Комментарий
7484 7 Апреля 2019 14:31

Расширение полномочий Госдумы не даст позитивного эффекта

Глеб Кузнецов политологГлеб Кузнецов

Глеб Кузнецов
политологГлеб Кузнецов
Председатель Госдумы Вячеслав Володин предлагает изменить Конституцию с целью наделения нижней палаты парламента дополнительными полномочиями по формированию правительства. Об этом он заявил в большом интервью. О том, почему предложение Володина не решает актуальных задач, и как оно может повлиять на политический процесс в России, на своей странице в Facebook написал политолог Глеб Кузнецов.

1. Лидер правящей партии — премьер-министр, подавляющее большинство министров — члены партии, участники управляющих органов партии. Механизм ежегодного отчета и утверждения премьер-министра прописан. Не утверждать премьер-министра без четких предложений по кабинету, никто не мешает. Т.е. Правительство у нас — а) по большей части партийное, б) ответственное перед партией в) формально и неформально — ответственное перед парламентом. Это факт. Разговоры про то, что эта ответственность процветет более лучше если записать в Конституцию (!) публичный акт согласования министра N коллективным Милоновым — разговоры по меньшей мере странные.

2. В любой момент ГД может теоретически призвать Правительство к ответу множеством разных способов — от вотума недоверия главе правительства до «проката» правительственных законопроектов. Говорить о том, что правительство существует в «безвоздушном пространстве» и никак не подвержено парламентскому влиянию — валить с больной головы на здоровую. Пенсионная реформа — это не «вышедшее из-под контроля» Правительство, это и парламентское одобрение инициативы Правительства. Сейчас в ГД идет очередной громкий и скандальный, получивший отрицательные отзывы в регионах с потенциально огромным негативным социальным эффектом правительственный законопроект. Законопроект реформирует всю рыбную отрасль страны в интересах одного крупного федерального игрока. Его отклонят? Вряд ли. Конституция виновата? Ее надо править? Или проблема в другом месте?

3. Появление оппозиционной Думы (а вдруг?) неизбежно потребует официальных и неофициальных переговоров исполнительной власти с законодательной и согласования министров до внесения в палату Премьера. Иначе Премьер не появится. Далее см. историю примаковского кабинета, для формирования которого не нужны были никакие конституционные кунштюки.

4. Думаем о транзите путем увеличения «конституционного» веса парламента и в пределе — переход к парламентской республике? Встречал вчера такую версию. Армянский народ и лично премьер-министр Пашинян Никол Воваевич рукоплещут этой идее. Как раз сейчас годовщина событий, приведших их к Революции. А к самим событиям привело то, что слабый, «спящий», как модно говорить, институт надули через трубочку полномочиями, надеясь, что именно в силу своей кадровой слабости, общей негодности и отсутствию странового опыта парламентской республики, он станет идеальной подпоркой для продолжения власти Саргсяна. Не стал.

5. Инициатива по изменению Конституции не отвечает на главный вопрос — а зачем? Какая задача решается? Полномочия у Парламента по взаимодействию с правительством есть достаточные, репутация палаты мягко говоря не выше репутации правительства. За абсолютно все вызывающие раздражение инициативы правительства парламент несет равную по крайней мере ответственность (а на мой взгляд бОльшую, потому что теоретически вправе инициативу или реформу отклонить). Фактором увеличения доверия к власти увеличение роли ГД не станет и не может стать даже теоретически. Такова реальность. Конституционные переделки — это не то поле, где зарыто решение проблемы рейтингов, доверия, стабильности и уверенности в завтрашнем дне.

PS. Мне могут сказать, что я делаю вид, будто не знаю, как все на самом деле происходит. Я знаю. Но скажу так, проблему расхождения «формального», «писаного закона» с неформальными практиками, исторически сложившимися на данной территории не решается путем добавления даже самых правильных строчек в «писаные законы».

Источник

Комментарии для сайта Cackle
23 Октября 2019 Анонс
Госдума рассмотрит бюджет на 2020 год
 Госдума рассмотрит бюджет на 2020 год 23 октября Госдума рассмотрит законопроект о бюджете на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов. В нижней палате парламента отмечают, что на этапе первого чтения документа особое внимание будет уделено повышению эффективности расходования средств.
8 Октября 2019 Главное
Бездействующая Дума
 Бездействующая Дума Эксперты Центра политической конъюнктуры провели исследование того, как депутаты Госдумы голосовали по самым разным законопроектам за прошедший год. Исследователи пришли к выводу, что чаще всего депутаты голосуют либо «за», либо просто не голосуют, что влечет за собой вопросы относительно целесообразности содержания института, который перестает быть представительным, а становится заверительным.
8 Октября 2019 Новости
Ненужные депутаты: как парламентарии работают в Госдуме
 Ненужные депутаты: как парламентарии работают в Госдуме Большинство депутатов Госдумы либо всегда голосуют за принимаемые инициативы, либо не голосуют вовсе, говорится в материалах исследования Центра политической конъюнктуры, на которые ссылаются журналисты РБК.
© 2008 - 2019 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".