Статья
16 Ноября 2009 0:01

"Невидимая рука" рынка

<p>Тематический сборник, изданный на базе четырехтомного "Словаря по экономике Palgrave", посвящен различным сторонам и аспектам экономической и социальной философии.</p>
Комментарии экспертов
<p>Издательство Высшей школы экономики выпустило переводную антологию “Невидимая рука рынка” из серии “Новый Палгрейв”. Книга состоит из статей экономистов, посвященных концепции “невидимой руки”, которая обязана своему появлению в экономической теории шотландскому экономисту и философу Адаму Смиту. Выражение было использовано в его классическом труде “Богатство народов” и с тех пор стало играть роль культурного маркера свободной рыночной экономики.</p>

<p>Представленные в антологии статьи отражают разнообразие влияния концепции “невидимой руки” на экономическую теорию. Их авторы относятся к разным школам в экономике. Однако воздействие концепции не исчерпывается одной экономикой. Оно простирается на все современные социальные науки и этику. Поэтому в сборнике можно найти статьи социологов, философов, историков и политических теоретиков. Так, например, в антологию вошли статьи теоретика школы общественного выбора в экономике Джеймса Бьюкенена, представителя австрийской экономической школы Израэля Кирцнера, социолога Ральфа Дарендорфа (в сборнике можно найти его работу о либерализме), основателя неинституционализма Армена Алчиана, историка анархизма Джорджа Вудкока и других. Помимо этого, в антологии есть хорошая интеллектуальная биография Адама Смита, написанная Эндрю Скиннером, а также исторические статьи, посвященные Бастиа, Хайеку, Бентаму, Гоббсу, Юму, Миллю, Локку, Мандевиллю и другим мыслителям, которые так или иначе использовали концепцию “невидимой руки”. Уделено внимание и таким темам, как естественное право и правам собственности.</p>

<p>Несмотря на то, что концепция “невидимой руки” имеет столь принципиальное значение для современных социальных наук, ее смысл часто искажается. Попробуем объяснить самую важную составляющую идеи Смита — непреднамеренные результаты человеческий действий. В обществе человек действует исходя из представлений о собственном благе, или из своих эгоистических интересах, и его действия приводят к таким непреднамеренным для него самого результатам, которые приносят общественную пользу. Как говорит сам Смит о действующем индивиде, “невидимая рука ведет к результатам, которые не входили в его намерения”. В одной из статей антологии, написанной Карен Вон, концепцию “невидимой руки” предлагается понимать в том смысле, что “общественный порядок возникает как непреднамеренное следствие поступков индивидов”. Итак, человек имеет свои цели, он совершает определенные действия, чтобы достичь этих целей, но невольно, непреднамеренно, его действия заканчиваются результатами, представляющими благо для всего общества, в котором он действует. Они имеют ценность независимо от его первоначальных намерений.</p>

<p>Можно привести такой классический пример. Посредники, или лучше — коммерсанты, покупающие сельскохозяйственные товары у фермеров для последующей перепродажи их на городском рынке или в городском супермаркете, преследуют свои эгоистические цели по получению прибыли. Они хотят как можно быстрее заработать как можно больше капитала и не ставят себе целей принести благо жителям города. Их цель не высокие коллективные идеалы, а прибыль. Но побочным результатом множества их действий становится то, что весь город насыщается продовольствием и в нем нет дефицита продуктовых товаров. Этот непреднамеренный результат, представляющий благо для всех городских жителей, достигается за счет совместной деятельности множества людей. И достижение общественно полезного результата, происходит без какого-либо центрального органа, который занимался бы планированием потока товаров, без действия чьей-либо общей разумной воли.</p>

<p>Смит принес в экономику идею непреднамеренных последствий человеческой деятельности. Он показал, что рыночная экономика — саморегулирующаяся система, которая не нуждается для своего функционирования в высших плановых органах, которые бы корректировали спрос и предложение товаров и услуг на рынке. Как говорил другой экономист — лауреат нобелевской премии по экономике Фридрих фон Хайек, индивиды своей деятельностью создают спонтанный порядок: поступки приводят к непреднамеренным для агентов последствиям, а совокупность непреднамеренным последствий может воплотиться в порядок, который сами индивиды склонны ошибочно толковать, как следствие определенного замысла.</p>

<p>С институциональной точки зрения, экономические институты свободного рынка являются побочными результатами эгоистического поведения индивидов на этом рынке. Они возникает непреднамеренно, а вследствие творения квалифицированными социальными инженерами.</p>

<p>Идея непреднамеренных последствий оказала колоссальное влияние не только на современную экономику, но и на историю, политическую теорию и социологию.</p>

<p>Концепция “невидимой руки” имеет очевидное этическое измерение. Критики капитализма постоянно указывали на эгоистическую природу коммерческой деятельности как на главный грех общества, в котором существует свободный рынок. Предприниматель действует из собственного эгоизма. Но, согласно Смиту, получается, что капитализм “эксплуатирует” недостатки человеческой природы во имя достижения общего блага. Шотландский мыслитель установил моральную легитимность рыночной экономики, основанной на деятельности индивидов, преследующих собственные, часто не самые благовидные цели. Такие качества, как алчность, эгоизм, скупость могут стать мощным производителем общественной пользы.</p>

<p>Смитовская моральная легитимация капитализма прямо связана с философией свободного общества. Свободное общество, чтобы оставаться свободным и не прибегать к услугам различных рыночных регуляторов, которые не только разрушают экономику, но и само общество, его моральное основание, просто обязано воспользоваться недостатками человека во имя блага всего общества. Разумеется, это не означает того, что оно не может пользоваться его достоинствами. Или, если сказать другими словами, для достижения необходимого равновесия между эгоизмом и альтруизмом, свободное общество обязано уметь пользоваться недостатками человека в той же степени, в какой пользоваться его достоинствами.</p>

Книга любезно предоставлена магазином "Фаланстер"
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".