Статья
2900 6 сентября 2012 10:58

Путин и журавли

Президент Владимир Путин принял участие в эксперименте, проводимом российскими орнитологами в рамках проекта «Полет надежды» по спасению редкого вида журавля - стерхов, находящихся под угрозой исчезновения.

По пути на саммит АТЭС во Владивосток глава государства прилетел в Салехард, откуда на вертолете добрался до орнитологической станции «Кушеват», передает «Интерфакс». Там Путин пообщался с членами научно-исследовательской экспедиции «Полет надежды» и поучаствовал в одном из экспериментов, цель которого - показать выращенным в питомнике стерхам маршрут перелета.

Находясь за штурвалом мотодельтаплана, который птицы принимают за своего вожака, президент совершил три полета - первый ознакомительный, а два других - с птицами. После того как журавлей выпустили из вольера и они в первый раз взлетели, вслед за дельтапланом пристроился только один стерх. Позже в беседе с журналистами Путин объяснил, что во время этого полета был сильный ветер, а у дельтаплана была слишком высокая скорость, поэтому птицы не справлялись.

Второй полет с журавлями прошел успешно - в хвост дельтаплану пристроились пять птиц и, хотя спустя несколько кругов осталось только двое, они летели еще минут 15, уверенно держась и ловя воздушные потоки.

Проект «Полет надежды» предполагает проводку выращенных в питомнике птенцов стерха (редкий вид журавля) с гнездовий в Ямало-Ненецком автономном округе через Западную Сибирь и Казахстан на юг Узбекистана, где впервые в мире создается альтернативная зимовка этих птиц. Как отметил национальной координатор программ по сохранению стерха Александр Сорокин, создание этой зимовки позволит значительно сократить маршрут полета журавлей и снять проблему потерь популяции во время миграции в Индию через Афганистан и Пакистан, где практикуется нелимитированная охота на этих редких птиц.

Эксперимент, в котором принял участие президент, начался весной в питомнике редких видов журавлей Окского биосферного государственного заповедника. Выращенные в заповеднике птенцы воспитывались по специальной методике, которая исключала их привыкание к человеку. Специалисты, которые ухаживают за птицами, одеваются в белые костюмы, имитирующие облик взрослого стерха. При этом для привыкания птенцов стерха к звуку мотодельтаплана им ставили его запись.

Дело в том, что выращенные в неволе перелетные птицы не могут самостоятельно лететь на зимовку, поскольку нет взрослых особей, которые могут показать им маршрут.

После того как птенцы приобрели необходимые навыки и были готовы к первым полетам, их переместили на Ямал, в непосредственную близость к местам гнездования диких птиц этого вида. Полеты, в которых принял участие Владимир Путин, стали первым этапом пролета стаи журавлей от Полярного круга до Белозерского заказника, расположенного на юге Тюменской области.

Выращенным в питомнике стерхам придется пролететь в сопровождении специалистов порядка 1,2 тысячи километров, после чего они присоединятся к диким журавлям и уже вместе с ними отправятся на зимовку. Ученые отмечают, что использование такой методики обеспечит возвращение в места гнездования порядка 90% стерхов.

Как сообщил журналистам директор Окского заповедника Юрий Маркин, в четверг специалисты начнут выдвигаться вместе с птицами по маршруту.

Президент полтора года учился летать на мотодельтаплане, чтобы поучаствовать в эксперименте.

«Мне понравилась эта программа. Я еще больше заинтересовался, когда сказали, что стерхов ставят на крыло с мотодельтаплана», - рассказал глава государства журналистам.

Он сказал, что приобрел один из таких аппаратов на собственные средства и полтора года назад начал полеты в центральной части России. Президент отметил, что передаст этот мотодельтаплан ученым для дальнейшей работы.

Владимир Путин отметил, что планировал поучаствовать в программе по спасению стерхов еще в прошлом году, однако немного опоздал, поскольку птенцы к тому времени уже появились на свет, тогда как приучать к звуку мотодельтаплана их нужно, когда они находятся еще в яйце. 

Президент добавил, что управление истребителем ему далось легче, чем полет на мотодельтаплане.

«С истребителем мне просто пилот передал джойстик, я сделал пару движений, бочку под его руководством. Но здесь техника гораздо более чувствительная. Если начинает потряхивать, адреналинчик сразу повышается. Но очень интересно, красиво. Действительно приятное впечатление. И если желание есть, рекомендую попробовать», - ответил он на вопрос в интервью «Известиям» о том, чем легче управлять - истребителем или мотодельтапланом, текст которого печатается в четверг.

Говоря о том, как он вообще решил начать летать, глава государства сказал: «Мы же начали со стерхов. Вся эта программа началась, когда мне рассказали, что искусственно выведенных птенцов ставят на крыло с помощью дельтаплана. Но в прошлом году мы опоздали, потому что птенцов приучают к звуку дельтаплана еще с того момента, когда они находятся в яйце. Поэтому договорились, что будем заниматься в течение года».

Владимир Путин уже помогал леопардам, тиграм и другим животным. На вопрос, кого он возьмет под свой патронаж в следующий раз, глава государства сообщил: «Посмотрим. Надо со специалистами поговорить. Но это должно быть не как развлекушка, а с пользой. А что важнее - специалисты должны решить. Кстати, мы с ними и работаем, это по их рекомендации эта программа и появилась, не спонтанно».  

Комментарии экспертов

Такие акции как полет на дельтаплане сказываются на имидже Путина ровно так, как люди к нему относятся. То есть такие акции не меняют отношение людей к Путину. Тот, кто с уважением относится к Путину и голосовал за него, только укрепляются в правильности своего выбора. А те, кто считает Путина абсолютным злом, - они укрепляются в своем мнении, что Путин делает все не так. 

Сейчас отношение к Путину относительно стабильно. Падение рейтинга, о котором говорят в СМИ, носит весьма незначительный характер и вызвано зачастую не столько отношением к Путину, сколько определенными социальными обстоятельствами - ростом цен, тарифов, которые проецируются на всю власть и в том числе на Путина.

Но все равно мы видим, что подавляющее большинство населения по-прежнему Путину доверяет. С точки зрения этого путинского большинства, такие акции только усиливают позитивное к нему отношение. Скоро у Путина будет день рождения - наверняка в Интернете опять начнутся спекуляции насчет его возраста, они очень популярны были, как мы знаем, до возвращения Путина на президентский срок. В этом плане, конечно, Путину нужно подчеркивать, что он в хорошей форме. Полет на дельтаплане подразумевает высокий уровень риска, и нужна хорошая физическая подготовка. 

Путин еще далек от критического возраста. Но раз такая тема поднимается, он должен показывать своему избирателю, что он по-прежнему в отличной физической форме и способен к вот таким серьезным вызовам, приключениям.

Люди, которые за него голосовали, убедятся, что сделали верный выбор. Но такие акции, конечно, не переубедят противников Путина. Что бы он ни делал, они все равно будут видеть в этом негативный момент. 

Но Путину важно сейчас не столько привлечь на свою сторону этих ярых противников (это сделать невозможно, и поэтому он достаточно агрессивно к ним относится: вспомним ту же историю, когда он жестко сказал, что белые ленточки похожи на «контрацептивы»), важно удержать симпатии своего электората.

И такие акции этому способствуют. Тем более что все достаточно красиво подано: и экологическая тема, и объяснили, что дельтаплан куплен за собственные деньги. 

Можно заметить, что теперь хобби Путина стали менее дорогостоящими. Такое доступно многим. Путин же не на стометровой яхте поехал куда-то. Дельтаплан - достаточно демократичный и рисковый вид передвижения. 

Те, кто сомневается, правильно они поступили или неправильно, отдав голос за Путина, получили позитивный сигнал, что президент в хорошей форме, его ничем не напугаешь, он по-прежнему любит риск, при этом чувствует себя абсолютно комфортно в рисковых ситуациях, слабину давать не будет. 

Я думаю, что не нужны такие акции, как полет со стерхами на дельтаплане. Также как не нужна была эта глупость в Азовском море, когда Путин нырял и доставал ложные амфоры. 

Путину доверили власть, ему верят. Ему верит простой народ. С точки зрения простого человека, в силу русских традиций считается, что раз тебе доверили власть – займись делом. 

В стране уйма проблем: социальное неравенство, не хватает детских садов, нет хорошей работы, много безработных, в стране снова растет бандитизм…  В этих условиях такие акции как полет с птицами и т.д. работают и против Путина, и против страны, и против стабильности. Это мое глубокое убеждение. Если это дело его личной, частной жизни - пожалуйста, он имеет право в свободное время и летать на дельтаплане, и заниматься тем, чем ему нравится. Но это не должно быть достоянием гласности, это не должно попадать в Интернет и так далее. 

Полет на дельтаплане - одна из пиар-акций, которые осуществлял Путин. Были и амфоры, и мотоциклы, и стрельба из пулемета, и полеты на самолете, и байкеры всевозможные, и даже мальчик, которого в пуп поцеловали. Как они отражаются на имидже президента? Для этого надо посмотреть на рейтинги. Всем критикам таких акций нужно напомнить, что фактический рейтинг Путина всегда выше 50 процентов. Как бы рейтинг его ни колебался и падал – он всегда был выше пятидесяти. 

А во-вторых, я бы хотел напомнить всем этим людям наше недавнее прошлое, когда вся страна – 200 миллионов – каждый день стонала от того, что ежедневно по телевизору показывают одно и то же: серые лица, черные пиджаки, одна сплошная геронтократия. И все наизусть знали текст: «У трапа гостя встречают Соломенцев, Пономарев, Земянин, Косыгин...».  Я до сих пор помню, как будто записано на подкорку. И именно это было одной из причин разрушения Советского Союза. Люди ощущали скуку. Так что нынешние акции, которые осуществляет Путин, я бы только поддержал. 

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".