Статья
30 Марта 2009 18:15

Путин в Тольятти

<p class="MsoNormal">Владимир Путин провёл в Тольятти совещание, посвящённое ситуации в российском автопроме и посетил завод «АвтоВАЗ». Премьер заявил о намерении правительства выделить 700 миллионов рублей на поддержание рабочих мест в Самарской области, а также 300 миллионов – на развитие малого и среднего предпринимательства.</p>
<p class="MsoNormal">Владимир Путин рассказал о мерах по поддержке важнейших предприятий российского автопрома. Правительство может напрямую выделить средства «АвтоВАЗу» для погашения существующей кредиторской задолженности. Кроме того, рассматривается вопрос о выделении госгарантий на часть привлекаемых кредитных средств. По словам Владимира Путина, правительственная финансовая помощь предприятию может позволить ему привлечь свыше 90 миллиардов кредитных средств.</p>
<p class="MsoNormal">Государство предоставит 25 миллиардов рублей в качестве беспроцентной ссуды на год одному из основных акционеров завода – корпорации «Ростехнологии» - для передачи «АвтоВАЗу», при этом ссуда может быть продлена ещё на один год. Кроме того, Сбербанк и ВТБ выделят «АвтоВАЗу» бридж-кредит на 8 миллиардов рублей. Владимир Путин потребовал подготовить все необходимые документы для выделения средств «АвтоВАЗу» до 10 мая.</p>
<p class="MsoNormal">Глава правительства также коснулся ситуации вокруг автозавода «ГАЗ». Владимир Путин счёт возможным предоставить «ГАЗу» государственные гарантии на сумму более 4 миллиарда рублей для реструктуризации кредиторской задолженности. Кроме того, будут увеличены госзакупки у предприятия, общий объём которых составит 9 миллиардов рублей. По словам премьера, вопрос о субсидировании процентной ставки на закупку отдельных видов автомобилей требует отдельного изучения.</p>
<p class="MsoNormal">Также Владимир Путин заявил о намерении правительства предоставить госгарантии «КАМАЗу» и «Соллерсу» под инвестиционные программы в размере 4,6 и 5 миллиардов рублей соответственно.</p>
<p>На встрече с рабочими «АвтоВАЗа» Владимир Путин заверил их в том, что государство будет оказывать поддержку социальной инфраструктуре предприятия, кроме того, он рассказал о макроэкономической политике правительства. По его словам, Россия вернётся к накоплению финансовых резервов после стабилизации ситуации в экономике и реализации всех «кризисных расходов». «Ответственная финансовая политика и рост резервов - это составляющие нашей деятельности на среднесрочную перспективу», - заявил Владимир Путин.</p>
Комментарии экспертов
<p class="MsoNormal">Модернизация экономики – это, конечно, главная задача. Экономика, в том числе автомобилестроение, должна быть другой. Но при этом ясно, что социальные гарантии, социальные обязательства и социальная политика в целом должны гарантировать уровень жизни, который достигнут средним классом и средними слоями. Рабочие не должны скатиться в нищету, иначе модернизацию попросту некому и не для кого будет проводить. Так что меры правительства по поддержке автопрома вполне логичны. Медведев вполне справедливо заявил о том, что Россия должна остаться социальным государством, и Путин здесь подтверждает этот курс. Россия остаётся социальным государством, но делает ставку на модернизационный рывок.</p>
<p class="MsoNormal">У меня нет впечатления, что принятое правительством решение – это неизбежное спасение «АвтоВАЗа». Конечно, это спасательный круг. Но мне кажется, что на этом круге ещё надо будет куда-нибудь выплыть. То есть озвученные 20 миллиардов рассчитаны не на длительную перспективу, а на использование непосредственно в период кризиса.</p>
<p class="MsoNormal">При этом понятно, что правительство сейчас интересует не столько «АвтоВАЗ» как крупнейший российский бизнес, сколько «АвтоВАЗ» как социальный объект. Я думаю, что, с точки зрения российской власти (исполнительной и законодательной, государственной и муниципальной), «ВАЗ» - это не столько завод, который делает и продаёт автомобили, сколько предприятие, на котором работают примерно 100 тысяч человек, с членами семей - соответственно, 400 000 человек, а со «смежниками», предприятиями которые с ним связаны и находятся часто далеко за пределами Самарской области - за миллион.</p>
<p class="MsoNormal">Настоящая остановка «АвтоВАЗа», если не дай Бог, она произойдёт, будет чревата не тем, что Россия потеряет крупнейший автогигант. Проблема не в этом, а в сотнях тысяч квалифицированных безработных, которых совершенно некуда девать на рынке. Причём существенная часть из них сконцентрирована в городе Тольятти, который состоит из трёх районов, жители одного из которых все работают на этом заводе или обслуживают тех, кто работает на заводе.</p>
<p class="MsoNormal">Я думаю, что суть происходящего именно в этом. На мой взгляд, у нас нет данных, чтобы говорить о том, насколько эти 20 миллиардов рублей помогут или не помогут «ВАЗу» остаться на рынке, как-то по-новому организовать сбыт своей продукции и т.д.</p>
<p>«АвтоВАЗ» - это уникальный объект. Он не единственный уникальный объект в стране, но множество таких объектов, на мой взгляд, не образуют целостность, они все уникальны. «ВАЗ» уникальный, «ГАЗ» уникальный, «КАМАЗ» уникальный. И с каждым надо сделать что-то своё. В каждом случае будет индивидуальная история. В Ульяновске тоже автозавод, он тоже совсем особый. Совсем другой сектор рынка, другое количество людей, другая роль в экономике региона - всё совсем по-другому. Поэтому решение об «АвтоВАЗе» - не модельное, правительство не будет автоматически переносить этот опыт на другие предприятия.</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".