоречиями между интересами безопасности, которые были связаны с расширением НАТО и интересами США на континенте, и инклюзивной логикой развития самого Евросоюза. Более того, европейцы и американцы показали готовность вывести из зоны влияния России постсоветской пространство, таким образом изолировав Россию между, с одной стороны, ЕС, а с другой — Китаем, который наращивал экспансию в Центральной Азии. США и Европа продолжали видеть в России важного игрока, но предпочитали его держать обособленно на расстоянии.

Попытка изоляции со стороны Запада подтолкнула российское руководство к четкому формулированию национальных интересов.

Россия осталась практически одна, но страна не может позволить себе быть слабой в такой ситуации. Поэтому Путина неправильно рассматривать как разрушителя. Он лишь сопротивляется тому мировому порядку, который ограничивает доступ стране и ее гражданам к рынкам, технологиям и правам и при этом создаст экзистенциальную угрозу для безопасности России.

С точки зрения Путина, у России не осталось другого выхода, как построить (в кооперации с другими игроками) новый мировой порядок, в котором будет место для страны, которой он руководит. При этом он видит место России за общим столом, участники которого формируют мировые правила игры в ходе равноправного диалога. В этом проекте у России пока не много открытых союзников. Однако, оказавшись под угрозой изоляции, у страны нет такой роскоши, как выбор друзей.

Путин хочет защитить государство как институт

Обращение российского президента к темам государственного строительства и суверенитета можно объяснить тем, что он считает государство важнейшим социальным институтом.

В XX веке было популярно защищать общество от государства. Это было следствием развития тоталитарных трендов в первой половине столетия.

Путин явно считает, что после ослабления и невозможности выполнять важные функции по охране общества от насилия в XXI веке именно государство нуждается в защите. Слабое или несостоятельное государство ставит под угрозу разрушения все остальные институты, а значит, к приводит к вакууму власти и неконтролируемому насилию, возвращению в «естественное состояние».

В современном мире государство и суверенитет ослабляют не только глобализация и передача функций власти наднациональным интеграционным проектам, но и гуманитарные интервенции Запада и политика, поощряющая смены режимов и государственные перевороты. Западные страны допускают «снос» государства в обмен на появление на его развалинах новой демократии.

Путин исходит из того, что такая политика санкционирует терроризм, жертвами которого становится прежде всего мирное население.

Путин присоединил Крым, потому что хотел спасти его население от разрушения государства, понимая при этом, что не сможет спасти всю Украину. В Сирии Путин также спас государство, помогая Асаду выиграть войну с терроризмом. Конечно, в этом случае российский президент не хотел, чтобы практика Запада по смене режимов и разрушению государственных институтов была закреплена в одной из самых опасных точек Ближнего Востока. Путин ставил задачу прекратить эту логику и показать другой пример урегулирования гражданских конфликтов с участием международных игроков. Это политика активного вмешательства, где помощь получает государство, которое, в свою очередь, восстанавливает свою способность по защите гражданского населения.

В философии Путина защитить государство — не означает подавить личность. Речь идет о защите той среды безопасности, в которой права личности только и могут стать реальными. Так, Путин считает, что государственный суверенитет — это «прежде всего вопрос свободы, свободного выбора своей судьбы для каждого человека, для народа, для государства».

Таким образом, доверие к государству должно быть восстановлено. Но для этого государство должно иметь полномочия. Государство, которое ничего не может сделать и ничего не может решить, не будет пользоваться доверием и уважением ни на внешней арене, ни со стороны своих сограждан. Поэтому Путин выступает за сильное государство, которое может брать на себя ответственность и выполнять свои обязательства.

Российский президент в целом убежден, что современные угрозы исходят в большей степени не от государств, а от новых негосударственных акторов (террористических сетевых организаций и отдельных групп, транснациональной мафии, сторонников радикальных практик, в том числе и религиозных и т.д.). Что касается самих государств, то, по мнению Путина, если они будут учитывать интересы друг друга, они смогут договориться между собой.

Например, Россия уверена, что проблема ядерных программ Ирана и Северной Кореи может быть решена, если Запад примет во внимание экономические интересы и поймет причину политических страхов Тегерана и Пхеньяна.

Напротив, государства и, например, террористические группировки — никогда не смогут найти формулу сосуществования. В этом смысле у Запада и у России есть «работа, которую они будут вынуждены делать вместе».

Путин хочет построить мировой порядок на принципах справедливости

Справедливость понимается прежде всего как преодоление того, что Путин называет экономическим эгоизмом. Мировой порядок, основанный на принципах справедливости, предполагает возможность государств свободно взаимодействовать друг с другом — в том числе, выбирать, с кем вести торговлю и с кем вступать в ситуативные или долгосрочные коалиции на основании национальных интересов.

В современном мире интеграция превратилась в инструмент изоляции одних государств другими, создания эксклюзивных объединений. При этом интересы тех государств, которые могут быть затронуты, игнорируются. В результате разрушаются многовековые культурные и экономические связи, что становится, в том числе, причиной сепаратистских настроений на постсоветском пространстве. Так произошло при включении Балтийских государств в Евросоюз. Аналогичные процессы имеют место и после подписания Украиной соглашения об ассоциации с Евросоюзом. ЕС сегодня уже гарантированно будет развиваться как проект Европы без России, и в таком качестве даже остается привлекательным для части постсоветских элит.

Путин не отрицает за суверенными государствами права создавать союзы, включая оборонные, и коалиции. Но он считает, что они не должны приводить к маргинализации других стран, которые готовы к взаимовыгодному сотрудничеству, и ограничивать их возможности обмена, а также строиться без учета их интересов.

Интеграция не должна превращаться в строительство новых железных занавесов. Государствам, которые заключают экономические союзы, следует быть готовым обсуждать со всеми заинтересованными сторонами их правила и условия, чтобы избежать в будущем торговых и политических конфликтов и чтобы не поощрять сепаратизм, когда регионы, имеющие тесные связи со своими соседями, не хотят жертвовать ими ради интеграции с другими странами.

Путин хочет вести диалог на международной арене на основании национальных интересов.

В эпоху глобализации и однополярного мира понятие национального интереса было выведено из политического лексикона. В ход пошли рассуждения о ценностях.

Более того, большие проекты, такие как европейская интеграция и расширение НАТО предполагают отказ от национальных интересов в пользу коллективных. Возвращение к принципам суверенитета и восстановление авторитета государства означают, что у государства есть свои интересы, учет которых может служить основанием для урегулирования споров и конфликтов между странами. Кроме того, международная политика на основании национальных интересов позволит предотвращать внутренние конфликты в самих государствах.

Национальные интересы нельзя редуцировать к простой воле большинства, которое делегирует правительству определенный мандат. Скорее, с точки зрения Путина, они возникают как результирующая многообразных интересов различных групп в данном обществе. Правительство должно найти баланс между этими интересами, чтобы сформулировать национальные интересы и расставить приоритеты между ними. То же касается и внешних отношений.

Путин хочет вернуть обществам право выбора и защиты своих традиционных ценностей

Консерватизм Путина, его недавнее обращение к Александру III, это еще и отказ от практики навязывания другими государствам и обществам своих ценностей. Это не означает толерантность к насилию и преступлениям против человечества. Но продвижение универсальных ценностей (на практике ценностей либеральных групп) должно перестать быть инструментом насилия или оправданием последнего. Для Путина суверенные государства имеют права защищать ценности, которые разделяют их населения, и институты, которые являются воплощением этих ценностей.

По материалам Центра политической конъюнктуры
22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask».  28 февраля 2024 Колонки
Россия будущего
 Россия будущего Михаил Карягин о пяти линиях трансформации политической системы
20 февраля 2024 Колонки
Каким может быть российский политический консерватизм?
 Каким может быть российский политический консерватизм? Борис Межуев о четырех базовых запросах
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".