Статья
2900 10 сентября 2010 12:06

Пять требований демократии

Президент России Дмитрий Медведев принимает участие в политическом форуме «Современное государство: развитие демократии и критерии эффективности». Глава государства выступил на пленарном заседании с речью о своем видении развития демократии в России.

В ходе выступления Дмитрий Медведев назвал модернизацию одним из важных политических приоритетов современной России и выделил пять основных стандартов демократии.

«В число самых важных политических приоритетов попала модернизация экономики, технологического производства - этот курс был провозглашен мною год назад, и в принципе он встретил полную поддержку со стороны всех политических и общественных сил», - заявил президент России.

Он отметил, что не слышал ни одного голоса, выступающего категорически против модернизации, спор идет лишь о необходимых для этого институтах, возможностях, темпах.

Глава государства предложил также слушателям свое мнение о том, каким критериям должно соответствовать государство XXI века, каковы могут быть универсальные стандарты демократии - президент назвал пять требований, которые считает основными.

«Во-первых, это правовое воплощение гуманистических ценностей и идеалов, то есть все те ценности, которых мы придерживаемся, должны иметь правовую рамку», - сказал Дмитрий Медведев. Он заявил о необходимости придания этим ценностям практической силы закона, которая направляет развитие всех общественных отношений, то есть задает главные ориентиры общественного развития.

«Вторым стандартом я считаю способность государства обеспечивать и поддерживать высокий уровень технологического развития. Стимулирование научной деятельности, инноваций в конечном итоге производит достаточное количество социальных благ, достаточное для достижения достойного уровня жизни», - отметил Дмитрий Медведев.

Третьим стандартом, по словам главы государства, является «способность демократического государства защищать своих граждан от посягательств со стороны преступных сообществ». «Это и терроризм, это и коррупция, и наркоторговля, и незаконная миграция, некоторые другие явления, которые угрожают нашему образу жизни, нашим ценностям, игнорируют наши законы», - сказал президент РФ. «Искоренение их - это прямая задача демократического общества», - отметил Дмитрий Медведев. При этом он подчеркнул, что «демократия должна эффективно и в полной мере исполнять самые разные функции, включая полицейские функции».

Четвертой особенностью демократии Дмитрий Медведев назвал «высокий уровень культуры, образования, средств коммуникации и обмена информацией». «Свободное демократическое общество - это всегда общество хорошо подготовленных, образованных людей, людей с высокой культурой», - подчеркнул президент РФ.

«Те самые времена, когда вожди "указывали" так называемым "простым людям", как и зачем жить, эти времена закончились, - заявил Дмитрий Медведев. - 21 век, я в этом уверен, - это эпоха образованного, умного, если хотите, сложного человека, который сам распоряжается своими способностями, которому не нужны "вожди", патроны, те, кто принимает за него решение».

В качестве пятого стандарта глава государства назвал «личную убежденность в том, что они живут в демократическом обществе». Президент РФ также отметил, что бедность является одной из главных угроз демократии, назвав очевидным тот факт, что «бедный человек не может быть свободным».

«Попытки насаждения внешних демократических форм в бедных обществах, а так бывало и сейчас бывает - и мы знаем эти страны - очень часто приводят либо к хаосу, либо к диктатуре», - сказал Дмитрий Медведев. Он подчеркнул, что наряду с политическим преобразованием в таких странах надо содействовать их экономическому развитию. По словам президента, экономический фундамент свободного общества держится, в том числе на внедрении новых изобретений.

В связи с этим президент заявил, что аномальная жара, которая случилась этим летом в России, показала, что только новые технологии способны противостоять стихии, и одновременно выразил благодарность премьер-министру Италии Сильвио Берлускони и президенту Южной Кореи Ли Мен Баку за помощь, оказанную этими странами в тушении пожаров.
 

Перед выступлением на пленарном заседании форума Дмитрий Медведев в формате «круглого стола» встретился с российскими и иностранными политологами, среди которых были, в том числе, и члены дискуссионного клуба «Валдай».

Дмитрий Медведев считает, что модернизация как основной пункт повестки дня воспринята людьми.

«Модернизация как основной лозунг, как основная повестка дня, стоящая в России, людьми воспринимается», - сказал президент на встрече с политологами в рамках международного политического форума в Ярославле

«Конечно, не всем мы довольны», - добавил Медведев. «Дискуссии идут по темпам, средствам и методам модернизации», - сказал президент.

Президент России считает необходимым как можно скорее изменить структуру российской экономики, уйдя от прямой сырьевой зависимости.

«Надо срочно изменить экономическую структуру, иначе нет будущего», - считает Дмитрий Медведев. «Закончился запас прочности, связанный с сырьевым ростом», - считает президент.

Дмитрий Медведев заявил о неприемлемости для России парламентской демократии как формы правления.


Выступая на встрече с политологами, он отметил, что первые два года занимался изменением политической структуры на федеральном и региональном уровне.

«Но ничего при этом радикально менять не нужно. Не потому что нельзя, а потому, что не нужно. Нам говорят про парламентскую демократию. Наши киргизские друзья встали на этот путь. Но для России, как, я боюсь, и для Киргизии, парламентская демократия - это катастрофа», - сказал президент.

Проведение курса на модернизацию России способны осуществлять только свободные люди, считает президент РФ.

«Человек, который испуган, зашорен, боится государства, правоохранительных органов и конкурентов, не может заниматься модернизацией. Это может только свободный человек», - заявил Дмитрий Медведев.

По мнению главы государства, развитие политических институтов в России должно сопровождаться предоставлением дополнительных стимулов к модернизации.

При этом Дмитрий Медведев высказался за конкретные определения идей модернизации. «Когда периодически у нас говорят: нужно все поменять, вопрос в том, чего менять», - сказал президент.

Демократия в России развита успешно и продолжает развитие в нормальном темпе, считает президент РФ Дмитрий Медведев.

«У нас нет тяжелой атмосферы в обществе. У меня нет ощущения, что у нас затхлая атмосфера, страна стагнации, вокруг полицейский режим», - заявил Дмитрий Медведев в пятницу, обращаясь с российскими и зарубежными политологами на Мировом политическом форуме в Ярославле.

«Считать, что мы отброшены куда-то (назад), у меня таких эмоций, таких ощущений нет», - сказал глава государства.

По мнению главы государства, демократическое развитие России проходит в оптимальном темпе. «Мне кажется, мы набрали нормальный темп общественного развития. Причем это темп такой, что нас не выбрасывает на повороте», - сказал Медведев.

При этом президент РФ подчеркнул, что выражение недовольств и даже протестов в условиях демократии в России является нормальным явлением, если конкретные проявления протестов не нарушают законодательства. «Есть люди, которые протестуют. Это тоже нормально. Главное, чтобы все проходило в границах правопорядка», - отметил он.

Президент России при этом категорически отвергает обвинения в том, что в России развивается тоталитаризм.

«Тот, кто говорит, что мы находимся в тоталитарной системе, тот или лукавит, или у него хреновая память», - сказал Дмитрий Медведев.

Президент России призвал США проявить большую заинтересованность в создании новых институтов безопасности, куда могли бы войти ныне существующие структуры как военные, так и политические.

«С нынешним президентом США мы обсуждаем этот вопрос. Но у меня ощущение, что определенная ревность к этой идее у них есть. Необходимо над ней возвыситься и посмотреть правде в глаза», - сказал Дмитрий Медведев на встрече с политологами в рамках Мирового политического форума.

В качестве примера, подтверждающего неэффективность нынешних военных и политических международных структур, Дмитрий Медведев привел ситуацию, когда Грузия за счет военной агрессии хотела восстановить свою территориальную целостность.

«Ни один европейский институт не помог [предотвратить агрессию и найти политические пути решения вопроса] - они неэффективны. Именно поэтому нужно создавать действующие институты. В этом смысле консультации могут приносить определенный успех», - подчеркнул Дмитрий Медведев.

 

Напомним, что Форум в Ярославле проходит под патронажем лично главы государства. Он проводится во второй раз и уже заслужил внимание зарубежной политической элиты.

В рамках форума Дмитрий Медведев также проведет встречи лидерами Италии и Южной Кореи.

Президенты РФ и Южной Кореи, в частности, обсудят активизацию отношений Москвы и Сеула, а также предстоящий в ноябре саммит «большой двадцатки», сообщили «Интерфаксу» в посольстве республики.

В дипмиссии предположили, что главы двух государств также затронут темы, связанные с процессами модернизации российской экономики, обсудят проекты расширения двустороннего сотрудничества, в том числе, в сферах энергетики и природных ресурсов.

«Кроме того, ожидается, что лидеры двух стран обменяются мнениями по широкому кругу вопросов международной политики, включая положение на Корейском полуострове и в регионе Северо-Восточной Азии», - отмечается в пресс-релизе посольства.

В этом году Мировой политический форум приурочен к 1000-летию Ярославля. Всего в его работе принимают участие около 2,5 тысяч человек.

Комментарии экспертов

Модернизации в России мешает ряд факторов. Во-первых, российский бизнес, как потенциальный локомотив этой модернизации, особого рвения к этой модернизации не проявляет. Будем откровенны, государство не выстроило свою налоговую политику таким образом, чтобы стимулировать инновации в производстве. Многие наши компании и так комфортно себя чувствуют, и в сегмент НИОКР вкладывать деньги смысла не видят.

Второй момент связан с тем, что мы, имея неплохое советское наследие по ряду отраслей, слишком долго « почивали на лаврах», думая, что это позволит нам существовать длительное время. Мы думали, что у нас есть какой-то технологический запас, развивать который нам нет никакого смысла.

В-третьих, у нас особо не стимулируется ввоз инноваций. В-четвёртых, мы никогда не пытались думать о своих инноваторах как о части какой-то глобальной инновационной системы. Сейчас при помощи государства мы пытаемся запускать проекты типа Сколково, который должен стать не только оазисом инноваций на российской территории, но и межстрановой инновационной площадкой.

Я убеждён, что сейчас человечество достигло какого-то предела в развитии. Чтобы сделать новый шаг, нужны такие интегральные проекты. Всё, что можно было сделать в рамках национальных инновационных школ, сделано, и страны в одиночку уже не в состоянии тянуть какие-то инновационные ремни. Нужно объединять усилия, и те государства, которые способны делать такие площадки, будут находиться впереди.

Если возвращаться к теме о роли государства в инновациях, то, я думаю, что государство в своё время наделало много ошибок, потому что оно переложило решение задач инновационного развития на плечи бизнеса. В 90-е годы оно наслушалось всяких теорий на тему «бизнес всё сделает сам, всё разрулит», но оказалось, что бизнес-то предпочитал брать советские активы, отжимать их, получать свою маржу и покупать себе новые яхты, пароходы, самолёты, газеты и т.д.

На мой взгляд, у российского бизнеса был уникальный шанс доказать, что в России модернизация, создание каких-то новых крупных предприятий, производств возможно не только в рамках репрессивной модели. Это то, о чём Медведев говорил год назад, в сентябре, когда он написал статью «Россия, вперёд!» Там об этом и говорилось – что у нас впервые стоит задача модернизации в условиях демократии. Но разве в 90-е годы эта задача не стояла? Получается, она не была выполнена.
У частного бизнеса был шанс доказать, что без участия государства он способен осуществлять крупные промышленные проекты, модернизационные или инновационные, без участия государства как репрессивного механизма. Но, к сожалению, наш бизнес от этой задачи отмахнулся. А государство в 90-е годы верило, что он способен это сделать.

Сегодня нужны интегральные проекты типа Сколково, нужно менять налоговый режим, нужно заставлять компании вкладывать в инновации, потому что это смешно, когда наши промышленные гиганты тратят в 5 раз больше денег на футбольные клубы, чем на образование и т.д.

Было бы глубоко ошибочным слишком зауженно понимать выдвинутые президентом тезисы, а именно всего лишь как условие успешной модернизации. Безусловно, все названные Медведевым принципы являются залогом успешной модернизации - хоть в России, хоть в США, хоть в Европе, хоть в Иране. И поскольку Россия намерена проводить у себя модернизацию, то она безусловно должна следовать этим пяти принципам, работать над собой, чтобы в полной мере им соответствовать.

Однако, анализируя выступление президента, следует рассматривать его в глобальном контексте, помня о том, с какой целью учреждался Ярославский форум. Цель его достаточно четко сформулирована в названии одной из секций: многообразие опыта современной демократии. После поражения СССР в Холодной войне, развала сначала Восточного блока, а потом и самого Союза, западные общества испытали эйфорию. Им казалось, что именно их политсистема является самой совершенной в мире - ведь какого врага одолели. Однако прошло десять лет и в "нулевые" оказалось, что эти системы способны провоцировать кризисы куда более опасные, чем распад СССР. Нынешний экономический кризис, спровоцированный неспособностью западных политсистем обуздать алчность глобальных фондовых спекулянтов является красноречивым тому подтверждением.

В связи с этим остро встал вопрос о модернизации всех мировых политических систем - с учетом их национальной специфики и возможной конвергенции. И именно для этого была создана новая дискуссионная площадка - Ярославский форум. Так что выступление Медведева и обнародованные им пять принципов следует рассматривать как приглашение к дискуссии о том, каким критериям должна соответствовать новая эффективная демократическая система. Именно как приглашение к дискуссии, а не как постулирование очевидных фактов. Однако в этой дискуссии Россия, как и другие страны, будет равноправным участником, а не учеником, поджидающим за дверью учительской к какому выводу придут «большие дяди» и поставят его перед фактом.

 
 

Наличие демократии – обязательное условие для принятия любых политических решений в нашей стране. Если мы посмотрим внимательно, то в первую очередь речь идёт о гуманизации довольно жёсткой существующей системы правоохранительных органов, уголовно-исполнительная системы и в целом о гуманизации как нашей политики, так и общественной жизни. Не секрет, что цена жизни в нашей стране до сих пор крайне низка. Об этом говорит высочайший уровень убийств.

Следующая, не менее важная тема - это самоощущение граждан. Крайне важно, чтобы граждане чувствовали, что живут в свободной демократической стране. В этом же контексте нужно рассматривать требования Медведева к губернаторам касательно рейтинга поддержки, рейтинга доверия, рейтинга одобрения со стороны избирателей. Это прямо взаимосвязанные вещи: самоощущение граждан и уровень доверия к власти. Они и формируют демократическую среду.

Англичане считают, что живут в демократической стране, несмотря на то, что формально и фактически Британия является монархией, а с политологической точки зрения – крупной олигархией. Но ощущение граждан, подданных Великобритании, позволяет им абсолютно адекватно считать, что они живут в демократической стране.

Следующий блок принципов касается собственно модернизации. Модернизация, приведение общества, государственной практики и экономики страны к адекватному состоянию, к потребностям современного развития – это критическое условие торжества демократии. Напротив, архаичность нашей общественной жизни и экономических институтов ведёт к подрыву демократических основ и может даже привести к отказу демократии как базового принципа, на котором построено наше государство.

Именно поэтому Медведев так много внимания уделяет новым технологиям, модернизации, экономике и борьбе с бедностью. Бедность как таковая вообще является прямым врагом демократии, потому что бедность продуцирует не охлократию, то есть власть толпы, а, напротив, позволяет тирании взять верх и уничтожить любые демократические основы. Поэтому борьба с бедностью является прямым вкладом в торжество демократии.
 

Модернизация в России – задача весьма актуальная. Об этом говорит президент Медведев, об этом говорит председатель правительства Путин. Большинство российских экспертов также сходятся в понимании этого обстоятельства.

К сожалению, за последние 20 лет мы очень серьёзным образом отстали как от развитых стран, так и от многих развивающихся стран. Причём если от развитых стран мы отстали в технологиях, в инновативности, то от многих развивающихся стран, в том числе Тайваня, Китая, Южной Кореи, мы отстали как производители индустриальных товаров. К сожалению, мы не производим очень многих промышленных товаров, которые сегодня являются основными объектами международной торговли.

В то же время, мы уступаем позиции как мировая энергетическая держава. Если мы посмотрим на положение на последние 20 лет, то по сравнению с 85-ым годом мы снизили производство нефти в мировом масштабе с 19% до меньше 13%, а по газу – с 36% до чуть больше 17%. Это падение очень большое. Поэтому даже в нынешней ситуации мы не можем опираться только на нефтегазовый сектор, и президент Медведев абсолютно прав, говоря о необходимости модернизации как о важнейшей цели нашего поколения.

Много говорилось о том, должны ли мы догонять другие страны или мы должны идти собственным путём. На мой взгляд, сегодня, ввиду того масштаба отставания, который есть по многим направлениям, мы должны скорее догонять развитые страны, но при этом понимать, что логика технологического развития даёт нам уникальную возможность перепрыгнуть через несколько ступеней этого развития, воспринять самые передовые технологии и тем самым сэкономить время на модернизацию.

В то же время, я хочу подчеркнуть, что мы не должны строить иллюзии относительно того, что мы можем перескочить из сырьевой экономики, которой мы сейчас являемся, в постиндустриальную экономику, в экономику знаний. Страна, которая не была развитой и конкурентоспособной индустриальной державой, вряд ли может создать постиндустриальную экономику сегодняшнего дня.

Я полностью согласен с положениями, призывающими Россию в первую очередь к индустриальному прорыву. Я думаю, что только освоив индустриальное производство, только став развитой в мировом масштабе индустриальной страной, мы сможем выйти на рынок постиндустриальных технологий. Только тогда, когда технологии будут востребованы, наши технологические достижения будут действительно служить России, а не выполнять некую функцию пиара.

Безусловно, я поддерживаю те начинания, которые сейчас существуют в области новых инновационных проектов, я поддерживаю и усилия в рамках корпорации «Роснано». Я считаю, что «Сколково» является одним из самых удачных примеров российской модернизации, если он будет успешным, это может дать очень серьёзный сдвиг вперёд.

В то же время, не менее важной задачей является создание в России той среды, в которой промышленники будут заинтересованы в использовании тех инноваций, которые будут созданы. Безразлично, где будут созданы инновации (в России, Южной Корее, Японии, Западной Европе или США), главное то, где они будут применены.

Мы очень часто говорим об инновациях, о виртуальной экономике, об интернет-технологиях, но если мы вернёмся к реальности и посмотрим на итоги 2009 года, то мы увидим, что США экспортировали технологий и патентов меньше, чем на 4% совокупного экспорта. Большая часть новых технологий и в Штатах, и в Европе экспортируется именно в составе промышленных товаров, произведённых на основе технологий. Мы увидим, что крупнейшая компания в области информационных технологий – Microsoft – имеет объём продаж приблизительно в 4 раза меньше, чем индустриальная Toyota, что Google имеет продаж в 5 раз меньше, чем индустриальный Siemens.

Мне кажется, что путь России связан в первую очередь с созданием своих «Тойот» и «Сименсов», нежели чем своих «Гугл» и «Майкрософт». Это более важная и насущная задача. Нашей стране нужно совершенствовать в первую очередь инфраструктуру, воссоздавать промышленность, создавать новый квалифицированный рабочий класс. Дмитрий Медведев абсолютно прав, говоря о том, что без квалифицированных работников у России нет будущего. А эти работники могут найти своё место только в высокоразвитой индустрии, высокоразвитой промышленности, которая нам, безусловно, нужна.

Сегодня многие восхищаются успехом КНР, которая за 20-30 лет из отсталой страны создала мировую державу, ставшую второй экономикой мира. Я хочу подчеркнуть, что от Китая мы отстаём всё дальше и дальше. Мы отстаём в промышленном производстве. Китайцы выпускают больше цемента, чем РФ, в 32 раза, хотя в 85-ом году мы отставали только на 20%. Они выпускают в 60 раз больше грузовых автомобилей, в 760 раз больше компьютеров, чем мы. Это недопустимо.

Такая великая страна как Россия не может не быть не индустриализированной страной. В первую очередь нам нужна индустриализированная Россия, и на её основе – инновационная Россия. Инновации нужно уметь применять, и наша самая большая проблема в том, что мы не умеем их применять. Поэтому для того, чтобы идти вперёд, нам нужны не лозунги, нам нужен чёткий и выверенный план модернизации на 15-20 лет, без лишнего оптимизма, с большой степенью реальности.

 

22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask».  28 февраля 2024 Колонки
Россия будущего
 Россия будущего Михаил Карягин о пяти линиях трансформации политической системы
20 февраля 2024 Колонки
Каким может быть российский политический консерватизм?
 Каким может быть российский политический консерватизм? Борис Межуев о четырех базовых запросах
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".