Статья
1669 7 сентября 2012 10:08

Путин открыл саммит АТЭС

Президент Владимир Путин в пятницу открыл саммит АТЭС, который проходит во Владивостоке с 7 по 9 сентября. 

Глава российского государства выступает на пленарном заседании делового саммита. Начал свою речь Владимир Путин с того, что отметил необходимость борьбы с протекционизмом. 

«Одна из первоочередных задач - уберечь открытость глобальных и региональных рынков. Иллюзия простых решений - слишком дорого обходится. Увлечение лекарством "протекционизма" - на время снимает острые симптомы, но мешает выздоровлению мировой экономики», - подчеркнул Путин. 

По его словам, в данный момент «жизненно важно наводить "мосты" друг к другу, а не создавать барьеры и стены».

Протекционизм, отметил Владимир Путин, «сковывает» активность в торговле и инвестициях. 

Президент при этом подчеркнул, что никто не отрицает права правительств защищать собственный рынок и национальный бизнес. «Безусловно, они обязаны поддерживать отдельные предприятия или сектора. Я и сам по собственному опыту знаю, и должен с вами поделиться, как принимаются эти решения», - заметил глава государства. 

Путин подчеркнул, что российские власти продолжат делать ставку на макроэкономическую стабильность, и, в частности, на подавление темпов инфляции.

«Во главу угла экономической политики мы ставим макроэкономическую стабильность. В целом нам за последние годы удается решить эту задачу, мы с ней справляемся», - сказал он, отвечая на вопросы участников Делового саммита

Он напомнил, что в 2011 г. инфляция в России составила рекордно низкие 6,1%. «Мы намерены и дальше таргетировать и подавлять инфляцию. Примерно в этих параметрах (2011 года - ред.) мы должны остаться в этом году», - заверил Путин.

Президент отметил, что идея создания валютного союза на пространстве АТЭС интересна, и двигаться в этом направлении нужно, но процесс будет сложным и неизбежно столкнется с трудностями.

Участница саммита АТЭС из Китая спросила Путина, не стоит ли воспользоваться «слабостью доллара» и создать валютный союз.

«В целом не исключаю такой возможности. Мне кажется, это было бы очень интересно», - ответил президент.

При этом он подчеркнул, что это «процесс сложный: финансово, экономически, политически, и даже морально-психологически».

Путин напомнил, как сложно отказывались при переходе на евро от привычных марки и франка Германия и Франция, а Англия не отказалась от фунта до сих пор.

«Но первые шаги к такому объединению и сотрудничеству в этой сфере должны быть сделаны», - сказал президент. 

Путин заверил, что Россия будет развивать электроэнергетику восточной части страны, параллельно работая над объединением ее с европейской частью России,.

«Мы, развивая энергетику на Дальнем Востоке, будем соединять ее инфраструктурно с европейской частью с тем, чтобы нам легко было перебрасывать необходимые потоки сырья и электроэнергии из одной части в другую и легко выходить на рынки как европейских стран, так и АТР», - сказал глава государства.

Он, что «энергетические системы России - европейская и восточная - между собой, так же как и железнодорожная сеть, никогда не были связаны».

Решение этой проблемы – «это ближайшая перспектива», отметил президент России.

Из-за ограниченности межсистемных перетоков электроэнергетика России делится на 2 зоны - на европейскую часть и Урал и на Сибирь. Кроме того, между собой практически не связаны энергосистемы Сибири и Дальнего Востока, в результате чего дальневосточная энергетика является изолированной от остальной части страны.

В случае необходимости дефицит в энергозонах покрывается за счет перетоков электроэнергии через приграничные государства. Так было в 2009 году, когда недостаток электроэнергии в Сибири из-за аварии на Саяно-Шушенской ГЭС компенсировался перетоком из европейской части через систему Казахстана.

Путин также подчеркнул, что на Востоке страны планируется увеличивать добычу газа, нефти и минеральных ресурсов. «Я прилетел на АТЭС с Ямала, запасы (газа) которого - 55 триллионов куб. метров. Это просто гигантские запасы. Запасы в Восточной Сибири и на Сахалине тоже огромны. Сахалинский газ - это только первый шаг», - сказал он, добавив, что в рамках развития промышленности также важно следить за экологией.

Президент в ходе саммита также напомнил о  масштабной катастрофе, которая произошла в Японии в марте 2011 года - землетрясение и последовавшую за ним аварию на АЭС «Фукусима». 

«Авария на АЭС в Фукусиме стала для всех серьезным уроком», - отметил президент.

В связи с этим Путин подчеркнул, что в АТР нужно создать систему мониторинга подобрных катастроф.  

«Россия выступает за создание региональной системы мониторинга природных и техногенных катастроф. Здесь мы также готовы к самой тесной кооперации с партнерами по АТЭС», - сказал Путин в пятницу на деловом форуме АТЭС. 

По его словам, «именно такой подход заложен в двусторонних соглашениях, которые наша страна недавно заключила с Японией, США, Австралией и рядом других государств».

В первый день саммита - 7 сентября - Владимир Путин выступает на пленарном заседании делового саммита АТЭС с масштабной речью, а после состоится обед с представителями деловых кругов азиатско-тихоокеанского региона.

Первое рабочее заседание форума, по словам Ушакова, состоится на следующий день - 8 сентября, в этот же день пройдет встреча лидеров экономик АТЭС с членами делового консультативного совета форума. 9 сентября пройдет второе заседание форума и пресс-конференция президента.

В ходе рабочего завтрака, который стоится в завершающий день саммита, с докладом выступит глава МВФ Кристин Лагард. По словам Ушакова, Лагард изложит свою оценку экономической ситуации в мире.

В преддверии саммита в американской деловой газете «The Wall Street Journal» была опубликована статья Путина, в которой отражена позиция России.

«Именно вокруг возможностей интеграционного сотрудничества как фактора экономического роста мы предлагаем построить разговор в рамках Владивостокского саммита. Причем с учетом такой новой реальности как вступление России в ВТО», - отметил президент.

Он выразил уверенность в том, что «свежий взгляд России, на объективные сложности и внутренние противоречия, существующие в Организации, будет востребован». «Тем более сейчас, когда так трудно идет процесс поиска моделей глобального развития. Сам принцип свободы торговли переживает кризис - вместо снятия барьеров мы то и дело наблюдаем рецидивы протекционизма и завуалированных торговых войн», - подчеркивается в статье главы государства.

По словам Путина, предложение России обсудить в рамках форума вопросы продовольственной безопасности вызвало интерес среди участников саммита.

«На форуме АТЭС мы будем продвигать общие позиции России, Белоруссии и Казахстана - участников интеграционной "тройки". Таможенный Союз, ЕЭП, а в перспективе и Евразийский экономический союз, на наш взгляд, призваны не только эффективно вписаться в глобальные экономические процессы, но и играть активную роль в формировании региональной и международной повестки дня», - отмечает президент.

Построение Таможенного союза и Единого экономического пространства на принципах ВТО, по его словам, «позволит нашим новым партнерам работать и с Белоруссией, и с Казахстаном на одних условиях».

«Мы считаем, что интеграционное объединение, которое создают Россия, Белоруссия и Казахстан, способно играть заметную роль в глобальном развитии и стать связующим звеном между Европейским Союзом и АТР. А в перспективе можно подумать о более тесной "стыковке" экономических режимов, правил технического регулирования, действующих в ЕС, в АТЭС и в рамках Евразийского экономического союза»,- считает Путин.

Лидеры стран АТЭС, как ожидается, подпишут итоговую декларацию саммита, в которой будут отражены предложенные Россией пути дальнейшего развития сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Помощник главы государства Ушаков пояснил, что в документе «будут отражены совместные подходы атэсовского сотрудничества, прежде всего в сферах, которые выдвинуты в качестве приоритетов нашим председательством».

Приоритетами российского председательства в АТЭС, по его словам, являются торгово-инвестиционная либерализация и региональная экономическая интеграция, укрепление продовольственной безопасности, формирование надежных транспортно-логистических систем, взаимодействие в целях инновационного роста.

«Несомненно, итоговый документ будет отражать наши интересы, как и интересы других стран. Он согласовывается путем консенсуса. Эти 4 наших приоритета будут рассматриваться на первом и втором рабочих заседаниях саммита», - пояснил Ушаков.

Говоря о документе, он отметил, что «в рамках работы по дальнейшей торгово-инвестиционной либерализации и углублению региональной экономической интеграции лидеры должны поддержать предложенные Россией практические шаги по противодействию протекционизму в области экологического регулирования и другим завуалированным защитным мерам в международной торговле».

Российская сторона также рассчитывает и на позитивный отклик партнеров по АТЭС на идеи в области стимулирования инвестиций в высокотехнологичные отрасли, обеспечения транспарентности соглашений о свободной торговле, создания под эгидой АТЭС механизмов рассмотрения инвестиционных споров.

По тематике совершенствования транспортно-логистических систем, сказал Ушаков, «основной упор делается на создании "умных" логистических цепочек с применением современных спутниковых и компьютерных систем на основе ГЛОНАСС/СР8 и диверсификацию маршрутов поставок, в том числе с задействованием потенциала БАМа, Транссиба и Северного морского пути».

В сфере продовольственной безопасности речь в первую очередь идет о мерах по привлечению инвестиций и инновационных технологий в сельское хозяйство, повышении стабильности продовольственных рынков, расширении доступа к продуктам питания для социально уязвимых слоев населения, борьбе с незаконной добычей и торговлей морскими биоресурсами.  

Комментарии экспертов

Создание региональных валют – это определенный мейнстрим в последние десятилетия. Фактически все крупные игроки создают национальные валюты. Это, во-первых, интенсифицирует внешнюю торговлю, во-вторых, защищает рынки этих стран, в-третьих, стабилизирует систему от внешних рисков, которые связаны, например, с действующей долларовой системой. Поэтому неудивительно, что страны Персидского залива, Европейского союза, частично Латинской Америки и Юго-Восточной Азии, постсоветского пространства и Российская Федерация ищут какие-то формы валютной кооперации. 

АТЭС, с учетом того, что это одно из крупнейших объединений в мире с экономической точки зрения, представляет интересы целого ряда игроков и групп влияния и производит значительную часть экономического благосостояния. Несомненно, что переход на единую валюту мог бы серьезно облегчить жизнедеятельность этой организации. Это снизило бы риски так называемых односторонних валютных действий.

Валютные риски, которые фактически являются одной из причин возникновения действующего экономического кризиса, можно было бы купировать именно в рамках единой валютной системы. Но, опять же, для этого необходимы различные инструменты, инфраструктура и т.д. Этого всего нет, и с этим связаны опасения президента относительно скорой возможности создания данной системы.

Что касается Китая, торговать с ним – это все равно, что играть в хоккей по правилам принимающей стороны. То есть Китай все время будет выигрывать просто потому, что формирует правила внешней торговли с собой же. Он управляет валютным курсом, поэтому переиграть его на этом рынке крайне сложно. 

Поэтому диверсификация экономических потоков внешней торговли - очень серьезный аргумент в переговорах с Поднебесной, на что, собственно говоря, и рассчитывает Российская Федерация. Поэтому, с одной стороны, диверсификация, а с другой - все-таки ставка на экономическое сотрудничество и на китайском направлении, а это очень важный аспект относительно внешней торговой стратегии. Особенно ставку здесь необходимо делать не столько на валовое увеличение объемов внешней торговли (это сделать достаточно просто путем поднятия цен на энергоносители), а на повышение технологической составляющей в данной внешней торговле. То есть речь идет о товарах с высокой добавленной стоимостью, о прямых инвестициях.

Вот этот выход на внешнюю торговлю более высокого уровня - среднесрочная и долгосрочная цель, которая является основополагающей для Российской Федерации. 

Владимир Путин сделал логичное и своевременное предложение лидерам стран АТЭС найти согласованные меры, исключающие протекционизм и разрушение правил международной торговли на случай кризиса. Ведь если он случается, то все государства начинают защищать свои экономики. И появляется угроза влететь в 1929 год, когда из-за всех этих протекционистских барьеров была разрушена глобальная экономика, что вылилось в гигантский кризис, из которого большинство стран вылезло только в ходе Второй мировой войны. Вот о чем говорил Путин. И абсолютно правильно говорил.
 
Странам мира, в данном случае АТЭС, нужно находить общие универсальные решения, которые позволят поддержать национальные экономики, но при этом не разрушить глобальную экономику в целом. Потому что когда страны начинают девальвировать свою валюту, строить протекционистские рынки, то это все замечательно, но это приводит не к защите, а к разрушению глобальной экономики. Об этом говорил Путин и совершенно, на мой взгляд, справедливо и правильно.
 
Относительно создания валютного союза скажу, что страны АСЕАН уже давно движутся к валютному союзу. Китай продвигает свой юань по отношению к статусу новой резервной валюты. Плюс к этому ведутся разговоры о создании валютного союза Китая, Японии, Кореи и т.д. Так что странам АТЭС нужен валютный союз. Во всяком случае, им стоит согласовывать свои действия, потому что неудачные действия локальных группировок, опять же, могут привести к обрушению глобальной экономики.

Президент России определил приоритеты в экономической политике, направленные на укрепление международного сотрудничества, развитие внутренних рынков. Он также подчеркнул роль и значение Таможенного союза. Сегодня Евразийское экономическое пространство является интересной, перспективной точкой для инвестиционных вложений, в том числе для стран АТЭС.

Кроме того, вопросы продовольственной, энергетической безопасности, инвестиционного климата - по всем этим позициям Путин подтвердил, что Россия, имея понятную, прогнозируемую, экономически стабильную ситуацию, серьезные золотовалютные резервы, удерживая уровень инфляции, создавая благоприятные административные условия для ведения бизнеса, является одним из самых надежных партнеров в мире.

Очень важно, что перспектива развития Дальнего Востока сегодня рассматривается как одна из стратегических задач. Это подтверждает само место проведения столь представительного саммита, которое вскоре станет современным, инновационным, интеллектуальным центром.

Россия предлагает совершенно новые темпы развития, новое отношение к экономическому росту. Мы поставили перед собой задачу - и это вновь подтвердил президент - войти в 20-ку стран мира с наилучшей инвестиционной привлекательностью. А это значит, что госуправление, правовые институты, взаимодействие с бизнесом будут выстраиваться в максимально открытом формате. При этом Путин призвал все страны формировать открытые рынки.

Объединяющим тезисом выступления президента может быть фраза, произнесенная в адрес молодого поколения: «Любите Россию!». 

Наш президент, выступая на саммите АТЭС, отошел от негласного протокола по произнесению либеральных благозвучных глупостей, которые обычно задают тон на международных саммитах, посвященных экономическим темам, когда все, независимо от того, занимаются они протекционизмом или нет, говорят о благах свободной торговли, о том, что мы должны двигаться в сторону либерализации и преодолевать протекционизм. 

Это - карнавал лицемерия и ничего больше. Такими дежурными заклинаниями заполнены практически все международные экономические площадки. При этом очевидно, что в период кризиса усиление протекционистских мер неизбежно. Это вопрос и устойчивости экономики, и социальной устойчивости. И это важно. Государство не может исключать эти механизмы из своего арсенала. Поэтому предложение на международном уровне нормализовать эти практики, признать их закономерность и естественность можно только поддерживать. 

Я думаю, что двигаться в направлении создания валютного союза если и нужно, то как можно медленнее. То есть настолько медленно, насколько это возможно вообще. Участие в валютном союзе в рамках АТЭС является полным, окончательным и безоговорочным самоуничтожением финансово-экономического суверенитета России, потому что гравитационные массы России и КНР сложно сопоставлять, а КНР – это даже не единственный экономический гигант в регионе. Есть и Япония, и достаточно большое количество растущих экономик в рамках этого пространства. Уровень конкурентоспособности России оставляет желать лучшего, много лучшего. То есть, по сути, в данном случае это просто достаточно абстрактное заявление, которое сложно воспринимать как обозначение каких-то реальных экономических или политических перспектив. 

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".