Статья
19 Февраля 2009 19:43

Рабочая группа по КНДР

<p>В Москве соберётся
рабочая группа по безопасности в Северо-Восточной
Азии (СВА), созданной в рамках шестисторонних
переговоров по урегулированию ядерной
проблемы КНДР, сообщает агентство «Интерфакс».
Заседание пройдёт 19-20 февраля. Эксперты
из РФ, США, КНР, Японии и КНДР и Республики
Корея обсудят пути укрепления мира и
безопасности в регионе и на полуострове.</p>
<p>Рабочая группа
по механизму мира и безопасности в СВА
- одна из пяти, созданных в соответствии
с договоренностями февральского, 2007 года,
раунда шестисторонних переговоров по
ядерной проблеме КНДР. На экспертном
уровне также действуют рабочие группы
по денуклеаризации Корейского полуострова,
экономическому и энергетическому сотрудничеству,
по нормализации отношений между КНДР
и США, а также КНДР и Японией.</p>
<p>Председателем
группы по безопасности в СВА является
посол по особым поручениям МИД РФ Григорий
Логвинов.</p>
Комментарии экспертов

<p>Тема
ядерного разоружения Северной Кореи
после некоторого затишья снова на повестке
дня международной политики. Причем как
в рамках международных переговоров, так
и в контексте интереса каждой отдельной
страны. Для России проблема денуклеаризации
приобретает особую актуальность в свете
нового тренда в российско-американских
отношениях, основанного на конструктивном
подходе и на всестороннем учете интересов.
Сейчас Москва и Вашингтон делают пробросы
относительно возможности сворачивания
проекта ПРО в Восточной Европе, и для
России дополнительным стимулом надавить
на США мог бы как раз стать прогресс на
северокорейском направлении.</p>
<p>При
этом каждый из игроков «шестерки» стремится
позиционировать себя в качестве наиболее
эффективного переговорщика по данной
проблематике. Об этом, в частности, свидетельствует
азиатское турне госсекретаря США Хилари
Клинтон, в рамках которого запланированы
переговоры с руководством Японии, КНР
и Республики Корея, т.е. ведущих азиатских
участников «группы шести».</p>
<p>Проблема
наращивания северокорейского ядерного
потенциала для Вашингтона стоит особенно
остро в свете новой внешнеполитической
стилистики администрации Барака Обамы.
Предыдущему кабинету Джорджа Буша так
и не удалось сломить неблагоприятный
для себя тренд и добиться от Пхеньяна
конкретных результатов. Были провалены
переговоры с руководством республики
относительно исключения ее из списка
«оси зла» в обмен на закрытие ядерных
реакторов. Срыв тех договоренностей,
а также возможность нового торга с Пхеньяном,
по всей видимости, и будут лейтмотивом
переговоров Клинтон со своими юго-азиатскими
коллегами.</p>
<p>При
этом одна из проблем для международного
сообщества – отсутствие субъектности,
вызванное политической неопределенностью
в самой Северной Корее. В западной (а также
японской) прессе регулярно появляются
спекулятивные сообщения на тему скорой
смены власти в КНДР, что отчасти вызвано
ожиданиями относительно возможности
сильнее надавить на Пхеньян в ядерном
вопросе.</p>
<p>Позиция
Северной Кореи заключается в том, чтобы
мировое сообщество рано или поздно смирилось
и признало ядерный статус этой державы
- безотносительно того, какого качества
ядерные боезаряды и какова научная глубина
той программы, которую развивает эта
страна. Северокорейское руководство
пытается извлечь из этой программы максим
выгод как краткосрочного (предоставление
помощи, поддержки), так и долгосрочного
характера (признание особых отношений
по этому поводу между Северной Кореей
и США, особенно в связи с тем, что новая
американская администрация будет производить
ревизию всего того, что на этом направлении
было сделано предыдущей). При этом позиция
здравой части мирового сообщества едина
в том, что признание Северной Кореи в
качестве ядерного государства допускать
ни в коем случае нельзя. Я думаю, что это
и есть база для ведения переговоров с
Северной Кореей, и эту позицию разделяет
и наша страна.</p>
<p>Никто
не хочет развития корейской ядерной программы
потому, что это чревато непредсказуемыми
последствиями. Позиция всех стран - ближайших
географических соседей Северной Кореи
(России, Китая, Японии) в этом смысле гораздо
более гибкая, чем позиция географически
удалённых стран, в частности, США. Скажем,
полный коллапс или, наоборот, излишне
агрессивная политика Северной Кореи,
которая вынуждена защищаться от давления
извне, более гибко и лучше воспринимается
непосредственными соседями. Это вызвано
пониманием того, что коллапс в Северной
Корее затронет те государства, которые
находятся рядом. В этом отношении позиция
Китая – особая, потому что у Китая очень
большая граница с Северной Кореей.</p>
<p>Далеко
не факт, что Северная Корея развивает
ядерные технологии исключительно иностранного
происхождения. Не следует недооценивать
северокорейскую науку. Кроме того, мы
должны понимать, что создание ядерных
устройств – это уже не столь сложная
и инновационная задача, каковой она была,
скажем, в середине прошлого века. Мир
узнал гораздо больше, и создание такого
рода устройств, несмотря на большие трудности,
всё же упростилось. Технологии и понимание
процессов развивается - мы же живём в
XXI веке.</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".