Региональный аспект Послания
Ключевые информационные кампании недели были связаны с обсуждением Послания президента Федеральному Собранию, а также приоритетов развития Дальнего Востока, и подготовкой партий к весеннему «единому дню голосования».
В «региональной» части Послания Федеральному Собранию президент высказался о необходимости учитывать реальные достижения руководства субъектов в процессе решения актуальных задач по созданию в регионах комфортной бизнес-среды и новых рабочих мест при оценке работы глав регионов. Вполне вероятно, что в перечень критериев для оценки будут внесены коррективы, связанные с уточнением показателей привлечения инвестиций. Также важный акцент был сделан на реализации программ приватизации имущества, находящегося в собственности администраций субъектов: продажа «непрофильных» активов может способствовать как привлечению дополнительных доходов в региональные бюджеты, так и снижению уровня коррупции на местах. Наконец, важная инициатива президента связана с продолжением политической реформы, которая затронет «нижний», муниципальный уровень власти. Речь идет об обязательном введении пропорциональной системы на выборах в органы местного самоуправления (в настоящее время во многих случаях применяется исключительно система выборов по одномандатным округам). Эта мера будет способствовать дальнейшему развитию института политических партий и повышению ответственности их представителей перед избирателями. Соответствующие законодательные изменения могут быть приняты уже в ближайшее время – до конца текущего года.
Между тем одним из основных направлений партийной активности на данном этапе выступает подготовка к весенним региональных выборам. «Единая Россия» завершила основную часть «праймериз» и формирует списки, основываясь на приоритете выдвижения на лидирующие позиции наиболее перспективных с точки зрения известности, популярности и электоральной поддержки населения кандидатов. Далеко не всегда это означает лидерство в списках губернаторов: состав «троек» определяется спецификой сложившейся в каждом конкретном субъекте политической ситуации. Представители думской оппозиции в большинстве случаев используют традиционные подходы к выдвижению кандидатов: решить актуальные кадровые проблемы КПРФ и ЛДПР, по всей видимости, пока не удалось, «Справедливая Россия» же и ранее опиралась, преимущественно, на региональные кадры. Можно прогнозировать, что представленные в Госдуме партии, как и ранее, станут основными участниками региональной избирательной кампании, участие непарламентских игроков в выборах будет носить локальный характер.
Проблемы и перспективы развития регионов Дальнего Востока обсуждались в ходе четвертой межрегиональной конференции «Единой России», которая прошла под председательством Владимира Путина. Ключевые проблемы субъектов ДФО можно разделить на два взаимосвязанных «блока» - инфраструктурный и миграционный.
В первом случае речь идет о развитии транспортной инфраструктуры и обеспечения экономической интеграции восточной и западной частей РФ. Фактически, на данном этапе восточная часть страны имеет больше экономических связей со странами азиатско-тихоокеанского региона, чем с западной частью самой России. С этим связаны особенности региональной экономики: ориентация на импорт, необходимость государственного регулирования тарифов на перевозки и электроэнергию, и пр. Стоит отметить, что целенаправленные шаги уже предприняты Центром: государство субсидирует пассажирские перевозки на Дальнем Востоке. Однако на решение такой актуальной задачи, как создание новых путей транспортного сообщения, потребуется весьма значительное время.
Комплекс миграционных проблем связан, с одной стороны, с устойчивой тенденцией к оттоку населения в крупные города и, далее, в центральную часть России, а с другой – с ростом нелегальной миграции из стран АТР (в основном, Китая). Лишь создание благоприятных условий для жизни людей позволит предотвратить дальнейшую депопуляцию Дальнего Востока. Продолжение же этой тенденции может усугубить существующие экономические проблемы и привести повлечь и, как следствие, превращение регионов ДФО в сырьевой район стран АТР, прежде всего, Китая. Федеральные власти осознают эту угрозу, поддерживая реализацию целевых программ, призванных создать благоприятные условия для жизни людей. При этом Сотрудничество с иностранными игроками на Дальнем Востоке рассматривается как взаимовыгодный проект: правительство способствует созданию совместных предприятий для реализации проектов по строительству предприятий нефтеперерабатывающей, нефтехимической и угледобывающей промышленности, по развитию дальневосточных портов, созданию генерирующих мощностей на территории Забайкалья и Дальнего Востока и пр. Однако на данном этапе речь идет, преимущественно, о политической инициативе. Для получения реальных экономических результатов необходимо обеспечить смену основной бизнес-модели - переход от экспорта сырья к его переработке.
Оксана Гончаренко, Центр политической конъюнктуры, специально для Актуальных Комментариев