Путин оценил деятельность правительства во время кризиса
Премьер особенно подчеркнул, что Россия пока не вышла из мирового финансово-экономического кризиса, и будет продолжать реализацию антикризисных программ.
Правительство правильно заранее позаботилось о консервации резервов на случай возникновении тяжелых финансовых и банковских кризисных явлений, несмотря на критику со стороны тех, кто считал нужным вкладывать эти деньги в развитие страны, считает Путин.
«Наличие именно этих резервов позволило нам относительно мягко, хотя тоже и потери были, и безработица была, но все же пройти самый острый период кризиса, – цитирует главу правительства «Взгляд». – И причем пройти достаточно мягко, да при этом еще и решать крупномасштабные социальные проблемы, поддерживать развитие национальных проектов, повышать уровень пенсий, строительство жилья для военнослужащих и т. д.».
В свою очередь замглавы Минэкономразвития Андрей Клепач считает, что экономика России сможет избежать спада в случае повторной рецессии в мировой экономике.
«Сейчас мы предполагаем, что в случае стагнации или повторной рецессии мировой экономики у России спада не будет», - сказал он журналистам.
Комментируя критику Счетной палаты РФ, обвинившей Минэкономразвития в недостоверном прогнозировании макроэкономических показателей в кризисном 2009 году, Андрей Клепач заявил, что в целом аналитическая и прогнозная поддержка и Минэкономразвития, и других аналитических центров была адекватной.
«Хотя кризис стал уроком, показавшим, что надо рассматривать и крайние варианты развития событий, анализируя устойчивость экономики к шокам», - отметил замминистра.
В пятницу заместитель председателя Счетной палаты РФ Валерий Горегляд на заседании коллегии контрольного ведомства отметил недопустимую погрешность в прогнозах Минэкономразвития на 2009 год.
«По росту ВВП отклонение составило 14,6 процентного пункта при допустимом значении не более 0,5 процентного пункта, по инфляции - 0,3 процентного пункта при допустимом значении 0, по инвестициям - 30,8 процентного пункта при 1,5 процентного пункта допустимого отклонения», - заявил Валерий Горегляд.
Андрей Клепач пояснил, что прогноз для бюджета на 2009 год «учитывал замедление мировой экономики, снижение темпов роста ВВП России и цен на нефть; перелом в нем был заложен, но в форме плавного торможения». «Прогноз не предполагал кризиса, поэтому проверять его достоверность в сопоставлении с условиями, когда кризис уже происходил, не имеет смысла», - сказал замминистра.
По его мнению, «важно другое - насколько мы смогли оценить глубину кризиса, когда он уже начался». «Изначально мы их недооценили, как и все мировые организации, считавшие, что спада в России не будет, либо он будет минимальным», - заявил Клепач.
По его словам, были достаточно адекватно оценены масштабы колебаний курса рубля (ведомство прогнозировало ослабление до 35-36 руб/$ и последующее укрепление) и инфляции.
Дмитрий Абзалов, ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры:
Точное оценивание и прогнозирование на фоне экономического кризиса являлось крайне сложной проблемой для большинства экономических ведомств в мире. Дело в том, что 2009 год был кризисным годом, и крайне сложно было относительно него просчитать скорость и перспективы восстановления экономики, особенно с учётом того, что российская экономика в большей степени зависит от внешних факторов, нежели от внутренних.
Кроме того, ряд мер заработал только в 2010 году. Естественно, их экономический потенциал было крайне сложно рассчитать в полном объёме. Речь идёт, например, о программе поддержки российского автопрома. Понятно, что её эффективность было крайне сложно просчитать (он очень серьёзно добавил в пунктах по промпроизводству). То же самое касается, например, внешнего спроса, на который ориентирована значительная часть российских отраслей, в том числе энергетика, металлургия, частично тяжёлое машиностроение.
Стоит отметить, что проблема прогнозирования традиционна для всех российских ведомств. Напомню, этим занимается не только Минэкономразвития. Минфин тоже выдвигает свои прогнозы по бюджету и по расходованию средств, по дефициту и профициту бюджета. Напомню, что эти расчёты приводили к тому, что приходилось пересчитывать бюджет, проводить его секвестр. А бюджетные поправки в некоторые годы стабильно превышали в 8-10 раз. Все это верный признак того, что в целом система прогнозирования неэффективна.