Статья
21 Декабря 2012 12:55

Распределение выпускников

<p><strong>Думский Комитет по образованию разрабатывает идею  обязательного распределения выпускников вузов. Об этом сообщил глава  комитета Александр Дегтярев. Депутат уточнил в интервью газете </strong><a href="http://mk.ru"><strong>«Московский комсомолец»</strong></a><strong>, что распределение выпускников не станет калькой советских времен.</strong></p>
<p>Дегтярев сказал: «Сегодняшний механизм распределения выпускников  работает лишь наполовину — через договор о целевой подготовке,  заключаемый муниципалитетами с вузами (на "целевые" места выделяется  15—20% бюджетных мест в вузах. — прим.ред.). Однако его условия не  выполняются никем: ни муниципалитетами, лишенными реальных рычагов  воздействия, ни вузами, ни выпускниками, если те не желают отрабатывать  свое образование».</p>
<p>Депутат убежден: «Настало время ввести госзаказ на подготовку  специалистов для российских предприятий. Однако для этого нужна не  нынешняя, устаревшая, а современная, электронная биржа труда и механизм  ее использования, которые, с одной стороны, не ущемляли бы права  граждан, а с другой — защищали интересы государства».</p>
<p><strong>Он подчеркнул, что государство не устраивает сегодняшнее положение:</strong>  «Страна тратит на образование огромные бюджетные средства: на один  только год — 2,4 триллиона рублей, в том числе 600 миллионов на  поддержку высшего образования. А инженер, выучившийся на эти деньги,  скажем, в Бауманке, по окончании вуза идет в торговлю или не работает  вовсе. Это — не дело».</p>
<p>Депутат отметил, что работа над новой моделью распределения силами  думского Комитета по образованию и экспертов Агентства стратегических  инициатив идет уже около полугода, и не исключено, что ее итоги будут  представлены общественности в следующем году.</p>
<p>«Работодатели будут заключать контракты с вузами на подготовку  специалистов за бюджетный счет (в том числе фьючерсные контракты на все 4  года обучения). А молодые специалисты — отрабатывать оговоренный срок  на определенном предприятии, либо возмещать полную стоимость обучения,  да еще с процентами», - пояснил Дегтярев.</p>
<p>По словам главы профильного комитета, первыми по данной схеме начнут  действовать предприятия государственного сектора. Но депутат убежден,  что за ними подтянутся и «самые умные частные работодатели». «И те из  них, кто не пожалеют средств на такой фьючерс, останутся в выигрыше.  Наша задача — увлечь в образование бизнес. Но не заставить его, а  заинтриговать, чтобы участие стало выгодным», - заключил Дегтярев.</p>
<p>Он добавил, что третье, окончательное чтение законопроекта «Об образовании» пройдет в Госдуме 21 декабря.<br />
<br />
Как сообщали <strong>«Актуальные комментарии» </strong>ранее, проблемы образования в России являются предметом <a href="http://actualcomment.ru/news/48805/">непрекращающейся дискуссии в российской обществе</a>.</p>
<p>Появляются все новые и новые идеи, как адаптировать образование под   текущие потребности экономики, как оптимизировать затраты и добиться   максимальных результатов от финансовых вложений в студентов. Задача   осложняется тем, чтобы при всех новациях не потерять базу для   долгосрочного развития страны и не лишить отдельные отрасли грамотных   специалистов.</p>
<p>Еще в апреле 2012 года, на встрече с сотрудниками ОАО «Апатиты»  в  Мурманской области Дмитрий Медведев предложил вернуть распределение   выпускников вузов.</p>
<div> </div>
<div>В частности, Медведев предложил заключать договоры о распределении   после окончания учебы со студентами вузов, получающих за счет бюджета   профессии врачей и инженеров. По этим контрактам молодые специалисты   должны будут отработать несколько лет в определенном месте, которое   определит институт или государство.</div>
<div> </div>
<div>Таким образом, по его мнению, удастся решить проблему нехватки   специалистов в медицине и инженерном деле. В случае отказа от   трудоустройства выпускнику-контрактнику придется возместить стоимость   обучения.</div>
<div> </div>
<div>При этом Медведев добавил, что полностью перейти к советскому   «закрепощению» специалиста – невозможно, поскольку появились   коммерческие вузы и платные отделения в образовательных учреждениях. Он   отметил, что выбор у студента в любом случае будет, передавал Росбалт.</div>
<div> </div>
<div>Вопрос, как сделать так, чтобы выпускники работали по специальности   и бюджетные деньги были потрачены на них не зря, остается на повестке   дня.</div>
<div> </div>
<div>В Совете Федерации, например,  предложили принять закон,   обязывающий выпускников вузов, не работающих по специальности, выплатить   государству стоимость их обучения, если они учились на бюджетной   основе.</div>
<div> </div>
<div>«Необходимо вернуться к системе закрепления студентов, обучающихся   на государственной основе, для работы на предприятиях и учреждениях,  где  они должны будут работать по профилю», - сказал «Интерфаксу» член   комитета по образованию и социальной политике сенатор Валерий Рязанский   22 сентября.</div>
<div> </div>
<div>По его словам, сейчас стала повсеместной «практика, когда человек   учится на государственные деньги и государство рассчитывает, что он   будет работать по своей прямой специальности, принося пользу, а этот   человек идет работать в другом направлении».</div>
<div> </div>
<div>«Поэтому нужно принять закон, обязывающий выпускников, обучающихся   на бюджетные средства, работать по специальности, а в случае отказа   оплатить государству полную стоимость обучения», - считает Рязанский.</div>
<div> </div>
<div>По его мнению, должен быть подписан контракт с обоюдной   ответственностью. «Речь идет о том, что государство оплачивает твою   учебу, а ты, получив диплом, идешь работать туда, где тебя ждут, будь то   сельская больница или сельская школа», - сказал сенатор.</div>
<div> </div>
<div>«Если ты учишься за счет государства, то будь любезен - отдай часть   своей биографии государству, благодаря которому ты получил   специальность и высшее образование, которое потратило деньги на твое   образование. И нельзя превращать процесс получения высшего образования   за счет государства в этакую бездонную кормушку», - сказал Рязанский.</div>
<div> </div>
<div>Кроме того, он отметил: «Необходимо изменить соотношение   государственного заказа по бюджетным местам. Минобрнауки должно   формировать заказ на бюджетные места в соответствии с потребностями в   производстве, с увеличением бюджетных мест в технологических вузах и   сокращении бюджетных мест в гуманитарных, экономических и юридических.   Такой регулятор уже разработан».</div>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".