Статья
725 30 июля 2012 18:05

Red Hot Pussy

В культурном пространстве случились два события, на первый взгляд не связанные между собой. Но оба они объедены темой радикализма.

В начале - справочно, для тех, кто пропустил, - две свежих истории.

Red Hot Chili Peppers (RHCP) в минувшее воскресенье выступили в Москве. Да еще как выступили. Классики зубодробительных ритмов, сотканных из фанка, панка и психоделики, взяли также высокий аккорд в российской политике: фронтмен Энтони Кидс вышел на сцену в футболке с названием скандально известной в России группы Pussy Riot. Позже СМИ сообщили, что RHCP написали письмо в поддержку находящихся под стражей Pussy Riot.

Буквально спустя пару дней после этого стало известно об отмене выступления другого артиста. Российский оперный певец, солист Мариинского театра Евгений Никитин не споет на Вагнеровском оперном фестивале в Байройте в Германии. Причина – немецкий телеканал ZDF показал о нем репортаж, в котором журналисты утверждали о том, что у Никитина есть на теле татуировка в виде свастики. Вагнеровский фестиваль, следует отметить, - событие непростое. В свое время он был крайне популярен среди вождей Третьего рейха. Гитлер посещал лично выступления и помогал фестивалю деньгами, поскольку был поклонником Вагнера. Да и сам композитор в своих политических высказываниях был под стать германскому вождю: из его уст публично раздавались антисемитские высказывания, сводившиеся к необходимости физического истребления евреев. Неудивительно, что возрождение фестиваля в середине прошлого века сопровождалось решительным размежеванием со скандальной репутацией времен Третьего рейха. Это «покаяние» актуально и сегодня. Отсюда и весь этот скандал с Никитиным, который пояснил, что свастики на теле у него нет, что это скандинавские руны, которые были сделаны во времена его молодости, когда он играл heavy metal в группе. Как бы то ни было, главной роли в опере Рихарда Вагнера «Летучий Голландец» (под давлением ли? по своей  инициативе?) Никитину не видать. А могла бы быть культурная сенсация мирового уровня, говорят.

Два этих факта, напрямую не связанных между собой, заставляют задуматься о политическом радикализме как таковом.

Да, конечно, можно начать пускать слюни относительно того, что культурная Европа радикализмом переболела, а мы все еще нет, хотя это утверждение не совсем верно. Да, можно скатиться в поиски морально-нравственной и политической мотивации поступка Pussy Riot. Но этот путь деструктивен, поскольку по нему вот уже несколько месяцев идут все комментаторы события в ХХС и дискуссия уже, кажется, ведется ради самой дискуссии, поскольку выхода  из нее не видно. Еще можно поговорить про происки Запада, если вспомнить также недавнее московское выступление Faith No More, которые поддержали Pussy Riot. «Как же, наши солисты Большого у себя на пачках, выступая в Нью-Йорке, гадости про Обаму не пишут и Нино Катамадзе, являющаяся подданной страны Саакашвили, про оккупированную Южную Осетию на своем концерте в «Гараже» не поет», - вполне себе убедительно вещают поборники веры. Да, наверное, так, но такие тезисы относятся скорее к вопрос о внутренней культуре. И тут грань очень тонка.
Но в нашем случае радикализм сопровождается приставкой fun. Ведь артист и политика – это всегда некий флер, скорее эмоциональное, чем рациональное. Ну, разве можно предположить, что от позиции RHCP и Faith No More по Pussy Riot что-либо в судьбе девушек измениться? Думается, что каждый более-менее рациональный человек скажет, что все останется на своих местах. Все эти заявления – это акт чистого искусства, работа на публику, которая хочет шоу и это шоу получает.

Причем так было всегда. Из подобных примеров – тоже уже ставший культовым Manu Chao, который не скрывает своих левацких взглядов. В 90-х годах прошлого века он вместе со своей группой в рамках тура путешествовал по Латинской Америке по рекам на катере, давал бесплатные концерты. А потом колесил по континенту, как гласит легенда, на бронепоезде, купленном чуть ли не на собственные деньги. И все это ради того, чтобы спеть о свободе и равенстве. Прямо с бронепоезда, прямо на колумбийских железнодорожных станциях.

Собственно, RHCP в Москве - это ремейк Manu Chao, который, в свою очередь, - подражание Эрнесто Геваре с его мотоциклетными покатушками. И этот ряд аналогий можно продолжать до времен сотворения мира. Так что буквы на майке у Кидса могли быть какими угодно, хоть «Свободу МБХ», хоть «В Крымске открыли шлюзы», хоть «Верните Собчак в эфир», лишь бы эффект был достигнут. И он достигнут. Обсуждаем же мы все это…

Ефим КУЦ

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".