Статья
1224 7 октября 2008 0:05

Рада под угрозой роспуска

Фракция "Наша Украина - Народная самооборона" может не присоединиться к заявлению Блока Юлии Тимошенко о восстановлении коалиции. Несмотря на то, что президент Украины заявил, что готов отложить намеченные консультации с парламентскими партиями, эксперты считают, что роспуск Рады все равно состоится, поскольку выгоден Ющенко

фото vz.ru

Комментарии экспертов

Сегодняшняя политическая борьба на Украине - это локальная битва за ответственность. А точнее, за то, на кого эта ответственность свалится. Фоном здесь являются перспективы Украины в глобальном экономическом кризисе. Потому, что сразу по нескольким позициям Украина оказывается в тяжелейшей ситуации: во-первых – новые цены на газ, а во-вторых – падение мировых цен на основные экспортные товары страны, в частности на металл. Эра дорогого металла подошла к концу: Китай вышел на рынок стали, у нас и Череповец и Новолипецк сумели достаточно серьезно снизить себестоимость, благодаря модернизации. И на этом фоне украинская металлургия, собственно, ключевая отрасль страны, сталкивается с перспективами выживания. И в этой связи вопрос исключительно в том, кто возьмет на себя ответственность за ситуацию, когда наступит плохо. Поэтому нынешняя игра между Ющенко и Тимошенко - это игра в поддавки. То есть, как ни странно, задача Тимошенко – любой ценой добиться того, чтобы Ющенко распустил Раду и тем самым взял на себя ответственность за все, что происходит, а задача Ющенко – любой ценой подставить премьера. Самый естественный для Украины путь – это, конечно, так сказать, ползком ползти на Запад и требовать спасения. Но в том то все и дело, что ЕС, например, сейчас точно не до Украины: Меркель сказала об этом прямо – не до Украины, не до Польши, себя бы спасти. В сущности, сегодня мы действительно наблюдаем финальный акт той же самой борьбы, которая шла, конечно же, во время «оранжа», финальную схватку двух основных сил, победивших в тогдашней украинской революции. Я бы их назвал так - прозападная и проукраинская. Неизвестно, какая из них лучше для нас, если говорить о наших интересах, не факт, кстати, что это до конца очевидно. То есть, скажем, что лучше для России - иметь во главе Украины отмороженного Ющенко или прагматиков системы Тимошенко, зависит от того, чего мы сами хотим от Украины и на Украине. Я бы рискнул поставить в этой ситуации на циничных прагматиков: ну вот конъюнктура так складывается. Но зная опять же, хорошо представляя себе культурный фон Украины, политической Украины, с её уникальной способностью действовать по принципу: «Выколю себе глаз, чтобы у тёщи был зять кривой», можно быть уверенным в том, что возможны любые варианты.

Ответ на вопрос распустит Ющенко Раду или нет является второ- или даже третьестепенным. Факт заключается в том, что Украина уже несколько лет находится в состоянии перманентного политического кризиса, а все распады коалиции и/или досрочные выборы, уже ставшие традицией - лишь пики его обострения. Порочна сама политическая система, возникшая по итогам "оранжевой революции". Ее основным элементом является опора не на институты, а на "ручное управление" со стороны ее лидеров, которые, в свою очередь, сами являются объектами "ручного управления" (достаточно вспомнить недавний визит в США президента Украины Виктора Ющенко или целое паломничество грузинских политиков в сентябре-октябре). Архитекторы этой системы, которые родом отнюдь не из Украины, не заинтересованы в создании устойчивых политических институтов, гарантирующих страну от потрясений. Технология "управляемого кризиса" позволяет удерживать контроль над национальными элитами и тем самым привязать их  к себе, "отвязав" от национальных интересов и запросов электората. Справедливости ради стоит отметить, что эти системообразующие признаки характерны не только для украинской политической системы. Такая же ситуация ситуация сложилась и в Грузии, где по итогам "революции роз" также сформировалась политическая система, направленная на "управляемый кризис". Единственное, что удерживает ее от тотального краха - образ внешнего врага в лице России, хотя в устоявшемся государстве такими ограничителями являются политические институты, гарантирующие национальное согласие. Как альтернативу этому сценарию можно рассматривать развитие ситуации в Киргизии, пережившей "тюльпановую революцию". Президент Бакиев сумел вернуть республику на традиционный путь развития, что уже дало свои результаты: более года в стране не наблюдаются массовые волнения.

Уверен - Ющенко Раду распустит. Не для того затевал президент Украины всю эту историю с развалом парламентско-правительственной коалиции, чтобы в решающий момент «отыграть назад». Виктор Ющенко сделал вывод, что только в условиях чрезвычайщины, оставаясь на хозяйстве единственным руководителем Украины, он сохраняет хотя бы малый шанс на политическое будущее. При действующем парламенте, который является трибуной для разных политических сил, сложно предпринимать одиозные действия. А вот при отсутствующем можно попробовать действовать решительно.

Проволочка с роспуском нужна Ющенко во-первых для того, чтобы в законности роспуска Верховной Рады не возникало сомнений (в том числе, и у Запада), а во-вторых – чтобы отсрочить сами выборы. В украинской прессе высказывалось предположение, что выборы могут пройти 28 декабря, то есть за пару-тройку дней до Нового Года. В это время в Западную Украину возвращаются гастарбайтеры, и число националистически настроенных потенциальных избирателей «Нашей Украины» вырастет. Кроме того, у Ющенко сохраняется свобода рук для срыва выборов, поскольку в предпраздничной обстановке собрать нужную для признания выборов состоявшимися явку 50% + 1 избиратель сложно.

Результаты досрочных выборов будут, скорее всего, близки к результатом предыдущих, но в условиях неустойчивого баланса сил значение для политических игроков будут иметь даже малые изменения. Украинцы утратили доверие к выборам – несмотря на то, что большинство настроено антипрезидентски, мало кто верит, что следующие выборы смогут поменять ситуацию во власти. Устали от постоянной политической неразберихи и активисты партий. В этой обстановке в зоне риска оказывается Партия Регионов, чей избиратель постепенно утрачивает доверие к её лидерам и всё больше воспринимает выборы как фарс. Это может привести к снижению уровня поддержки этой партии. При этом Юлия Тимошенко за счёт качества избирательной компании и имиджа политика, преследуемого Ющенко и борющегося с ним, может получить дополнительные голоса. Между тем, «дьявол кроется в деталях», а от конечной расстановки сил в будущей Раде зависит возможность создания новой коалиции. Ющенко же делает всё возможное для того, чтобы выборы не состоялись, а если этого добиться не удастся  - для срыва формирования новой коалиции.

Стремление Ющенко осложнить избирательный процесс может распространиться и на президентские выборы. Президент, по-видимому, уже сейчас задумывается о том, чтобы вовсе сорвать их и переформатировать в свою пользу конституцию Украины. Процесс возвращения полномочий, отнятых у президента конституционной реформой, фактически открыт с июня этого года. Тогда Конституционный суд Украины признал противоречащим основному закону положение закона о Конституционном суде, запрещающее трактовать конституцию. Так что для Ющенко появилась новая возможность повлиять на конституцию. Вот почему он сегодня пытается так «замутить воду» в Украине, чтобы от других законных властей ничего не осталось.

Существует два принципиальных варианта развития украинской политической системы в среднесрочной перспективе. Первый вариант - это авторитарная модель, но она менее вероятна. Второй вариант – это формальный или фактический федерализм, распределение должностей и выстраивание баланса между представителями Запада и Востока. Выстраивание политического баланса уже идёт, и возникает вопрос, кто представляет восток, а кто – запад Украины. Если по поводу востока всё ясно (там прочно утвердилась Партия Регионов), то за запад идёт жёсткая борьба между Юлией Тимошенко и Виктором Ющенко. Пока больше шансов победить в ней у Тимошенко, поскольку электоральный рейтинг Ющенко крайне низок. С другой стороны, украинские элиты боятся иметь дело с Юлией Владимировной из-за её, мягко говоря, недостаточной обязательности – с ней практически невозможно заключить долгосрочную договорённость, в выполнении которой можно быть уверенным. Весьма вероятно, что Ющенко попытается переиграть Тимошенко в этом аспекте. Таким образом, каким бы ни был итог парламентских выборов (я думаю, они всё равно неизбежны, вопрос только в дате), ни Ющенко, ни «Партия регионов» не настроены договариваться с Тимошенко. Единственным вариантом, при котором «Партия регионов» будет с Тимошенко договариваться, будет ситуация, при которой партия Ющенко или вообще не перейдёт 3%, или наберёт минимальное количество процентов - например, 5-7%.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".