Статья
557 19 февраля 2009 19:43

Рабочая группа по КНДР

В Москве соберётся рабочая группа по безопасности в Северо-Восточной Азии (СВА), созданной в рамках шестисторонних переговоров по урегулированию ядерной проблемы КНДР, сообщает агентство «Интерфакс». Заседание пройдёт 19-20 февраля. Эксперты из РФ, США, КНР, Японии и КНДР и Республики Корея обсудят пути укрепления мира и безопасности в регионе и на полуострове.

Рабочая группа по механизму мира и безопасности в СВА - одна из пяти, созданных в соответствии с договоренностями февральского, 2007 года, раунда шестисторонних переговоров по ядерной проблеме КНДР. На экспертном уровне также действуют рабочие группы по денуклеаризации Корейского полуострова, экономическому и энергетическому сотрудничеству, по нормализации отношений между КНДР и США, а также КНДР и Японией.

Председателем группы по безопасности в СВА является посол по особым поручениям МИД РФ Григорий Логвинов.

Комментарии экспертов

Тема ядерного разоружения Северной Кореи после некоторого затишья снова на повестке дня международной политики. Причем как в рамках международных переговоров, так и в контексте интереса каждой отдельной страны. Для России проблема денуклеаризации приобретает особую актуальность в свете нового тренда в российско-американских отношениях, основанного на конструктивном подходе и на всестороннем учете интересов. Сейчас Москва и Вашингтон делают пробросы относительно возможности сворачивания проекта ПРО в Восточной Европе, и для России дополнительным стимулом надавить на США мог бы как раз стать прогресс на северокорейском направлении.

При этом каждый из игроков «шестерки» стремится позиционировать себя в качестве наиболее эффективного переговорщика по данной проблематике. Об этом, в частности, свидетельствует азиатское турне госсекретаря США Хилари Клинтон, в рамках которого запланированы переговоры с руководством Японии, КНР и Республики Корея, т.е. ведущих азиатских участников «группы шести».

Проблема наращивания северокорейского ядерного потенциала для Вашингтона стоит особенно остро в свете новой внешнеполитической стилистики администрации Барака Обамы. Предыдущему кабинету Джорджа Буша так и не удалось сломить неблагоприятный для себя тренд и добиться от Пхеньяна конкретных результатов. Были провалены переговоры с руководством республики относительно исключения ее из списка «оси зла» в обмен на закрытие ядерных реакторов. Срыв тех договоренностей, а также возможность нового торга с Пхеньяном, по всей видимости, и будут лейтмотивом переговоров Клинтон со своими юго-азиатскими коллегами.

При этом одна из проблем для международного сообщества – отсутствие субъектности, вызванное политической неопределенностью в самой Северной Корее. В западной (а также японской) прессе регулярно появляются спекулятивные сообщения на тему скорой смены власти в КНДР, что отчасти вызвано ожиданиями относительно возможности сильнее надавить на Пхеньян в ядерном вопросе.

Позиция Северной Кореи заключается в том, чтобы мировое сообщество рано или поздно смирилось и признало ядерный статус этой державы - безотносительно того, какого качества ядерные боезаряды и какова научная глубина той программы, которую развивает эта страна. Северокорейское руководство пытается извлечь из этой программы максим выгод как краткосрочного (предоставление помощи, поддержки), так и долгосрочного характера (признание особых отношений по этому поводу между Северной Кореей и США, особенно в связи с тем, что новая американская администрация будет производить ревизию всего того, что на этом направлении было сделано предыдущей). При этом позиция здравой части мирового сообщества едина в том, что признание Северной Кореи в качестве ядерного государства допускать ни в коем случае нельзя. Я думаю, что это и есть база для ведения переговоров с Северной Кореей, и эту позицию разделяет и наша страна.

Никто не хочет развития корейской ядерной программы потому, что это чревато непредсказуемыми последствиями. Позиция всех стран - ближайших географических соседей Северной Кореи (России, Китая, Японии) в этом смысле гораздо более гибкая, чем позиция географически удалённых стран, в частности, США. Скажем, полный коллапс или, наоборот, излишне агрессивная политика Северной Кореи, которая вынуждена защищаться от давления извне, более гибко и лучше воспринимается непосредственными соседями. Это вызвано пониманием того, что коллапс в Северной Корее затронет те государства, которые находятся рядом. В этом отношении позиция Китая – особая, потому что у Китая очень большая граница с Северной Кореей.

Далеко не факт, что Северная Корея развивает ядерные технологии исключительно иностранного происхождения. Не следует недооценивать северокорейскую науку. Кроме того, мы должны понимать, что создание ядерных устройств – это уже не столь сложная и инновационная задача, каковой она была, скажем, в середине прошлого века. Мир узнал гораздо больше, и создание такого рода устройств, несмотря на большие трудности, всё же упростилось. Технологии и понимание процессов развивается - мы же живём в XXI веке.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".