Статья
890 6 апреля 2011 13:21

Путин: программу утилизации легковых авто надо продлить

Программа утилизации легковых автомобилей может быть продлена до конца года, а потом завершена.

«Предлагаю программу, в части, касающейся легковых автомобилей, продлить до конца 2011 года, и на этом ее закончить. Но до конца 2011 года (необходимо) полностью обеспечить финансирование и выделить на эти цели дополнительно 5 млрд рублей», - сказал премьер-министр Владимир Путин на совещании «О продлении программы утилизации легковых автомобилей и запуске программы обновления парка грузовых автомобилей и автобусов», сообщает «Интерфакс».

«Я знаю мнение многих наших экспертов, которые считают, что нужно эту программу заканчивать. Искусственное стимулирование спроса нужно постепенно свертывать - так, как это сделано в других странах», - отметил премьер.

По словам Путина, программа утилизации, запущенная в марте прошлого года, сработала эффективно. «Должен сказать, что многие наши сограждане воспользовались этой программой, если учесть еще то, что 165 тыс. человек воспользовались льготным автокредитованием. В целом 500 тыс. человек у нас приобрели новые машины. Вместе с членами семей это более 1,5 млн человек, имея в виду, что среднестатистически у нас в семье 3 с небольшим единицы. Более 1,5 млн человек реально воспользовались программой», - отметил премьер.

«Надо прямо сказать: если бы не эта программа, скажем, в сегменте грузовых автомобилей было бы очень тяжело. Мягко говоря, просто очень тяжело. Процентов, наверное, на 40 выпуск продукции был обеспечен нашими заказами», - подчеркнул Путин.

В 2010 году отрасль удвоила выпуск продукции, продажи новых легковых автомобилей увеличились на 30%, грузовых автомобилей - на 122%, автобусов - почти на 30%. По итогам января-февраля производство легковых автомобилей выросло в 2,1 раза, автобусов - почти на 83%, грузовиков - на 45%.

Программа стимулирования продаж новых автомобилей за счет премий за утилизацию старых была запущена 8 марта 2010 года. Граждане, сдающие старый автомобиль в утиль, покупают новый со скидкой в 50 тыс. рублей.

Основные продажи в рамках премий за утилизацию приходятся на продукцию «АвтоВАЗа» (около 80% всех утилизационных продаж), в основном на модель Lada 2105/2107. Продажи Lada на внутреннем рынке увеличилась почти на 48%, до 517,147 тыс. машин, в том числе по программе утилизации было поставлено 221,584 тыс. автомобилей.

В перечень автомобилей, которые можно купить в рамках программы, помимо всех моделей ОАО «АвтоВАЗ», также входит различные модели автомобилей марок Volkswagen, Skoda, Peugeot Fiat, Nissan, Toyota, Chevrolet, Opel, Ford, Renault, Hundai и других.

Комментарии экспертов
Оптимизм Хлопонина относительно эффективности программы по утилизации автохлама разделяет целый ряд европейских и международных партнеров. Считается, что это наиболее эффективный проект по повышению покупательной способности и стимулированию спроса. 
 
Напомню, что до Российской Федерации данные программы фактически вытащили автопроизводство в Германии, при том, что на остальном рынке оно падало. Очевидно, что это позволило снизить объем устаревшего автопарка, а устаревший автопарк -  это и аварийность на дорогах, это понижение экологического стандарта и повышение расхода топлива. Это, в том числе, проблемы, связанные с сервисным обслуживанием, прежде всего, в стоимости. И четвертое – это крайне важная проблема, связанная со стимулированием работы новых заводов. 
 
Понятно, что за счет утилизации частично компенсируется стоимость, а следовательно повышался спрос на продукт. И считается, что именно благодаря этому целый ряд российских компаний, особенно тех, которые собирают в Российской Федерации, смогли получить определенный стимул для развития. 
 
Основную часть автомобилей и сертификатов получил АвтоВАЗ и, понятно, что для достаточно дешевых и конкурентоспособных относительно российских автомашин данное решение становится крайне важным. Другое дело, что, как и во всех странах, главный вопрос не в том, как реализовать программу, а в том, как из нее выходить. 
Необходимо просчитать шаги, чтобы выйти из программы со стороны государства. Эта проблема, например, очень серьезно стояла, в том числе, в Германии, и суть ее заключалась в следующем – не совсем понятно, каким образом снизить эти стимулирующие меры, как их уменьшать, потому что резкий отказ от самого проекта может привести к проблемам на рынке, прежде всего, связанным с потреблением. 
 
Плюс ко всему, это может очень серьезно снизить работу дилерских центров, которые уже расширили свои сети и персонал для работы, может сбить сами схемы и модели поставок, все это, конечно, крайне негативно может сказаться на экономике, поэтому Российская Федерация приняла решение программу продлить. 
 
Учитывая, что на автопром завязаны, в том числе, производители автокомпонентов и целый ряд других сфер – автострахование и различные финансовые услуги, и заканчивая металлургией в конечном счете, то эта отрасль позволяет за счет своей интегрированности  стать серьезным драйвером роста в промпроизводстве, что крайне важно на фоне финансовой валютной и экономической турбулентности. 
 
Другой вопрос: действительно, как государство будет постепенно и поэтапно снижать свое присутствие в данной отрасли и каким будет выход? Плюс ко всему, второй важный момент – каким образом этот опыт может быть использован в других сферах. Это то, о чем было заявлено на прошлом заседании правительства – о том, что необходимо перекинуть данную модель, например, на сельхоз производителей, то есть, производство сельскохозяйственной техники, что было бы крайне важно и перспективно для поддержки российских сельхоз производителей и, соответственно, российских компаний, которые с ними связаны. 

 

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".