Статья
30 Августа 2009 0:11

Разговор с Дмитрием Медведевым

<p>Вопросам развития образования посвящен разговор с президентом РФ Дмитрием Медведевым, который телезрители увидели в эфире телеканала "Россия" в воскресенье в 20:00.<br />
<br />
В ходе этого разговора президент говорил о том, что в преддверии начала нового учебного года волнует всех - и преподавателей, и школьников, и студентов, и их родителей. Речь шла о развитии и среднего, и высшего образования в стране.</p>
<p>Президент РФ Дмитрий Медведев считает, что российская система образования в настоящее время находится в переходном состоянии."Мы уже не в столь сложной ситуации, какой она была, допустим в 90-е гг., когда наши преподаватели не получали практически никаких денег. Но, с другой стороны, мы еще пока не сделали качественного рывка", - заявил Д.Медведев в разговоре с ведущим программы "Вести недели" Евгением Ревенко.</p>
<p>Он отметил, что за последнее время удалось наладить приличное финансирование системы образования."Сейчас у нас в образовательной системе в год тратится порядка триллиона 800 миллиардов. Это все источники, которые расходуются на систему образования", - отметил президент.</p>
<p>Он пояснил, что "это консолидированные расходы на систему образования". "Это, конечно, беспрецедентная сумма, если сравнивать такого рода расходы с ситуацией в 90-е гг. Это не значит, что мы закрыли все вопросы. Но в любом случае в системе образования есть деньги, и есть желание эти деньги правильным образом расходовать", - сказал Д.Медведев.</p>
<p>Поэтому, повторил он, "мы находимся в такой промежуточной фазе, мы уже не на самом дне, но нам еще очень многое предстоит сделать для того, чтобы создать современную систему образования.</p>
<p>Говоря о проблемах высшей школы, Д.Медведев обратил внимание на то, что "далеко не во всех высших учебных заведениях одинаковое качество образования". В связи с этим он высказал мнение, что нельзя ситуацию напрягать и форсировать, искусственным образом ликвидировать, допустим, учебные заведения, которые не вполне готовы к тому, чтобы давать образование, но какая-то реорганизация должна происходить".</p>
<p>Как пояснил Д.Медведев, "естественным путем слабые учебные заведения должны присоединяться к сильным учебным заведениям, и это, в общем, нормальный, абсолютно позитивный процесс". Кстати, добавил он, "мы использовали такого рода прием и при создании новых образовательных центров, когда к более сильным университетам присоединялись вузы, где, может быть, более сложная ситуация".</p>
<p>Президент РФ Дмитрий Медведев считает необходимым рассмотреть вопрос о предельном количестве высших учебных заведений, в которые абитуриент может подавать заявления о поступлении. "Я дам поручение нашему министерству образования определить, может быть, предельное количество высших учебных заведений, куда можно подавать заявления, будет это пять или десять, но вот просто, чтобы здесь какой-то барьер присутствовал", - сказал Д.Медведев. По его мнению, подача абитуриентами заявлений сразу в десятки вызов связана, в частности, с издержками введения ЕГЭ.</p>
<p>"Вы знаете, это, конечно, издержки. Во-первых, люди не очень верили, что в университет можно поступить без экзаменов, вступительных экзаменов, только на основе ЕГЭ, потому что подспудно сидело ощущение, что в какой-то момент государство примет другое решение и заставит сдавать экзамены. Это первое. И второе, действительно было желание обежать все и вся. Я думаю, что здесь можно поставить аккуратный барьер", - сказал Д.Медведев.</p>
<p>Касаясь реализации в России системы ЕГЭ, президент сказал: "Как бы ни критиковали нынешнюю систему Единого госэкзамена, она не идеальна, она работает совсем немного и, естественно, еще нуждается в совершенствовании, но все-таки эта система направлена против коррупции; она делает сам процесс сдачи гораздо более прозрачным; эта система уравнивает тех, кто учится в провинции, в глубинке, с теми, кто учится в столичных городах. Уже в этом ее большое прогрессивное значение".</p>
<p>Д.Медведев также отметил, что система ЕГЭ "конечно будет корректироваться", но, по его мнению, она уже показала свои плюсы."Я считаю, что эта система показала свои лучшие черты. И если мы обратимся к такой упрямой вещи, как статистика, хотя в нее не все верят, тем не менее, у нас практически все абитуриенты, кто поступал в высшие учебные заведения, считают эту системой хорошей и справедливой, и 70% их родителей. Это не мало", - сказал он.</p>
<p>Дмитрий Медведев высказался также об оценках истории в преддверии важной даты - 70-летия начала второй мировой войны, которая приходится на 1 сентября текущего года.<br />
<br />
Передача с участием президента была задумана как 15-20-минутное общение главы государства с журналистом одного из ведущих российских телеканалов - Первого, "России" и НТВ. Инициатором такой формы общения выступил сам президент. Первая программа вышла в эфир 15 февраля.</p>
Комментарии экспертов
<p>За последние десять лет мы превратились в страну со всеобщим высшим образованием. Но нельзя сказать, что этот результат во всем был хорош. За это время мы потеряли в качестве образования. Появились проблемы и со средним специальным образованием. Есть перекосы в подготовке различных специалистов.</p>
<p class="MsoNormal">И рынок, и бизнес не сформировали четких сигналов, какие специалисты нужны. Так, например, высококлассные инженеры, были вынуждены работать не по специальности.</p>
<p class="MsoNormal">Таким образом, можно говорить, что государство на какое-то время упустило из вида систему среднего профессионального образования, не выдвинуло вовремя четких требований. <o:p> </o:p>Еще один есть момент в профессиональном образовании: центр и регионы долго делили имущество.</p>
<p class="MsoNormal">В целом мы занимались проеданием советского наследия, а сейчас нужно вырастить новое поколение квалифицированных кадров, потому что без этого невозможны ни внедрение новых технологий и инноваций, ни осуществление широкой модернизации в стране.</p>
<p> </p>
<p>ЕГЭ сдан, и сдан отвратительно (не по результатам, которые, «нарисовали», и многие даже знают, за сколько именно, а по общему ощущению тупика), учителя России, собравшиеся на Первом всероссийском педагогическом форуме, обратились к президенту и премьеру с просьбой признать ошибочность единого госэкзамена и начать над ошибками работать. Просьба называется «резолюция», но от этого не легче: ни премьер, ни президент, ни Минобр на бумагу никак не отреагировали.<br />
<br />
Стоит понимать это молчание так, что ЕГЭ будет продолжен: никаких разумных альтернатив экзамену пока не существует.<br />
<br />
Очень похожая тенденция прослеживается и в пост-евсюковских трепетаниях верхушки МВД: устроить показательные чистки и провести «работу над ошибками», кажется, и необходимо, но воли на эти не самые решительные шаги нет ни у кого. МВД, кстати, выглядит получше ведомства Фурсенко: милицейские чиновники, в отличие от образовательных, хотя бы на словах ошибки признают. Минобр же тараторит о ЕГЭ, как попугай, вообще отметая любые аргументы.<br />
<br />
Здесь стоит задуматься над тем, что если реформы не будут реализованы (а они пока даже не обозначены), страну ожидает долгая эпоха медленного хирургического удаления государства из самых важных сфер: внутренней безопасности и образования.<br />
<br />
МВД и Минобр могут и дальше с криками биться головой о кирпичную кладку, изображая «поступательное движение вперед». Это уже, честно говоря, мало кому интересно. После ЕГЭ и после Евсюкова понятно, что проще всего, оставить этих чиновников в покое и начать, если невозможно им противостоять, выстраивать альтернативную реальность, где им не будет места.<br />
<br />
Самообороне граждан от бандитов и милиции мешает только отсутствие легального оружия. Самообороне людей от системы образования, главной целью которой является превращение детей в послушных дебилов, умеющих «писать контрольные» и платить взятки, не мешает ничего. Школа типологически может быть воссоздана почти с нуля и совершенно без чиновников Минобра. Ровно так же подчиняющаяся гражданам городская полиция может быть воссоздана без соратников майора Евсюкова по борьбе с населением. <br />
<br />
Ситуация с образованием столь вопиюща, что теоретически любая альтернативная система обречена на успех: и родители, и учителя, и работодатели бесконечно устали от министерского бессилия и повальной коррупции чиновников всех уровней. Любая школа, где родители будут честно (а не из-под полы по «серым» схемам, как это везде происходит сегодня) платить за обучение фиксированную сумму, а учителя будут плевать на «оценки» и заботиться о том, чтобы ученик хоть что-то знал, будет с радостью принята и вузами, и работодателями. Школа, в которой не будет сегодняшней «троечной» уравниловки, школа, откуда тех, кто не учится, не успевает усваивать материал или не хочет «напрягаться», можно будет выставить за дверь, на завтра же станет культовой. <br />
<br />
Нужно всего лишь попробовать на фоне «фурсенковской» школы троечников с липовыми ЕГЭ сделать школу отличников – и все станет на свои места. Минобровские «инновации» пусть распространяются не на все школы, а лишь на подведомственные, куда можно будет отправлять всех тех, кому не по силам выучиться по-человечески. <br />
<br />
Любому нормальному ВУЗу и внятному работодателю нужен не «диплом», давно равный справке из ЖЭКа и не результаты ЕГЭ, которые к этой справке стремительно приближаются: нужны им думающие и умеющие работать люди, а не натасканные на решение кроссвордов неучи. <br />
<br />
Это разделение – естественное на самом деле и вполне объяснимое: все не могут учиться одинаково, а современная школа в принципе утратила возможность элементарной селекции –  позволит если не сделать образование лучше, то хотя бы сохранить его в нынешнем – весьма плачевном – виде, предотвратив полное уничтожение средней школы. Именно этим и стоило бы заняться учителям, которые пока еще издали похожи на единое сообщество, вместо писем к начальству.</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".