Статья
2046 15 февраля 2013 12:47

Путин принял министров G20

Президент Владимир Путин 15 февраля принял в Кремле участников первой в рамках российского председательства в «Большой двадцатке» встречи министров финансов и глав центробанков стран G20.

Обсуждались, в частности, ситуация в мировой финансовой сфере, действия государств – членов «двадцатки» по стимулированию роста мировой экономики и восстановлению доверия на финансовых рынках, сообщает пресс-служба Кремля.

В повестку дня встречи также вошли вопросы, касающиеся реализации Рамочного соглашения по обеспечению стабильного, устойчивого и сбалансированного роста, реформирования международной финансовой архитектуры и хода реформы системы финансового регулирования.

В своём приветственном обращении по случаю начала председательства России в G20 Путин ранее заявил, что Россия видит свою главную задачу, как председателя, в концентрации усилий стран «двадцатки» на разработку мер, стимулирующих экономический рост и создание рабочих мест.  Кроме того, по словам президента, Россия привносит в повестку дня обсуждение таких важных проблем, как финансирование инвестиций и управление суверенными заимствованиями.

В задачи встречи также входила выработка предложений по устранению некоторых препятствий, ограничивающих рост инвестиций, а также по вопросам совершенствования системы управления госзаимствованиями. В дальнейшем эти предложения лягут в основу рекомендаций к обсуждению данной проблемы лидерами на саммите в Санкт-Петербурге.

Перед встречей в Москве глава Минфина Антон Силуанов обозначил наиболее актуальные вопросы текущей повестки.

По его словам, Минфин предлагает «Большой двадцатке» обсудить вопрос о регулировании деятельности рейтинговых агентств. 

Силуанов отметил, что в настоящее время регулирование деятельности рейтинговых агентств по сути ограничивается предварительным контролем за методологией, на основании которой осуществляется оценка экономики суверена или хозяйствующего субъекта. «Мы же предлагаем обсудить модели последующего контроля за качеством рейтинга после публикации», - заявил министр. Он отметил, что такой ретроспективный анализ позволит регуляторам и участникам рынка лучше ориентироваться в достоверности и надежности присваиваемых рейтингов.

«Кроме того, мы считаем целесообразным обсудить с партнерами возможность создания при Совете финансовой стабильности комитета по регулированию и надзору за рейтинговыми агентствами, аналогичного существующему комитету для системы глобального идентификатора юрлиц», - сказал глава Минфина. По его словам, основными задачами комитета могут стать выработка рекомендаций по регулированию деятельности агентств, а также «поддержание своего рода аккредитации, списка глобальных рейтинговых агентств».

Силуанов также заявил, что министры финансов стран G20 настроены дать отпор валютным войнам. По его мнению, финансовая группа G20 в итоговом коммюнике после встреч в Москве, скорее всего, выскажется за сохранение рыночного определения валютных курсов.

Он напомнил, что G20 всегда выступала за то, чтобы валютные курсы определялись с учетом рыночных условий, без административного вмешательства. При этом министр подчеркнул, что Центральный банк РФ редко вмешивается в ситуацию на валютном рынке.

Силуанов отметил, что, по его мнению, не должно быть конкуренции в области валютных курсов для создания более благоприятных условий для отдельных национальных экономик. «Должна быть конкуренция экономик, а не курсов», — пояснил он.

Кроме того, по словам Силуанова, Россия предложит участникам встречи в Москве пересмотреть взгляды на сокращение бюджетных расходов.

«Мы предлагаем внести изменения в соглашения, одобренные в Торонто, возможно, изменить их параметры. Они не достигнуты на данный момент, их надо менять», - заявил министр финансов

В Торонто в 2010 году члены G20 договорились вдвое сократить дефициты бюджетов к 2013 году и стабилизировать или ликвидировать государственные задолженности к 2016 году. Это должно было поддержать долговые рынки в разгар финансового кризиса и дать четкий сигнал покупателям облигаций. Теперь все больше экспертов признают, что выполнение этих обязательств губительно для восстановления экономики.

О целях российского председательства в G20 ранее также говорил премьер-министр Дмитрий Медведев.

«Основной приоритет безусловно заключается в том, чтобы объединить наши усилия для выработки решений, которые способны подстегнуть глобальный рост и расширить занятость», — сказал Медведев в январе 2013 года на экономическом форуме в Давосе.

Он подчеркнул, что в рамках председательства в G20 в 2013 году Россия намерена активно работать над продвижением реформы МВФ. «Мы также продолжим усилия, направленные на дальнейшую реализацию рамочного соглашения по обеспечению уверенного, устойчивого и сбалансированного роста», — отметил премьер.

По его словам, особое внимание также будет уделено восстановлению инвестиционной активности.

«Россия приложит все усилия для поиска непростых и современных решений проблем мировой экономики в интересах ускорения роста, создания благоприятных условий для предпринимательской активности и увеличения занятости», — подчеркнул Медведев.

Среди приоритетов российского председательства он также назвал вопросы устойчивого развития глобальных энергетических рынков и содействия международной торговле, борьбу с коррупцией, вопросы о резервных валютах, протекционистских мерах.

Как отмечали «Актуальные комментарии», в прошлом году Путин, выступая на Санкт-Петербургском международном экономическом форуме, заявил, что «Большая двадцатка» должна взять на себя в полной мере «бремя эффективного лидерства».

Причем, по его словам, это не означает, что G20 должна превратиться в очередной элитный клуб, заботящийся только о своих членах. «Эгоизм и закулисные сделки не добавляют стабильности и доверия», - отметил президент.

По словам Путина, глобальный характер мировой экономики, «когда все зависят друг от друга, предполагает сегодня и глобальный характер ответственности». Как заметил президент, это касается и тех стран, которые «распоряжаются печатным станком», и тех государств, которые являются основными держателями золотовалютных резервов, и обладающих самыми емкими национальными рынками.

«Мы должны не только действовать вместе и реализовывать согласованную политику, но и отдавать себе отчет в том, как решения, принятые на национальных уровнях, отразятся на положении дел в глобальном масштабе», - подчеркнул Путин.

Россия приняла полномочия председателя в «Группе двадцати» 1 декабря 2012 года. Российское председательство будет продолжаться ровно год.

Комментарии экспертов

Влияние рейтинговых агентств на кризис достаточно велико. Агентство S&P, например, понизило рейтинг США. Но кризис начался не с этого. Другое дело, что рейтинговые агентства, которые получают деньги со своих клиентов, вряд ли могут беспристрастно оценивать риски, которые связаны с ипотечными бумагами тех же самых банков, которые им заказывают рейтинги.

Есть несколько моделей по выстраиванию более стабильной и справедливой модели системы оценок. Одно предложение принадлежит Китаю. Суть его в том, чтобы создать альтернативное рейтинговое агентство стран Юго-восточной Азии и развивающихся стран. Напомню, Франция и Германия предлагали ужесточить деятельность самих рейтинговых агентств. Россия заняла промежуточную позицию.

Очевидно, что просто открыть рынок и на существующих условиях оценивать рынок – достаточно рискованно. Необходимо поменять систему работы рейтинговых агентств в целях стабилизации финансовой инфраструктуры как таковой. Речь идет о системе снижения суверенных рейтингов ли ступнях снижения. Можно изменить систему финансирования рейтинговых агентств. Они могут получать деньги не от своих клиентов, а из общего фондирования. Моделей существует очень много. И то, что Москва поднимает этот вопрос, вполне логично. Но пока готовых решений в этом направлении нет.
 

Председательство России в «Большой двадцатке» – это не столько возможность влиять на решения, сколько вероятность влиять на повестку обсуждения. Как Россия на нее будет влиять – вопрос пока открытый. 

Для России как страны, которая страдает от утечки капитала, было бы правильно говорить о мерах по деоффшоризации. Эта тема не так давно активно обсуждалась, но потом была вынесена за скобки.

Конечно, было бы полезно поставить вопрос  о  создании и развитии инструментария долгосрочных инвестиций. Сегодня правила финансового регулирования  и на национальном, и на международном уровне  благоприятствуют спекулятивному инвестору.  Не изменив эту ситуацию, вряд ли можно говорить о преодолении кризиса. Россия здесь один из интересантов, так как могла бы быть точкой приложения большого количества иностранных инвестиций.

Есть примеры хороших масштабных схем, которые можно осуществлять на международном уровне. На их фоне тема контроля над рейтинговыми агентствами не выглядит приоритетной, но и она объяснима и понятна. Рейтинговые агентства оказывают  большое влияние на финансовый рынок. Исключить вероятность недобросовестного лоббизма в их действиях нельзя.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".