Статья
1196 3 октября 2012 19:24

Путин вручил призы лучшим учителям России

 В преддверии Дня учителя президент Владимир Путин встретился с участниками ежегодного всероссийского конкурса «Учитель года России – 2012».

В ходе общения с президентом педагоги задали ему вопрос о том, что будет, если объединить, согласно мировым стандартам, на третьей ступени обучения русский язык и литературу. По словам задававшей вопрос учительницы, эта тема активно обсуждалась на съезде филологов. Педагог отметила, что не согласна с этой идеей.

«В этом смысле я с вами согласен, здесь нужно смотреть на традиции», - ответил Путин.
 
Он высказал мнение, что преподаватели литературы вкладывают большую роль в воспитание и призвал их подавать материал таким образом, чтобы это было интересно для молодых людей. «Для того, чтобы подать, разместить порнофильм или что-то в этом роде, никакого таланта не надо, а чтобы подать позитивный материал, нужен талант», - сказал Путин.
 
Президент отметил, что механически решать вопросы, связанные с перераспределением нагрузки, не стоит. «Но я стараюсь не вмешиваться в профессиональную работу каждого ведомства. Это вопросы очень специальные, и их решение должно основываться на мнении профессионалов и экспертов и вот такого сообщества, как ваше», - отметил Путин.
 
Он выразил надежду на то, что Министерство образования и науки и экспертное сообщество вместе с учителями выработают оптимальное решение этой проблемы, передает ИТАР-ТАСС.
 
Выступая перед участниками конкурса, Владимир Путин также отметил, что необходимо восстанавливать систему внеклассного образования.
 
«Это одна из проблем образования, подготовки молодых людей: у нас почти утрачена советская система внеклассного образования - кружки, дома культуры и т.д.», - сказал глава государства.
 
Путин напомнил, что поднимал эту проблему в своих предвыборных статьях и в одном из указов, которые подписал сразу после вступления в должность президента 7 мая текущего года.  
 
«(Систему внеклассного образования – прим. ред.), во-первых, надо восстанавливать и, уж точно совершенно, нельзя ничего сокращать в самих школах. Мы обратим на это внимание», - заверил президент РФ. По мнению Путина при решении этой проблемы приоритет должен быть за муниципалитетами, а не за федеральным центром.  
 
В свою очередь помощник главы государства Андрей Фурсенко напомнил, что дополнительное образование финансируется в основном муниципалитетами. «Сейчас в соответствии с вашими указами необходимо расширить поддержку дополнительного образования, имея в виду, что к 2015 году мы должны существенно увеличить охват ребят дополнительным образованием», - сказал Фурсенко.
 
Говорилось на встрече и о проблемах самих учителей. Президент призвал регионы активнее заниматься проблемой обеспечения жильем школьных учителей. «Обеспечение жильем - это муниципальная и региональная проблема», - заявил глава государства на встрече с финалистами конкурса «Учитель года»,  добавив, что «ее сложно решать, хотя это всегда вопрос приоритетов».
 
По словам Путина, средств даже в периоды получения сверхдоходов не хватает и необходимо правильно распределить их по основным направлениям. «Нужно определить приоритеты в рамках наших возможностей, и это задача муниципалитетов и регионов», - убежден президент. «Федеральный центр может и должен играть роль триггера, спускового крючка», - считает президент.
 
Путин также отметил, что с федерального уровня оказывается поддержка региональным жилищным программам. В частности, в этом и следующем годах предусмотрено по 1,5 миллиарда рублей на софинансирование первого взноса, который молодые учителя должны выплатить по ипотеке.
 
В ходе встречи Путин заверил, что программа поддержки учителей, работающих на периферии, будет продолжена. При этом он напомнил, что государство выделяет гранты учителям, уезжающим работать на периферию, в размере 500 тысяч рублей. «И будем вырабатывать и дальше дополнительные стимулы», - добавил президент.
 
Путин подчеркнул, что это должна быть комплексная общая программа, в которой должны принимать участие не только федеральный центр, но и регионы.
 
Президент призвал министерство образования и науки сокращать количество документации в школах и активнее переходить на электронный документооборот.
 
«Нужно это (электронный документооборот) расширять», - заявил Путин, отвечая на выступление одного из участников беседы, посетовавшего на то, что он очень много времени тратит за заполнение различных документов в ущерб общению с учениками.
 
Путин напомнил, что 80% документооборота в школах относится к внутриведомственным требованиям, или лишь 20% - к требованиям сторонних организаций.
 
«Сама система Минобрнауки воспроизводит безумный поток подчас ненужных бумаг», - сказал президент. По его словам, есть конечно же необходимые документы, «но многие вещи себя изжили».
 
«Нужно переходить на электронный документооборот, тем более что учителя могут это сделать, и снижать объем, это точно», - приводит слова Путина ИТАР-ТАСС.
 
Как сообщалось, Владимир Путин провозгласил образование ключевым направлением бюджетного финансирования на годы вперед. «Инвестиции в образование станут ключевым бюджетным приоритетом», - написал Владимир Путин в программной статье «Строительство справедливости. Социальная политика для России» в «Комсомольской правде» 13 февраля.
 
«Мы уже привыкли к тому, что отбор детей в престижные школы (и соответствующая конкуренция их родителей) начинается с первого класса. (…) Школа перестает выполнять функцию социального лифта, начинает воспроизводить и закреплять социальную дифференциацию», - отмечал Путин.
 
Между тем, считает кандидат в президенты, «дети не должны быть заложниками социального или культурного статуса своих семей». «Если школы работают в трудных социальных условиях, то и они, а не только гимназии и лицеи, работающие, как правило, с благополучными детьми, должны получать специальную поддержку - и методическую, и кадровую, и финансовую», - подчеркивал автор статьи.
 
По его мнению, «новые стандарты старшей школы должны обеспечить доступность для каждого школьника 5-6 профилей обучения, соответствующих склонностям и жизненным планам подростков».
 
Что касается самого конкурса на звание Учитель года, то в 2012 абсолютными победителями стали два учителя, набравшие одинаковое количество баллов. Президент вручил им главный приз – «Большой Хрустальный пеликан» – учителю русского языка и литературы московского центра образования Вите Кириченко и учителю мировой художественной культуры Сергиевопосадской гимназии Александру Демахину.
 
Глава государства поздравил всех учителей с приближающимся профессиональным праздником – Днём учителя.
 
Конкурс «Учитель года» проводится в России с 1992 года. В этом году в финал конкурса вышли 77 человек. Среди них 15 учителей русского языка и литературы, 12 математиков, 12 историков, 11 преподавателей иностранного языка, преподаватели физики, информатики, ОБЖ, физкультуры, биологии, географии, химии, изобразительного искусства.
 
Комментарии экспертов

Реформаторам, экспертам, министрам надо определиться, какое образование мы хотим видеть. Модели среднего образования могут быть самые разные. Можно сделать элитарное образование, ориентированное на узкую прослойку талантливых детей и тех, чьи родители смогут такое образование оплатить. Тогда надо четко формулировать, что основной акцент на талантливых детей, богатые сами зарабатывают на образование детям, а остальные учатся постольку поскольку.

Либо мы пытаемся в той или иной степени воспроизвести советскую систему, когда был достаточно высокий средний уровень. Но с другой стороны, этот уровень образования не был блестящим. Тогда все ресурсы пойдут на поддержание некой средней планки образования.

В любом случае нужно создать условия, когда дети из обычных семей в регионах имели бы возможность поступать в хорошие высшие учебные заведения. Чтобы им не была закрыта дорога в хорошие университеты. Но пока мы не ответили на вопрос, к какой цели в образовании мы идем. Невозможно сидеть сразу на нескольких стульях. Нужно выработать цель и дальнейшую стратегию ее достижения. Пока я такого подхода не вижу.

Внеклассное образование вещь крайне полезная как для учителей, так и для школьников. У учителей появляется возможность дополнительного заработка. Ученики же могут освоить знания, которые часто не входят в школьную программу. Причем это будет стоит несколько дешевле, чем нанимать репетитора. Кроме того, снимается вопрос привыкания преподавателя и ученика, выстраивания отношений. То есть система внеклассного образования будет востребована.

 
Осталось определиться с системой его финансирования. Насколько мне известно, этот вопрос пока остается открытым. За последнее время сняли несколько директоров школ и даже завели на них уголовные дела за финансовые махинации. Вот этому явлению махинаций и коррупции в школах надо положить конец.Тогда и реформа будет осуществляться куда быстрее.
 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".