Статья
1857 31 января 2013 10:38

Пятилетка эффективности

На расширенном заседании правительства в Кремле, в присутствии президента Владимира Путина и членов президиума Госсовета Дмитрий Медведев огласил программу деятельности своего кабинета на ближайшие пять лет

СМИ отмечают,  что в основу программы положены путинские инаугурационные указы.

Представляя основные направления деятельности правительства до 2018 г., Медведев отметил,  что одним из направлений стимулирующих экономику, должно стать развитие международной интеграции.

«Деловой климат, условия для ведения бизнеса... должны стать конкурентоспособными и комфортными для отечественных и зарубежных инвесторов», - заявил Медведев.

По его словам, нужны масштабные инвестиции на уровне до 25% ВВП к 2015 году.

Суммарный объем инвестиций за эти годы планируется увеличить почти вдвое к 2018 году, отметил премьер.

По его словам, необходимо глобальное обновление передовых технологий, чтобы обеспечить темпы роста экономики.
«Нужна система поддержки инновационных идей, причем во всех регионах», - заявил он.

Следующим направлением Медведев назвал увеличение уровня спроса, как внутреннего, так и внешнего. По его словам, особое внимание будет уделяться авиа и судостроению, ракетной промышленности, пишет Газета.ру..

«Объем неэнергетического экспорта должен увеличиться в 1,5 раза», - отметил Медведев.

Еще одним направлением, по словам премьера, станет развитие сельского хозяйства.

«Сельское хозяйство должно стать конкурентоспособным», - отметил он, добавив, что до 2018 года рост в отрасли должен составить не менее 2,5%.

Россия должна стать одной из мировых аграрных держав, добавил Медведев.

Медведев уделил внимание проблематике, связанной с инфраструктурой. Среди главных приоритетов премьер назвал развитие регионального авиасообщения, строительство высокоскоростных магистралей, увеличение мощности перевалочных пунктов.
Среди основных направлений работы правительства до 2018 года Медведев назвал решение жилищной проблемы и удешевление стоимости жилья, стимулирование темпов экономического роста, удовлетворение запросов населения в сфере образования, повышение зарплат врачам и трудовых пенсий, увеличение населения России до 145 млн человек, снижение смертности и объемов выбросов загрязняющих веществ.

«Средний размер трудовой пенсии по старости будет составлять не менее двух прожиточных минимумов. Конечно, он будет зависеть от трудового стажа», — сказал Медведев

Медведевподчеркнул, что «серьезный импульс получит оборонно-промышленный комплекс, который должен стать источником технологических новаций как в военном, так и гражданском секторах».

«Предстоит сформировать научно-технический задел для создания перспективных образцов вооружений и военной техники, провести техническое перевооружение предприятий для выпуска конкурентоспособной серийной продукции», - сказал премьер.
Особое внимание, по его словам, в рамках соответствующих программ будет уделено авиа- и судостроению, радиоэлектронной, ракетно-космической и атомной промышленности.

Дмитрий Медведев подчеркнул, что России нужна пятилетка эффективного развития,.

«Нам нужна пятилетка эффективности: в экономике - повышение национальной конкурентоспособности и производительности труда, динамичное развитие внутренних и внешних рынков, в сфере управления - грамотное расходование государственных и муниципальных финансов, повышение качества госуслуг. В регионах - сбалансированное развитие территорий и создание новых экономических центров на юге и востоке страны», - сказал Медведев.

Президент РФ Владимир Путин заявил на заседании о невозможности возврата к предкризисной модели роста и призывает правительство в условиях мирового спада предпринимать меры для опережения.

По словам Путина, кабмин должен также иметь ввиду долгосрочные вызовы - прежде всего демографические. «Это ожидаемое в ближайшие годы сокращение числа граждан трудоспособного возраста до 1 млн в год и, напротив, увеличение числа неработающих граждан на одного работающего»,- пояснил глава государства, добавив, что ситуация осложняется дефицитом квалифицированных кадров.

Путин подчеркнул, что в этих условиях правительство должно иметь четкое представление, как достигнуть поставленных ориентиров по росту производительности труда (в полтора раза), созданию 25 млн рабочих мест, увеличению инвестиций, снятию инфраструктурных ограничителей.

«Реализовывать наши планы придется в непростых условиях. Также очевидно, что возврат к предкризисной модели роста невозможен; это касается и России и мира в целом»,- приводит слова Путин ИТАР-ТАСС.

В качестве одной из основных задач правительства, по его мнению, является улучшение инвестиционного климата.

«Конкурентоспособность всех факторов ведения бизнеса - ключевой вопрос сегодняшней экономической повестки»,- указал президент, добавив, что вместе с административными нужно убирать коррупционные барьеры.

«Повышение прозрачности госструктур, антикоррупционная экспертиза нормативной базы - важнейшая задача правительства»,- убежден Путин.

Он потребовал уделить особое внимание реализации шагов по борьбе с коррупцией, которые были обозначены с партнерами в рамках «двадцатки».

Новые основные направления, главным разработчиком которых было Минэкономразвития, определяют цели и среднесрочные приоритеты политики правительства в области социального и экономического развития. Как отмечают РИА-Новости со  ссылкой на  пресс-службу кабинета министров, подготовленный документ направлен на выполнение президентского указа от 7 мая 2012 года и задач, поставленных в послании главы государства Федеральному собранию.
 
Помимо того, что  правительству предстоит  определить направления развития здравоохранения, образования, культуры, социальной политики, науки, технологий и транспортной системы, необходимо представить программу экономического роста страны.

Одна из амбициозных задач была обозначена еще в майском указе о долгосрочной экономической политике: достижение роста ВВП в 4-5%, увеличение производительности труда в 1,5 раза, обеспечение макроэкономической стабильности и модернизация социальной сферы.

Повышать производительность труда правительство намерено через улучшение инвестиционного климата и снятие инфраструктурных ограничений, прежде всего в транспортной сфере и энергетике, сообщил накануне заседания журналистам глава Минэкономразвития Андрей Белоусов.

«Либо нам удастся выйти на те параметры роста производительности труда, которые мы себе поставили, либо мы не сможем совместить решение вопросов по сокращению ненефтегазового дефицита бюджета и решение… социальных проблем и оборонных проблем», - цитирует Газета.ру Белоусова

По его мнению, без расшивки «узких» мест в транспортной инфраструктуре Россия не сможет обеспечить рост ВВП выше 3%.
«Если мы в ближайшее время – в течение ближайших двух-трех лет — не выйдем на ввод автомобильных дорог с нынешних 2000 км на 4000 км с последующим ростом, то пропускная способность транспортной системы обесценит наши усилия по улучшению инвестиционного климата и не даст возможности расти экономике выше этих темпов», - сказал министр.

Медведев же уже определил, при каком условии возможен пятипроцентный рост экономики. На Давосском форуме он отметил: «В ближайшие годы мы намерены сделать Россию страной по-настоящему открытой и привлекательной для высокотехнологичных инвестиций в самых разных производственных и социальных сферах, для молодых людей, стремящихся получить качественное образование и раскрыть свои таланты, для профессионалов из разных стран».

По словам премьер-министра, Россия инициирует новые госпрограммы, которые предусматривают привлечение частных инвестиций.

Стимулировать приток частных инвестиций, по словам главы правительства, должно создание равных конкурентных условий ведения бизнеса, сокращение присутствия государства в экономике, продолжение взятого правительством курса на приватизацию, в том числе продажа ряда ключевых активов.

Эксперты отмечают, что курс на диверсификацию экономики был объявлен еще до кризиса, но пока ощутимых результатов это не принесло. Во многом это связано с кризисными явлениями 2008 года, кода была представлена разработка предыдущих основных направлений деятельности правительства.

Сейчас эксперты прогнозируют, что очередной удар глобального кризиса может произойти в 2013 году. Эксперты сходятся во мнении, что выполнение нового плана правительства  сопряжено с целым рядом рисков, не зависящих от действий российских властей, а обусловленных мировыми трендами  экономики.

Напомним, оформление правительственных приоритетов в виде программного документа в свое время ввел в практику премьер-министр Михаил Фрадков, подписавший в июле 2004 года ОНДП сроком на четыре года.  В следующий раз ОНДП были подготовлены  в середине 2008 года для премьер-министра Владимира Путина. Однако, как отмечают СМИ, в истории современной России основные направления деятельности готовились дважды, а в такой торжественной обстановке не публиковались ни разу.

Комментарии экспертов

Прежде всего, надо отметить что все положения, которые представлены в докладе премьер-министра Дмитрия Медведева по основным направлениям деятельности правительства до 2018 года, достаточно амбициозны.

Это касается прежде всего социальной сферы и экономики. И очевидно, что внешняя коньюнктура может серьезно подкорректировать все планы с учетом приватизации, которая необходима для дополнительного бюджета. Это вопросы сырьевой конъюнктуры. Социальная позиция, которая представлена в документе, логична и подразумевает, что будет новый экономический уклад, диверсификация экономики, формирование новых рабочих мест.

Еще одним важным объектом является стабильность региональных бюджетов. Эта проблема является ахиллесовой пятой в Европейском союзе и набирает обороты в США. То есть в первую очередь проблемы связаны с региональными составляющими. Это имеет очень большое значение для самой экономической модели. В представленном Медведевым документе адекватно представлены существующие риски.

Вопрос в том, какие меры будут приниматься по каждому направлению. Важно понять, каким образом будут развиваться макропроекты правительства: это, прежде всего, международный финансовый центр развития и поддержки социальной инфраструктуры. Программы достаточно понятные, необходимо перейти к процессу реализации.

Безусловно, не надо забывать, что для заданного темпа развития необходимо проведение реформ, которые не очень популярны.

Сегодняшние заявления президента и премьер-министра  подчеркивают то, что у исполнительной власти существует скоординированная экономическая политика.

Синхронизация выступлений президента и премьера показывает, что координация эта достаточно высока. В пользу координации говорит и то, что Медведев, характеризуя направления работы кабинета до 2018 года, поставил их в зависимость от предвыборных обязательств и поствыборных указов Путина.

Если говорить о заявлениях, прозвучавших сегодня, нужно отметить актуальность утверждения Путина, что невозможно вновь использовать докризисную модель. Она в нулевых годах была в значительной степени основана на вовлечении в оборот простаивающего оборудования, импортзамещении. 

Сейчас и трудовые ресурсы весьма ограничены, и с инвестициями не самая благоприятная ситуация. Поэтому нужно стимулировать и вовлечение трудовых ресурсов, и приток инвестиций, соответственно менять модель экономики. Понимание этой задачи существует. Теперь разрабатывается план действий, «дорожная карта». 

Да, поставлены достаточно амбициозные планы, но они вполне достижимы. И сегодня Россия не является неблагоприятной страной для инвестиций. Прибыль, которую извлекают инвесторы в России, достаточно высока. Есть, конечно, и проблемы, таможенные риски. Над этим надо работать. И все это решаемо.

Безусловно, может сказаться очередная волна экономического кризиса. Но он, к счастью, приходит к нам с опозданием. Возможно, России удастся миновать кризис при помощи снижения темпов экономического роста. И это будет лакмусовой бумажкой для работы правительства.

Если удастся ограничиться небольшим снижением экономического роста и незначительным снижением притока инвестиций, это будет означать, что реализуемая политика удалась. 

В любом случае, те задачи, которые обнародованы, ориентированы не на ожидаемый кризис, а на широкие перспективы до 2018 года. Даже если кризис затронет национальную экономику серьезно, он вряд ли продлится больше двух-трех лет. 

Планы по экономическому росту вполне реалистичны, только Медведев должен ограничить политическое влияние транснациональных корпораций на финансовый блок правительства.

Команда Кудрина и Чубайса продвигает такой подход к экономической политике, который никогда не даст экономического роста. Они считают, что крупным инвестором не может быть государство, у которого реально есть деньги от продажи природных ресурсов, а могут быть только иностранные крупные инвесторы.

Эта политика проводится неуспешно и во всем мире приводит к кризису.

Сейчас у нас идет идеологическая схватка за экономический курс, она материализуется в борьбе за пост главы Центробанка. Нынешний его глава представляет команду Кудрина. На имеющиеся деньги не строятся дороги, электростанции и т.д., зато покупаются американские ценные бумаги под низкие проценты.

Часть финансового блока правительства – люди двойного подчинения и лояльности. Они лояльны президенту России, но при этом лояльны Лондону и Ню-Йорку, которые являются центрами мировой олигархии.

Именно эти люди представили в Давосе три убогих сценария развития России, с которыми не согласились большинство российских бизнесменов. Так что сейчас идет борьба. План, который представит Медведев, не является пока результатом этой борьбы. Он в некотором смысле компромиссный и есть моменты неопределенности.

Сейчас важно реализовывать те обещания, которые даны – строить дороги и аэропорты, улучшать инфраструктуру.

Важен сам факт того, что это событие состоялось, и, как мне кажется, оно подводит определенную черту под разговорами о неустойчивости правительства Дмитрия Медведева. 

В дискуссиях о неустойчивости медведевского правительства больше не реальных оснований, а скорее мотивов и целей различных заинтересованных групп, которые периодически оказывают давление на Медведева и пытаются оказать давление на президента с тем, чтобы либо ослабить, либо добиться его смещения. На самом деле это просто часть обычной политической игры вокруг правительства и премьера. 

Выдвижение плана работы правительства до 2018 года и участие в этом заседании президента создает новую перспективу, исходя из которой можно рассматривать позиции правительства. Так что устойчивость правительства достаточно высока.

Теперь с точки зрения приоритетов. Каких либо новых по сравнению с теми, которые уже обсуждались, я не увидел. Речь идет о программе реализации президентской программы. И я думаю, правительство прислушалось к тем замечаниям, которые звучали со стороны президента, что вообще-то не надо забывать о том, что у правительства есть четкая, конкретная цель, а именно - реализация предвыборной программы президента. 

Если оценивать реалистичность плана действий, надо учитывать, что этот план не взят с потолка, он просчитан. Это обязывающий документ. И перспективы правительства после того, как план появился и был обнародован, будут зависеть во многом от того, как пойдет реализация этого плана. Став публичным, этот документ превратился в политический, обязывающий правительство к его выполнению. Это не бюрократический документ как ранее бывало.  

Конечно, на этом пути препятствия достаточно большие. Одно связано с комплексом задач, которые правительство должно будет решить, чтобы улучшить инвестиционный климат. А это системная задача, которую выполнить будет трудно. 

Нельзя  сбрасывать со счетов и влияние мировых кризисных тенденций. Этот фактор будет оказывать негативное влияние на политику правительства. 

При оценке перспективных планов имеет смысл исходить не только из оценок препятствий и рисков, а из того, что поставлены мобилизующие цели. И важен также переход к использованию новых инструментов – резервных финансовых фондов для инвестиций.  

8 апреля 2024 Колонки
ИИ-тократия
 ИИ-тократия Ярослав Барыкин о перспективах использования искусственного интеллекта в политике
29 марта 2024 Новости  Британия в поисках стратегии Великобритания выпустила новую стратегию применения санкций, в которой, по словам экспертов британских аналитических центров, описывается ряд критериев принятия решений, а также излагается подход к смягчению непредвиденных последствий и юридических рисков. Также британские эксперты проанализировали военный потенциал Великобритании и пришли к выводу, что он не оптимизирован для сдерживания России, поэтому стране нужно принять масштабную программу перевооружения. 22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask». 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".