Статья
533 15 июля 2010 3:08

Рассказы о Родине

Попытка рассказать о нашей Родине глазами нового литературного поколения России, которое, однако, не забывает своих предшественников.

Комментарии экспертов

Нет, аннотация к сборнику рассказов Дмитрия Глуховского, опубликованных ранее в журнале «Русский пионер», конечно, непотребно лжет. Никакой гранью своего безусловного писательского таланта Глуховский не относится к «новой литературе».

«Новой» литературой, по преимуществу выпускаемой издательством Ad Marginem, завалены столы магазина «Фаланстер». Иногда, она заслуживает высокую оценку критиков, иногда даже продается большая часть тиража. Но никакая «новая литература» не будет продаваться тиражами Глуховского. Глуховский — ни какой-то там экспериментатор от современного русского литературного. Ни очередной автор, работающий в «актуальном стиле». Да даже и такая штука как уникальный «живой» мир автора в большинстве рассказов сборника отсутствует — наличие такого атмосферного мира, кстати, сильная черта того же Лукьяненко.

В творчестве Глуховского есть нечто большее, чем банальный эксперимент. В нем есть порода. Она чувствовалась ещё в первом крупном произведении — «Метро», однако тогда её ещё можно было признать за «очевидное влияние авторитетов». Сейчас, когда из под пера Глуховского вышло уже несколько романов, мы на голубом глазу вправе говорить об авторской стабильности или, даже, о продолжении традиции.

Поводы есть. «Рассказы о Родине» — предельно консервативны. Если в тексте и не встречается прямых или косвенных цитат, то стилистически они практически все восходят к советской фантастической прозе в духе поздних Стругацких.

Однако, за стилистической консервативностью и прячется совершенно иная, принципиально отличная от стандартного набора идеологическая нагрузка. Да, как это ни странно, несмотря на общий депрессивный настрой текста, рассказы Глуховского вполне патриотичны. Лишенные злотниковских гравилетов «Цесаревич», но под завязку нагруженные цинизмом, «Рассказы о Родине» не оставляют плохого интеллектуального похмелья, не выбрасывают из светлой книги в грязную повседневность. Глуховскому удается сложный прием — он выводит нечто стержневое, но при этом совершенно безумное в повседневности. Тут было бы уместно сравнить рассказы Глуховского с рассказами Лавкрафта, если принять за точку отсчета исторические корни слога американца и поставить знак равенства между ними и корнями текстов Глуховского. Разумеется, внешние различия очевидны, но содержательно — они идентичны.

Дмитрий Глуховский, «Рассказы о Родине», М.: АСТ, Астрель, 2010 — 384 с.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".