Путин увидел потенциал судостроения
Премьер-министр РФ Владимир Путин пообещал решить проблемы Амурского судостроительного завода, находящегося в тяжелом финансовом положении.
"То, что решение будет принято по заводу сейчас, это очевидно", - заявил В.Путин, который в понедельник приехал в Комсомольск-на-Амуре и посетил "Амурский судостроительный завод", сообщает "Интерфакс".
Он отметил, что для того, чтобы "расчистить ситуацию" на производстве, нужно решить проблему с кредиторской задолженностью, которая составляет 36 млрд рублей, из них 13,9 млрд рублей - только перед Сбербанком".
"Второе, что не менее важно, - нужно решить вопрос с собственностью и собственниками (завода), который эффективными себя за последние годы не проявили", - сказал В.Путин.
Кроме того, добавил он, необходимо определиться с заказами для завода, причем как с военными, так и гражданскими. "В принципе, потенциал хороший, и для того, чтобы это решить, мы здесь сегодня и соберемся", - сказал В.Путин.
На заводе премьер-министру продемонстрировали состояние производства. В частности, на стапелях В.Путин увидел большую подводную атомную лодку проекта N971 "Барс" - с 1996 года финансирование заказа на строительство этой субмарины остановлено. Кроме того, в связи с недостатком финансирования переносятся сроки сдачи многоцелевого сторожевого корабля - с 2013 до 2015 года.
Так же из-за недостатка денег тормозится проект строительства морского транспорта вооружения, предназначенного для подвоза необходимого снаряжения для военных кораблей.
Показали премьер-министру и процесс ремонта дизель-электрической подводной лодки "Варшавянка" проекта 877. Финансовые средства, выделяемые на данный проект, недостаточны, и при таких темпах вместо трех лет ремонт подлодки займет целых восемь.
Главе российского кабинета министров рассказали, что примерно в таком же состоянии находятся и другие проекты завода. В частности, процесс ремонта еще одной большой атомной подводной лодки "Барс".
За последние годы завод потерял множество квалифицированных кадров. На встрече с рабочими завода, к которым премьер-министр подошел в ходе осмотра производства, В.Путин спросил, ликвидирована ли задолженность по зарплате за последние шесть месяцев. Как оказалось, за пять месяцев деньги уже перечислены, и сейчас остается закрыть задолженность за апрель. Рабочие попросили В.Путина решить вопрос с заказами для завода и с финансированием производства.
"Нужны не просто деньги, нужно понимание того, кому и для каких целей нужна лодка", - сказал В.Путин, говоря, в частности, об одном из проектов.
Рабочие попросили решить вопрос с собственностью предприятия, передав в руки государства это открытое акционерное общество.
В итоге общения с рабочими В.Путин пригласил одного из них - слесаря-монтажника Александра Астраханцева - на совещание, чтобы там от лица коллектива тот изложил позицию рабочих по поводу ситуации на заводе.
Анатолий Долинин, историк науки и техники:
Главной и фактически единственной стратегической целью судостроительной отрасли на Дальнем Востоке является попытка сохранить имеющийся потенциал. К сожалению, пока это удавалось с трудом, но последние решения могут изменить эту ситуацию.
Амурский судостроительный завод основан в тридцатые годы. Главным заказчиком и партнером завода стал Тихоокеанский флот, который переживает не лучшие времена. В кругах военных экспертов давно пользуется популярностью мысль о том, что Северный флот с его флотилией подводных субмарин - это надежнейший элемент "ядерного щита" России, а вот Тихоокеанский флот "тихо разлагается". И даже авария на "Нерпе" (которая была детищем именно Амурского завода) для многих стала дополнительным символом состояния Тихоокеанского флота в целом. Это состояние - просто плохое, и этой новости уже лет двадцать.
Главной проблемой Амурского судостроительного завода (как и Тихоокеанского флота) было недофинансирование. Надеюсь, что с принятыми решениями ситуация в этом вопросе улучшится.