Статья
1493 26 июля 2009 0:03

Разговор с президентом

Президент видит Россию как современное, сильное, прагматичное и сдержанное государство, которое может быть комфортным партером, но при этом способным на жесткий ответ в случае необходимости.  Российская внешняя политика, отношения России с США, странами ближнего зарубежья стали темами беседы президента РФ Дмитрия Медведева с ведущим телеканала НТВ Кириллом Поздняковым.

"Наш образ должен быть таким собирательным, но в то же время в целом комфортным для тех, кто с нами общается. Мы, конечно, не должны выставлять вперед какие-то колючки, но в то же время при каких-то сложностях мы должны быть способны дать ответ", - заявил Д.Медведев в беседе с ведущим "Итоговой программы НТВ" Кириллом Поздняковым.

По словам Д.Медведева, в случае, если существует угроза извне интересам страны и российских граждан, российское государство оставляет за собой право на жесткую реакцию. "Иногда жесткий ответ, иногда очень жесткий ответ, но только в том случае, если это угрожает интересам наших граждан. Во всех остальных ситуациях мы должны быть прогнозируемым, сильным и комфортным партнером для наших соседей", - сказал президент.

Отношения России со странами СНГ должны быть ровными, добрыми и строиться на стратегическую перспективу, заявил президент России Дмитрий Медведев. "Это должны быть очень добрые, ровные, партнерские отношения", - сказал Д.Медведев.

При принятии решений по развитию отношений со странами СНГ "мы должны отрешиться или отойти от примитивных схем - кто кому чего должен", - отметил президент РФ."Конечно, мы должны исходить из национальных приоритетов России, но тем не менее отношения с ближайшими соседями должны строиться на стратегическую перспективу, быть настроены на будущее и исходя из самой доброжелательной волны, вот это важно", - подчеркнул Д.Медведев.

Он отметил, что необходимо думать о том, что в этих государствах живут "очень близкие нам люди - люди, которые говорят с нами на одном языке, зачастую в прямом смысле этого слова, люди, которые связаны с нами общими историческим корнями".

Российско-грузинские отношения будут восстановлены, считает Дмитрий Медведев: через какое-то время, на новой основе, с учетом сложившихся реалий и трагических событий недавнего прошлого. Об этом президент также заявил в беседе с ведущим «Итоговой программы НТВ».

«У нас сейчас нет дипломатических отношений с Грузией, и это результат той агрессии, которая была предпринята в прошлом году режимом Саакашвили, - отметил президент. - Иными словами, межгосударственные отношения практически отсутствуют. В то же время, у нас есть давнее и очень теплое отношение, исторически очень теплое отношение к грузинскому народу, с которым мы, что называется, прошли огонь, воду и медные трубы. И мы хотели бы иметь эти отношения в самом высоком смысле этого слова. Я об этом говорил неоднократно и еще раз хотел бы сказать. Режимы, подобные Саакашвили, они приходят и уходят, а чувства между народами остаются».

В беседе, посвященной внешней политике страны, президент отметил, что Россия без всякой ревности смотрит на то, как другие государства выстраивают свои отношения с нашими партнерами по международному сообществу, в том числе такими важными, как Соединенные Штаты. Но существующие противоречия скрывать не следует.

«Есть другой вопрос — это вовлеченность государств в те или иные международные альянсы, в те или иные международные военные блоки. Вот это нам небезразлично. - подчеркнул Дмитрий Медведев. - И здесь наша позиция простая, она остается прежней. И по этому вопросу мы с Соединенными Штатами Америки расходимся во взглядах. Наша позиция проста: мы не считаем правильным затаскивать те или иные государства в военно-политические альянсы помимо воли их народов».

Самой же России нужна модернизация, чтобы успешно решать задачи во внешней и внутренней политики. «Для того, чтобы выглядеть сильными, мы должны быть современными. Поэтому для того, чтобы нас правильным образом воспринимали, мы должны решить свои неотложные проблемы, проблемы, прежде всего, социально-экономического порядка. Потому что если мы сможем их решить, нам, конечно, проще будет решать какие-то международные задачи», - сказал глава государства в интервью.

Он также вновь подчеркнул необходимость борьбы с коррупцией. "До тех пор, пока о России будут думать как о стране, где запредельно высокий уровень коррупции, к нам будут и относиться соответствующим образом", - считает президент. 

Подготовлено по материалам НТВ и "Интерфакс". 

 

Комментарии экспертов

Любое государство обязано давать жёсткий ответ в случае угрозы своим национальным интересам и тем более гражданам. Если оно не делает этого – значит, оно не является полноценным государством. В нём что-то не так: либо у него нет реального суверенитета, либо абсолютно неадекватно его руководство. Поэтому представление президента Медведева о российской внешней политике вполне понятно и более чем рационально.

Медведев расстался с традицией дипломатии «с оглядкой на Запад», взяв на себя ответственность за операцию по принуждению Грузии к миру в августе 2008 года. Новое заявление президента в очередной раз фиксирует этот факт. Также знаменательно, что президент чётко разделил неприятие текущего грузинского политического режима Грузии и особые отношения российского и грузинского народов – тем самым он дополнительно подчеркнул адекватность и российской власти, и российского народа. Никакого «всплеска шовинизма», которым пугают европейских и американских обывателей тамошние газетные русофобы, не было и нет.
Важно, чтобы традиция уверенного и самостоятельного поведения России на международной арене была продолжена. Особенно важно, чтобы процесс потепления отношений с США, который сейчас явно обозначился, не сопровождался односторонними уступками со стороны России. Процесс «перезагрузки» станет тестом на сохранение выбранного ранее российским руководством курса. Первые результаты переговоров Обамы и Медведева позволяют в этом смысле смотреть в будущее со значительной долей оптимизма.

Что же касается коррупции, то, как показали недавние события в штате Нью-Джерси, она вовсе не является исключительно внутрироссийским явлением. Не стоит заниматься самоедством. Кроме того, едва ли её удастся когда-либо искоренить полностью – власть на различных уровнях всегда будет вынуждена считаться с интересами основных бизнес-игроков. Это взаимодействие вряд ли когда-либо станет стерильно бескорыстным. Тем не менее, уже сейчас можно бросить вызов наиболее уродливым формам коррупции – здесь нужно не предаваться философскому пессимизму, а действовать. А критерий успешной работы в этой сфере должен быть, как сказал Владимир Путин, только один – посадки в тюрьму. Вряд ли граждане поверят в реальность борьбы с коррупцией, если она не будет сопровождаться приговорами и посадками чиновников, грубо попирающих законность.

Странам СНГ необходимо сотрудничать, особенно в кризис, и мы видим, что такая возможность появляется. Но здесь недостает политической воли, причем по нескольким причинам. Страны СНГ всё-таки побаиваются российского влияния, потому что чувствуют, что их собственное население, если ему дать право голоса, высказалось бы за значительное ограничение прав в пользу России, в пользу интеграционных проектов.

С другой стороны, у России недостаточно политической воли для того, чтобы тратить ресурсы на интеграцию. Поскольку интеграция – это стратегический проект, а у российской политической элиты (я не говорю о политическом руководстве, а о политической элите в целом) недостаточно политического видения и готовности вкладывать ресурсы в эту стратегию вообще.

Кроме того, внешние субъекты, прежде всего США и Евросоюз, стремятся максимально парализовать способность элит стран СНГ и России сотрудничать друг с другом, для того чтобы не допустить возрождения России как сильного геополитического центра влияния, способного отстаивать свои интересы и интересы стран СНГ. США и ЕС хотели бы, чтобы они доминировали на этом пространстве, чтобы интересы граждан, проживающих в России, Украине, Казахстане учитывались меньше, чем интересы граждан ЕС и США. Это вполне логичная для них схема. Своими ресурсами они как бы парализуют это интеграционное сотрудничество. Именно поэтому такие проекты не очень работают.

Дмитрий Медведев – официальное лицо, президент России, и, как президент любой другой страны, тем более большой, ядерной, и как дипломат номер один своей страны он должен придерживаться некоторых дипломатических, официальных условностей, не всегда говорить то, что думает, и не в тех выражениях, в которых иногда думает. Например, по поводу отношений с режимом Саакашвили, он выражается без особых дипломатических условностей и довольно жёстко. Но применительно, допустим, к «оранжевым» властям Украины, президенту Ющенко лично, хотя там постоянно проводится одна антироссийская кампания за другой, мы уже такого из уст президента Медведева не слышим. Хотя оснований, по большому счёту, не меньше, чем в отношении Саакашвили. И здесь есть всякого рода нюансы.

Строго говоря, если перезагрузка (возьмём этот термин как существенный, реальный) в отношениях между Россией и США означает улучшение отношений между двумя странами, то это действительно не должно вредить развитию нормальных отношений между Россией и странами постсоветского пространства и т.п. Но это чисто теоретически и на официальном языке, когда желаемое выдаётся за действительное. В реальной же политике этого нет.

Результат переговоров Обамы и Медведева в Москве конкретных геополитических договорённостей не дал. Пока достигнута одна конкретная договорённость – американские самолёты имеют право делать 12 рейсов в день в воздушном пространстве России. Чем они при этом занимаются, летая над нашей территорией, мне не совсем понятно и не совсем известно. Возникает вопрос, а нет ли здесь ущерба российской безопасности. Это прямая помощь, и непонятно, на что в обмен. Звучат слова, что Грузия и Украина сейчас вроде бы не готовы к вступлению в НАТО, но, в принципе, всё равно дверь для них открыта, и вообще они должны евроинтегрироваться и пр.

Позитивным же можно считать факт, что два президента познакомились, поговорили, лучше поняли друг друга.

Теперь относительно перезагрузки как синонима слова «улучшение» - это  никого не должно раздражать, никому не идти в ущерб. За контроль и влияние на постсоветское пространство Россия и США конкурируют. Если Медведев, Обама или они вместе взятые будут говорить о том, что это не так, я всё равно не соглашусь. Почему они говорят так? Искренне ли они в это верят – одно моё к ним отношение, дипломатически не называют проблему и эту конкуренцию и конфронтацию – другое отношение. Но то, что это не так, совершенно верно. И никакие договорённости между Медведевым и Обамой эту проблему реальной политики снять не могут, конкуренция есть.

Что касается отношений с ЕС, Соединенные Штаты не хотят, чтобы между Евросоюзом и Россией были хорошие отношения. Плюс, внутри ЕС есть целый ряд стран, которые тоже не хотят, чтобы такие отношения были, потому что они не любят Россию, потому что она их якобы угнетала, оккупировала и неизвестно что с ними делала. Кто эти страны? Это как раз те страны, которых американцы используют для того, чтобы поддерживать некий внутренний раскол внутри ЕС.

В Америке говорили, что есть новая Европа – Прибалтика, Польша. А есть старая Европа – Франция, Германия, которые не поддержали операцию в Ираке. В США даже переименовали французскую булку в какую-то другую, и Буш два года с Шираком не разговаривал, не созванивался – пошла целая антифранцузская кампания. Как улучшение отношений, если представить его в реальности, между США и Россией может не вызвать негативную реакцию, допустим, Польши, Латвии или Литвы? Я имею в виду правительств и националистически настроенной части населения этих стран. Это исключено.

После визита Обамы в Москву, после этих рассуждений о перезагрузке, о том, как всё хорошо, будет ещё лучше, и все проблемы чуть ли не позади, Обаме было адресовано письмо от 23 или 27 деятелей. Суть его в следующем: «мы так старались, чтобы поставить территории Восточной Европы под контроль США, мы русских отвергли, а вы тут с русскими договариваетесь, они плохие, злые, и нас совсем забыли». Кто это написал?  Я написал, чтобы подорвать концепцию, что перезагрузка никому не вредит и всем будет радостно? Или это написали политические лидеры проамериканского направления Восточной Европы? Повторю, их там больше двух десятков. Бывший президент, премьер-министр, послы. 

Они просто говорят: «Вы что, обалдели? Какая перезагрузка с Россией? Какое улучшение отношений? Россия – это враг, господин Обама, не забывайте об этом. А вы забыли о нас. Вдруг начинаете говорить, что Россия – это вроде не враг». И это реальные люди с реальным политическим ресурсом. Не все они такие уж старые, что не могут однажды вернуться в политику, в том числе, в большую, практическую. А некоторые продолжают оказывать влияние на политическую жизнь своих стран Восточной Европы, имеют связи в США, где есть те, кто их поддерживает. Уже не говоря о том, что написание этого письма, на мой взгляд, явно инспирировано из Вашингтона какой-то группой неоконов. В США есть люди, которых перезагрузка раздражает. Это хорошо известно, и их список известен.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".