Статья
1868 19 июля 2010 0:01

Путин встретился с космонавтами

Премьер-министр РФ Владимир Путин прибыл на ОАО «Ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени С.П.Королева.

 Глава правительства ознакомился с работой контрольно-испытательной станции (КИС), где проходят заключительные испытания все космические аппараты перед отправкой на космодром.Президент корпорации Виталий Лопота показал премьеру корабли «Союз» и «Прогресс», которые сейчас проходят испытания, а осенью отправятся к МКС.

Кроме того, Владимиру Путину показали служебный модуль «Заря», аналогичный тому, который установлен на международной космической станции. Глава правительства осмотрел последнее поколение отечественных ракет-носителей, которые сейчас используются для вывода на орбиту навигационных спутников системы ГЛОНАСС и спутников военного назначения.В этом же зале представлена модель единственного «советского шаттла» - «Буран». Как пояснил Виталий Лопота, это модель корабля, изготовленная с точностью до надписей «СССР» на борту.

Как рассказал журналистам начальник КИС Александр Кижаев, на станции проходят испытания все космические корабли.
«Здесь проверяются все функции кораблей и тестируются все режимы, в которых предстоит работать аппаратам. Во время испытаний специальная аппаратура имитирует воздействие, которому будет подвергаться корабль в космосе», - сказал Александр Кижаев.Кроме того, здесь проводится тестирование космических программ полетов и тренировки экипажей.

Россия располагает возможностями для укрепления своих позиций на глобальном рынке космических услуг, заявил премьер-министр РФ Владимир Путин. «Ситуация на мировых рынках в этой сфере складывается таким образом, что у нас есть все основания полагать, что мы справимся с решением этой задачи, имея в виду и ситуацию на глобальных рынках, и наши заделы на сегодняшний день, и нашу компетенцию», - сказал Владимир Путин на совещании по теме космоса.

Он отметил, что «наша задача - обеспечить национальные интересы в космосе, серьезно укрепить позиции России на глобальном рынке космических услуг». «Словом, нам нужно быть по-настоящему конкурентоспособными», - сказал Владимир Путин.

Правительство РФ приняло решение в ближайшие три года выделить для строительства космодрома «Восточный» около 25 млрд рублей, сообщил также премьер-министр. Эти средства, уточнил глава правительства, выделяются «с тем, чтобы создать необходимую базу и сделать следующие шаги уже после этого срока». «Очень рассчитываю, - отметил премьер, - что космодром «Восточный» станет первым национальным космодромом гражданского назначения, гарантирует России полную независимость космической деятельности».

«Важно, что новый космодром обеспечит обслуживание фактически всех перспективных космических проектов, в том числе пилотируемой транспортной системы, средств выведения нового поколения и будущих межпланетных комплексов», - сказал Владимир Путин. Кроме того, по оценке премьера, «строительство и эксплуатация "Восточного" положительным образом скажутся на развитии промышленного потенциала Дальневосточного региона нашей страны, существенно повысят его инвестиционную привлекательность».

Глава правительства озвучил объем инвестиций в космическую сферу.  «В текущем году в ракетно-космическую промышленность вновь направляются солидные ресурсы. 67 млрд руб. - на реализацию Федеральной космической программы и 29,9 млрд руб. - на решение задач федеральной целевой программы «Глобальная навигационная система», - сказал Владимир Путин на совещании в подмосковном Королеве.

Он отметил, что вложения в отечественную космонавтику должны принести весомую отдачу и стать своего рода катализатором развития смежных отраслей производства, помочь в решении социально-экономических проблем региона.

Ракетно-космическая сфера является одним из основных государственных приоритетов, отметил премьер. «Отношение к ней всегда было и всегда будет особым», - подчеркнул он.

Премьер отметил, что, несмотря на все сложности кризисного периода, бюджетные ассигнования на космическую деятельность выделялись в полном соответствии с утвержденными программами. Он напомнил, что на эти цели в прошлом году из федерального бюджета было выделено 18 млрд руб.

Премьер отметил, что планов развития национальной ракетно-космической отрасли много, но для того, чтобы они не остались на бумаге, нужно приложить серьезные усилия. «И не только государству, которое максимально внимательно относится к нуждам отрасли», - сказал Владимир Путин.

Со своей стороны руководитель Роскосмоса Анатолий Перминов, говоря о развитии космических услуг, заявил: «В конечном итоге наша задача - занять твердую нишу до 15% до 2015 года мирового рынка космических услуг», - сказал Анатолий Перминов.
Он отметил, что в ходе реализации мероприятий Стратегии достигается качественное улучшение всех показателей, которые характеризуют развитие отрасли, в том числе по уровню загрузки производственных мощностей - 70% к 2015 году, доли инновационной продукции в общем объеме производства - более 55%, доли промышленного оборудования с возрастом до 10 лет - 40%.

Он также отметил, что ресурсное обеспечение Федеральной космической программы России, ФЦП ГЛОНАСС и всех программ, в которых задействована ракетно-космическая техника, сегодня полностью соответствуют утвержденному правительством РФ финансированию.

Как напоминает Интерфакс, в настоящее время среди основных направлений деятельности РКК «Энергия» - разработка и эксплуатация МКС, создание и поставка российских систем для европейских грузовых кораблей ATV по программе МКС, разработка и эксплуатация спутников связи, дистанционного зондирования Земли, разработка и производство разгонных блоков для выведения спутников системы «ГЛОНАСС», обеспечение технической подготовки и полетов космонавтов и астронавтов и многое другое.

ГЛОНАСС – предмет особо внимания бизнеса и государства. Навигационная система представляет собой как стратегический объект, так и предмет коммерческого интереса российских компаний. При этом сегодня в России активно используется GPS – прямой конкурент ГЛОНАСС.  О том, что рынок для навигационной аппаратуры без чипа ГЛОНАСС в РФ должен быть закрыт, шла речь на встрече премьер-министра РФ Владимира Путина с основным владельцем АФК «Система»  Владимиром Евтушенковым.  «Системе», в частности, принадлежит контрольный пакет в федеральном навигационном операторе «Навигационно-информационные системы» (НИС).

«Нами проведены беседы практически со всеми поставщиками подобной аппаратуры - такими как Nokia, Siemens, Motorola - они понимают прекрасно, что мы все равно закроем рынок для аппаратуры, которая будет без чипа ГЛОНАСС, - сказал В.Евтушенков. - Им только нужно, чтобы мы законодательно это сделали», передает «Интерфакс».

«Но мы не можем пока принять это законодательно, потому что должны решить кое-какие свои вопросы, сделать чипсеты и прочее-прочее. Но, в принципе, они переживут это спокойно, потому что американцы точно так же защитили в свое время свой рынок, когда переходили на GPS. Поэтому решения - и технические, и технологические - существуют»,  - отметил Евтушенков.
«Хорошо, что наши партнеры понимают, что мы, защищая свои национальные интересы, будем продвигать на наш рынок собственный продукт, - в свою очередь сказал Путин. - И нужно корректно с ними выстраивать отношения». «Так же, как мы это сделали, например, в автомобилестроении, когда показали им тренд развития ситуации. Они сами своевременно среагировали, и сейчас в общем и целом, на мой взгляд, очень довольны тем, что происходит», - подчеркнул премьер-министр.

В ходе посещения РКК встретился с космонавтами-ветеранами, которые принимали участие в исторической стыковке советского корабля «Союз» и американского «Аполлон». В понедельник исполнилось ровно 35 лет со дня стыковки двух кораблей, которая до сих пор остается единственным примером столь тесного сотрудничества двух космических держав на орбите Земли.
Встреча премьера с космонавтами, которым сейчас уже далеко за 70 лет, состоялась в музее РКК «Энергия», где выставлены реальные космические корабли и спускаемые аппараты. Среди них космический корабль «Восход» первого космонавта Юрия Гагарина, спускаемый аппарат Валентины Терешковой и спускаемый аппарат, на котором на Землю вернулись советские космонавты, участники стыковки «Союз-Аполлон» - Алексей Леонов и Валерий Кубасов.

Комментарии экспертов

Российские компании давно пытаются активизировать продвижение ГЛОНАСС на отечественный рынок. Пока одной из основных проблем реализации этого амбициозного и масштабного проекта является именно коммерческое внедрение данных решений для физлиц и частных компаний. Напомню, что промышленно ГЛОНАСС используется достаточно часто и уже относительно давно. За счёт того, что это достаточно большие приёмники, они устанавливаются на подвижные составы, на тяжёлые автомобили, грузовики с целью отслеживания их перемещения.

Но именно в коммерческую реализацию данный продукт идёт крайне сложно ввиду того, что приёмники достаточно большие и их сложно реализовывать в сегменте телекоммуникации, то есть, например, в коммуникаторах, смартфонах, в сегменте автодорожной навигации, прежде всего в автомобилях.

Поэтому российские компании, которые участвуют в этом проекте (напомню, что проект курирует «Роскосмос»), пытаются серьёзно укрепить позиции проекта именно за счёт ограничения конкурентов. Конкурентов у российской системы два – это GPS и «Галилео», европейский вариант.

Согласно предложениям российских компаний, поставка устройств, которые содержат встроенные GPS-приёмники или «Галилео»-приёмники, на рынок должна ограничиваться. А встраивать необходимое оборудование можно в РФ.

Что касается, например, рынка телекоммуникаций, то это практически невозможно, потому что для этого необходимо открывать производственные мощности здесь и здесь перепрошивать телефоны и полностью их переделывать. Пока чипы ГЛОНАСС очень большие. Они меньше, чем были, но всё равно они достаточно большие. Поэтому их сложно встраивать в телефоны. Скорее всего, их удастся уменьшить с целью уменьшить сами чипы. Понятно, что это потребует определённого времени.

Плюс ко всему, это означает, что все производителям придётся открывать какие-то производственные цехи, что не всегда рентабельно. Открывать их только ради того, чтобы зашивать ГЛОНАСС-чипы – это крайне сложно. Плюс ко всему, есть вопрос, как ГЛОНАСС будет взаимодействовать на других территориях покрытия.

ГЛОНАСС в полную силу введётся только осенью этого года, когда будет полностью наращена вся группировка. И ещё после этого необходимо определённое время, чтобы её дорастить. Поэтому это вопрос не ближайших месяцев. Это вопрос, может быть, середины 2011 года. Очевидно, что это попытка прощупать почву на предмет введения таких ограничений.
Как показывает практика, будущее всё-таки не за одной системой, а за полигрупповыми структурами. Это означает, что чип-приёмник должен принимать не только ГЛОНАСС, но, например, и GPS. Это позволит получить максимальный охват как в РФ, так и за рубежом. Плюс, сами группировки спутников будут достаточно большие. Создание совместных приёмников – это крайне перспективное направление, которое позволит решить проблему, связанную со сшиванием GPS-чипов.

Но основная проблема заключается в недостаточности российского оборудования, прежде всего приёмников. Поэтому без технологического решения на этом направлении вводить ограничения будет крайне сложно. Например, машины ещё можно как-то перешить за счёт сборки. Крупные автогиганты имеют сборочные системы, и, учитывая, что поставка на российский рынок поддержанных автомобилей ограничена, то, возможно, новую сборку можно обязать встраивать ГЛОНАСС. Это в принципе менее проблемно ввиду того, что автомобиль всё-таки больше, чем телефон.

Что касается небольших гаджетов (именно за этим рынком считается будущее GPS и вообще позиционирование глобальной навигации), то здесь необходимо принимать технологические решения, без которых реализовать данный проект будет крайне сложно.
 

Космос и вообще наш ВПК имеет кроме оборонного и научного значения ещё громадное моральное значение. 70 лет мучились  советские люди, жили впроголодь, на надрыве, работали во имя отчизны и создали то, что у нас есть. Это самое ценное и дорогое, что у нас осталось от советской эпохи – именно достижения в космосе. Чем мы можем там гордиться? Сталинской коллективизацией или сталинскими расстрелами? Нет, конечно, полётом Гагарина, Королёвым.

Сохранить космос, сохранить все наши достижения, блестящие кадры, этих умных людей – это моральная обязанность нынешней власти не только перед будущими поколениями, но и перед прошлыми поколениями, которые очень трудно прожили всю эту советскую эпоху.

Космос – это самое ценное, что у нас осталось. Территории мы потеряли, многое потеряли… Космос и все производства, связанные с космосом остались. Бесспорно, то, что делает Путин, имеет громадное моральное значение не только перед будущими, но и перед прошлыми поколениями. Это чрезвычайно важно, это надо сохранить любой ценой, потому что если мы это потеряем, то мы действительно превращаемся во второразрядную страну, которую никто ни во что не будет ставить.

Пока мы на равных сотрудничаем с американцами. Как показывает опыт, они нуждаются в наших носителях. Когда у них была проблема с «Шаттлами», мы их спасали. Надо удерживать общественное внимание на этой теме. Это и воспитание патриотизма, и ещё моральное отношение к нашей истории, к подвигу советских людей, которые в этих неимоверных условиях, на надрыве, лишённые всего в жизни, создали это наше богатство.
 

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".