Реальность образования
Правильный отчет требует не труда какого-то внешнего по отношению к нему, а жесткого выполнения правил по отношению к самому отчету, или Новый учебник.
Говорят, что где-то очень глубоко в подворотнях центра первопрестольной, там, где не протиснется старый мерин, а только юркие mini и демократичные скутеры временами нарушают покой вечно сонных котов, где не ступала нога гастарбайтера, а у редких дверей с массивными латунными ручками не увидишь вывесок типа «Мосмясстройпроминвест» — говорят, что такие места все-таки есть, — и говорят в этих закоулках столицы существуют тайные организации, где работают, скрывая этот факт от окружающих, интеллектуалы.
Работают они строго по офисному времени. С 10 до 18. С перерывом на обед. У каждого интеллектуала есть свой аккуратный кабинет с номерочком через ноль, а в кабинете дорогая офисная мебель, отличный компьютер с первоклассной периферией, а также широкополосный медведевский интернет на оптоволокне.
Желающим каждый день привозят из ресторанов Аркадия Новикова великолепный обед из четырех блюд. А тем, кто отказывается питаться этим обедом, выдают специальные суммы для посещения лучших заведений столицы.
Все начальники в этих конторах всегда с иголочки одеты, предельно вежливы, деликатны и молоды. Они нечастые гости в офисе и не любят нарушать установившуюся там демократичную корпоративную атмосферу: интеллектуалы предпочитают винтажные свитера, кеды с ВДНХ и специально протертые кирпичами вручную джинсы традиционных марок. На рабочих местах разрешается курить, а в холодильниках мерзнет лед для дносолодовых виски лучших сортов.
Руководители регулярно вывозят подчиенных-интеллектуалов на тим-билдинг в Испанию дней на десять в году. Всем положено бесплатное медицинское обслуживание и есть даже корпоративный стоматолог.
Заработная плата у интеллектуалов начинается от трех тысяч долларов в месяц, и у рядовых сотрудников с хорошим стажем достигает пяти-семи тысяч. Берут на работу в эти заповедные места людей, обладающих дипломами философского факультета МГУ или других престижных интеллектуальных специальностей российских вузов. Могут взять даже филолога прямо с вузовской скамьи, без кандидатской степени и стажа работы! Но никогда не возьмут они экономиста, юриста или даже социолога — только настоящих гуманитариев.
Но самое главное, конечно же, — не деньги, отнюдь! Главное, как и для любого интеллектуала, — это работа. А работа представляется уникальной и именно что по интеллектуальному профилю. Каждый сотрудник должен еженедельно написать одну статью. И не просто статью на заранее заданную тему, но статью-резюме актуальных интеллектуальных событий на Западе. К примеру, аналитическую записку о реакции в культурных кругах Франции на выход нового голливудского блокбастера или реферативный обзор последних публикаций в блогах международной группы спекулятивных реалистов. Статьи оцениваются очень строго, после чего нигде не публикуются, а отправляются куда-то наверх...
Я бы ни за что не поверил в эти почти пелевинские сказки, если бы не факт того, что один мой бывший студент устроился в такую организацию работать... Да, кризис сказался, и часть сотрудников пришлось уволить. Но фирма, тем не менее, работает.
И знание о факте ее существования мешает мне спокойно спать.
Я полагаю, что именно из закромов такой или почти такой фирмы родилась на свет книга «Реальность образования».
Вообще-то о «реальности образования» из этой книги вы узнаете не больше, чем о западной рок-музыке из статьи в «Пионерской правде». Да книга и не об этом.
А о чем же?
Я долго и мучительно пытался ответить себе на этот вопрос, целых три дня, пока меня не осенило! Это же методичка по написанию тех самых текстов для начальников из тех самых новых русских ИНИОНов-шарашек, о которых мне рассказал студент!
Тот же самый студент рассказал мне, что среди интеллектуалов в конторе втайне от руководства выработался своеобразный кодекс чести в отношении своего труда, друг друга и неизвестных начальников. Он, конечно же, неформален, но, говорят, иногда в шарашкином туалете нет-нет, да можно увидеть незамеченную строгой уборщицей карандашную надпись, вроде такой:
«РАБОТА — ЭТО ОТЧЕТ!»
Смысл этой удивительной фразы, мой студент объяснил так: «Поймите, вся зарубежная гуманитарная литература, которую переводили еще в Советском Союзе, она подвергалась цензуре. Это не секрет, конечно. Об этом все знают. Но не знают они одного — что цензура эта носила очень творческий характер! Книги попросту писались здесь, в России, на русском языке, а выдавались за западные оригиналы. Помните недавний скандал с Сэлинджером? Его книгу Райт-Ковалева просто придумала. Ничего такого американец не писал — что вдруг и выяснилось, когда сделали новый перевод.
Или, к примеру, вот этот тезис, который звучит почти как лозунг: «Работа — это отчет!» На самом деле, это написал Маршал МакЛюэн, а у нас же перевели его, из идеологических соображений, как «Сообщение — это сообщаемое». Нужно было нейтрализовать его опасный «месседж» — иначе отечественные интеллектуалы, не те, кто, разумеется в курсе, а все остальные, да и рабочие тоже, не дай бог могли бы послушаться, начать симулировать работу и называть это подлинным трудом. Нельзя было этого допустить — тогда и придумали вот это немного абсурдное «Media is the message». Ведь вдумайтесь, это же абсолютно бессмысленное утверждение! К примеру, никто ведь не путает сам телевизор и то, что в телевизоре. Если бы было так, то никаких несогласных бы просто не было, потому что нельзя было бы отличить телевидение
Вот возьми ВВП, ростом которого все так гордятся. Ведь это не что иное, как превращение труда в отчет. ВВП учитывает в труде только то, что в нем учитываемо. А что не учитываемо? Много чего — тысячи мелочей: вот человек поднял и выбросил в урну бутылку, вот купил на работу чай для себя и коллег, вот прибрался на столе, вот кому-то доброе слово сказал — мы все это даже трудом не считаем. Как, к примеру, не считаем за труд подержать для девушки дверь или прочитать книжку для самообразования. Не учитываем мы и труд, часто незаметный, но важный, труд — которым меняется мир вокруг нас. Разные усилия разных людей меняют его по-разному, но считаются они в итоге одинаково. Работа — это отчет. Это — тайна работы. Тайна труда, и ее нужно хранить как зеницу ока«.
Пробегая глазами строки попавшейся мне в руки книги, у меня никак не выходил из головы тот разговор. Мне казалось, что то, что я имею — это учебник по превращению работы в отчет. Причем той работы, которую совсем нет никакой необходимости делать! Правильный отчет требует не труда какого-то внешнего по отношению к нему, а жесткого выполнения правил по отношению к самому отчету. И написать правильный отчет — это такая же целая наука, как верно и точно одеться к деловой встрече с важным заказчиком.
Вот, к примеру, ученые пишут: «Первая глава посвящена выбору исследовательской метафоры: на наш взгляд, авторы работ по теории и методологии социологических исследований зачастую совершенно неоправданно обходят это вопрос стороной. Независимо от того, сознает это исследователь, теоретические концепты обычно имеют дотеоретические основания» (с. 20). Совершенно верное замечание. Вопрос о базовой исследовательской метафоре подобен вопросу о трусах. Ведь именно с них начинается процесс наряжания на деловую встречу. Каким бы ты франтом ни был, что бы ты ни носил, но всегда везде и всеми потенциальными заказчиками предполагается, что ты, идя на деловую встречу, непременно надел трусы. И пусть трусы твои ни к переговорам, ни к твоему внешнему виду отношения никакого не имеют, тем не менее, правильный выбор трусов коренным образом предопределит успех или неудачу переговоров. Итак, какими трусы должны быть? То есть, если о базовой метафоре, то «внимание к выбору метафоры может быть весьма продуктивно как при разработке исследовательской программы, так и с точки зрения применения результатов на практике» (с. 22). Без трусов — никуда. От того, какие вы выберете трусы, зависит как цвет, так и фасон костюма. Это — кроме абсолютной вашей уверенности в том, что вы верно одеты! А без уверенности в себе, как мы знаем, невозможна никакая продуктивная деятельность, а тем более важные переговоры. Так пишут ученые в этой инструкции.
Мне кажется, я понял эту мысль, являющуюся важнейшим элементом системы «Работа — это отчет». И это понимание сделало меня на минуту несчастным. Вся моя предыдущая деятельность, все, что я написал или придумал за прошедшие годы, показались мне такими незначительными, бессмысленными и ненужными. Ведь я никогда, что бы то ни было делая, не рассчитывал на отчет. Все, что я сделал в этой жизни, не заслуживает никакого, даже самого мало-мальски приемлемого отчета. Кто я после этого? Я — лентяй, я — бездельник и я — неудачник. Счастливо живет тот, кто вовремя отчитывается. И только одна мысль оставляет мне призрачную надежду — та, что я, может быть, наконец, впервые в жизни смог отдать трезвый отчет об этом перед самим собой.
Константиновский Д., Вахштайн В., Куракин Д. «Реальность образования и исследовательские реальности.» М., ГУ ВШЭ, 2010, 320 с.
Материал подготовлен при поддержке проекта "Книжный клуб Liberty".