Статья
7 Августа 2014 11:13

Реформы отдыха

<p><strong>Еще совсем недавно, после краха «Невы</strong><strong><strong>»</strong>, </strong><strong>«Розы ветров Мир</strong><strong><strong>»</strong>, </strong><strong>«Экспо-тура</strong><strong><strong>»</strong>, </strong><a href="http://actualcomment.ru/article/1251/#30286"><strong>Ростуризм говорил</strong></a><strong> о минимальном использовании фонда </strong><strong>«Турпомощи</strong><strong><strong>»</strong>. В сложившейся ситуации с закрытием еще нескольких турфирм понадобились не только ресурсы фонда, но и немедленные реформы отрасли.</strong></p>
<p>Ни ситуация на валютном рынке, ни смена предпочтений туристов не могут служить оправданием того, что фирмы буквально за считанные часы закрываются, снимая с себя ответственность за уже полученные ими деньги и отправленных на отдых туристов.</p>
<p>Кроме того, одна из разорившихся компаний – ООО «Нордик Стар» – не входила в реестр «Турпомощи», но при этом продолжала заниматься предоставлением услуг в сфере туризма.</p>
<p>На пресс-конференции в Москве министр культуры Владимир Мединский отметил: «Причина проблем в туристической отрасли заключается в политике демпинга и желании клиентов туроператоров сэкономить на отдыхе. При этом каждый может застраховать свою путевку от любых рисков, заплатив до 2 процентов от стоимости путевки. Экономя каждую копейку, наш турист будет лучше сидеть в аэропорту в Тунисе и ждать, когда государство будет вытаскивать его за свой счет, чем заплатит лишний процент на страховку собственной путевки», - передает интернет-портал<a href="http://mir24.tv/"> «МИР 24<strong>»</strong></a>.</p>
<p>Безусловно, потерпевшие получат компенсации от страховых компаний. Но при массовом обращении выплат может не хватить для компенсации дополнительных расходов, которые несут туристы, а про моральный ущерб и говорить не приходится.</p>
<p>"Основная проблема в том, что многие туроператоры России, к сожалению, не занимаются проблемами своих туристов. Туристический бизнес - это очень многоступенчатая система, состоящая из турагентов, туроператоров, принимающей стороны. Это создает и очень плохую систему коммуникации. Попав в сложную ситуацию за рубежом, отдыхающему приходится пройти через общение со всеми этими ступенями и, не всегда это приносит своевременное решение проблемы. Кроме этого, серьезная юридическая проблема, что договор, заключаемый турфирмой с физическими лицами, ни коим образом этих физических лиц не защищает. Невзирая на закон о правах потребителей, они формулируют договор таким образом, что покупатель туристического продукта практически не имеет ни каких прав", - прокомментировал ситуацию на рынке туризма юрист, партнер юридической компании "Фидес" Артём Григорьев.</p>
<p>Возможно, теперь, покупая путевку у турфирмы, отдыхающие будут более внимательно относиться к оформляемому пакету документов и полноте включенного страхового продукта. Но именно возможность решить вопрос с документами не самостоятельно, а через компанию и привлекала немалую часть туристов. Вероятно, впредь доверие потенциальных туристов не будет таким широким, и в будущем конкуренция за покупателя туристического продукта обострится. Можно ожидать и серьезный отток клиентов в самостоятельный туризм.</p>
<p>На момент подготовки материала круглосуточные телефоны Ассоциации «Объединение туроператоров в сфере выездного туризма "Турпомощь"» были перегружены.</p>
<p>По результатам доследственных проверок главными следственными управлениями СК России по  Москве и Санкт-Петербургу возбуждены пять уголовных дел по признакам преступлений, предусмотренных ч.4 ст.159 УК РФ (мошенничество), по фактам незаконных финансовых операций, проведенных туристическими компаниями «Лабиринт», «Роза ветров Мир», «Идеал-тур», «Нева»,  и «Экспо-тур», в результате которых пострадали несколько десятков тысяч человек. Сообщение об этом размещено на <a href="http://sledcom.ru/">официальной странице Следственного Комитета России</a>.</p>
Комментарии экспертов
<p>Сейчас туристический бизнес, по сути, спасает свою репутацию и, фактически, сейчас оставшиеся за границей туристы вывозятся все за деньги бизнеса. Причем не только из фондов «Турпомощи», но еще и за счет фондов других туркомпаний. Очень многие туроператоры помогают, сажают на свои рейсы туристов. Все солидарно работают.</p>
<p>Компания «Нордик Стар» вышла из Ассоциации «Турпомощь» 9 июня, но взнос свой до этого внесла, потом компания, оплатив следующий взнос вернулась в ассоциацию в конце месяца. В ассоциацию компании входят и из нее выходят. <br />
Если ты не внес, это означает, что ты автоматически из нее выбыл. Это абсолютно никого не выгоняют, абсолютно добровольная история.</p>
<p>Есть другая сторона вопроса, что без участия «Турпомощи» туристическая компания не имеет право заниматься туристической деятельностью в сфере выездного туризма. По России - сколько угодно, вывозить за рубеж - уже нет.</p>
<p>И, если компанию исключают из реестра, то ее деятельность нелегитимна. Как раз банкротство «Нордик Стар» потому, что компания до 9 июня была в реестре, 9 июня она была исключена из реестра, потому что она не продлила членство в «Турпомощи», 30 июня она опять приказом вернулась в реестр – они внесли эти деньги, вернулись. Но проблема в том, что те туры, которые они продавали с 9 по 30 число, они никак не защищены. И сейчас компания уходит с рынка. Туристы, которые купили до 9 числа, получат компенсацию, а вот уже кто купил после 9 числа они компенсацию не получат, потому что деятельность компании была не легитимной.</p>
<p>Эта ситуация всплыла именно потому, что было заявление страховой компании, которая сказала, что они не будут выплачивать компенсации тем людям, которые купили именно вот в этот период, потому что они считают, у них был договор с туроператором, осуществляющим туроператорскую деятельность. Как только туроператор вышел из реестра, автоматически прекращен договор, срок действия договора.</p>
<p>Сейчас страхуется туроператор только. Это финансовая ответственность туроператора. У нас не страхуются отдыхающие никак. У нас нет такой практики, чтобы страховался каждый тур.</p>
<p>Было такое предложение - изменить систему страхования и страховать не компанию,а тур, отдыхающего, и такое предложение вносилось уже давно, и это предлагали туроператоры, то есть бизнес предлагал. Но тут же несколько игроков на рынке, то есть есть еще страховые компании, а есть еще Центробанк, который регулирует страховые компании. И вот, например, когда шло обсуждение, то именно со стороны Центробанка и страховых компаний были высказаны такие опасения, что нет, эта схема не будет работать. То есть они, возможно, на это не пойдут. Все эти предложения будут, безусловно, еще много раз обсуждаться, с нашей стороны было уже такое предложение несколько лет назад. Тогда страховые компании не пошли на эту схему.</p>
<p>В реестр «Турпомощи» не так легко попасть, там все-таки есть определенные условия. Причем эти условия носят еще достаточно серьезные финансовые траты.  Застраховать свое ответственность - это большая сумма денег, вступить в «Турпомощь», это тоже большая.</p>
<p>Но Ассоциация не занимается контролем деятельности своих участников, для этого есть Роспотребнадзор, который защищает права потребителя, не то, чтобы должен, но он имеет право контролировать, инициировать какие-то проверки, правоохранительные органы. У нас, к сожалению, таких полномочий нет.</p>
<p>У нас много таких нечистоплотных компаний, которые вообще не входит в реестр, а по сути ведут туроператорскую деятельность. Я бы не сказала, что их очень много, но они встречаются.</p>
<p>Мы всегда  говорим, что если вы сомневаетесь, реестр – это всегда открытая информация, и вы, перед тем, как платить деньги, заключать все договора, можете зайти на сайт «Ростуризма» и проверить, есть ли там ваш оператор в реестре, какая у него сумма страхового покрытия, все его адреса, телефоны, там вся информация раскрыта.</p>
<p>Система выстраивалась, понятно, что не один год. Система ведения бизнеса, которая сейчас действует. Кризисная ситуация, которая сейчас возникла, она показала те проблемные места, которые в этой структуре были. И, конечно, сейчас все – и власть, и бизнес, и общественные организации занялись тем, что вырабатываются срочные меры. Во-первых, чтобы выйти из этого кризиса, чтобы у нас не было дальнейшего вала вот этих банкротств, и, конечно, что нужно менять законодательно для того, чтобы людей защитить.</p>
<p>Предложений по изменению законодательства в сфере туристического бизнеса очень много. Сейчас мы их не хотим озвучивать, но постараемся сделать всё, чтобы было больше контроля, в отчетности, в условиях вхождения в бизнес, ответственности перед покупателями туристического продукта.</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".