Статья
779 17 июня 2010 0:40

Региональная стабильность

Важнейшие информационные кампании минувшей недели были связаны с кадровой политикой Центра и обострением внутриэлитных конфликтов на региональном уровне власти.

Кадровые решения Центра отражают выбор в пользу стабильности. Досрочная смена власти в Якутии произошла по сценарию сохранения преемственности: Дмитрий Медведев предложил депутатам Госсобрания рассмотреть кандидатуру премьер-министра республики Егора Борисова (его можно назвать членом «команды» ушедшего в отставку Вячеслава Штырова) для наделения его полномочиями президента.

Важными факторами при решении кадрового вопроса в Якутии стали заинтересованность Центра в том, чтобы поддержать стабильность в стратегически важной национальной республике с достаточно активной местной (якутской) элитой, а также экономические интересы представленных в «ресурсоемком» регионе бизнес-структур федерального уровня (помимо алмазодобывающей компании «АЛРОСА», к ним относятся «Сургутнефтегаз», «Мечел» и др.). Борисов хорошо знаком с текущими управленческими проблемами (возглавляет правительство республики с 2003 г.), и, что немаловажно, политически лоялен Центру. Так, он активно поддерживал Вячеслава Штырова (который, в свою очередь, в последнее время ориентировался на интересы федеральных бизнес-игроков) в ходе взаимодействия с руководством «АЛРОСА»: в ходе недавнего обсуждения перспектив акционирования алмазодобывающей компании (это решение последовательно лоббирует руководство Минфина во главе с Алексеем Кудриным) Борисов высказался в поддержку предложений президента АК Федора Андреева, который обозначил основные направления развития компании представителям якутской элиты.

В Нижегородской области произошла вполне предсказуемая пролонгация полномочий Валерия Шанцева, который, несмотря на конфликтность, считается одним из самых эффективных региональных руководителей. Приоритет стабильности приобретает особую актуальность в контексте подготовки к федеральным избирательным кампаниям 2011-2012 гг.: в «переходный» период формирования федеральных органов законодательной и исполнительной власти неизбежно повышаются риски дестабилизации. Особенно они касаются ситуации в «национальных» субъектах федерации, где угроза проявлений экстремизма и эскалации межэтнических противоречий априори выше, чем на «русских» территориях. С учетом сказанного возобновление дискуссии о возможности досрочной смены власти в Башкирии выглядит вполне объяснимо. Президент республики Муртаза Рахимов вновь выступил с критикой федеральных приоритетов, стремясь продемонстрировать устойчивость своих позиций на региональном уровне и консолидировать сторонников из числа местной элиты с тем, чтобы эффективно противодействовать назначению на пост главы Башкирии «варяга». Однако добиться смены власти по принципу преемственности (подобно тому, как это произошло в Татарстане), ему, скорее всего, не удастся.

Внутриэлитные конфликты на минувшей неделе развивались в латентном режиме, однако «точками напряжения» можно назвать Свердловскую и Челябинскую области. В первом случае столкновение интересов разных групп влияния происходит в связи с обсуждением проекта создания агломерации «Большой Екатеринбург»: его реализация позволила бы главе области Александру Мишарину получить контроль над значительной ресурсной базой и усилить свой политический «вес». Похожую задачу предстоит решить и губернатору Челябинской области Михаилу Юревичу, однако досрочное проведение выборов в законодательное собрание региона может стать не самой удачной мерой. Бывший мэр Челябинска заинтересован в формировании лояльного депутатского корпуса, однако его кадровых резервов для этого пока недостаточно, а в областном отделении «партии власти» представлены разные, в том числе оппозиционные ему, группы интересов. В ходе подготовки к выборам противостояние «областной» (влиятельные лица эпохи экс-губернатора Петра Сумина и «городской» («команда» Юревича) элиты, вероятно, получит продолжение. Это в итоге может привести к неустойчивой конфигурации политических сил, в которой ни одна из сторон не получит преимущества.

Оксана Гончаренко, ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры, специально для Актуальных Комментариев

8 апреля 2024 Колонки
ИИ-тократия
 ИИ-тократия Ярослав Барыкин о перспективах использования искусственного интеллекта в политике
29 марта 2024 Новости  Британия в поисках стратегии Великобритания выпустила новую стратегию применения санкций, в которой, по словам экспертов британских аналитических центров, описывается ряд критериев принятия решений, а также излагается подход к смягчению непредвиденных последствий и юридических рисков. Также британские эксперты проанализировали военный потенциал Великобритании и пришли к выводу, что он не оптимизирован для сдерживания России, поэтому стране нужно принять масштабную программу перевооружения. 22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask». 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".