Комментарий
814 3 июля 2012 10:06

Регионы готовятся к выборам

Оксана Гончаренко политологОксана Гончаренко

Оксана Гончаренко
политологОксана Гончаренко

Сейчас во многих регионах идет процесс изменения законодательства в соответствии с федеральным законом о выборах губернаторов. При этом, в каждом регионе устанавливаются свои правила. В частности, именно на региональном уровне решается вопрос о самовыдвиженцах, и вопрос о необходимом количестве подписей представителей муниципальных собраний для того, чтобы кандидат в главы субъекта мог участвовать в выборах. В ряде регионов наблюдается тенденция к ужесточению правил. Например, в законодательстве фиксируется максимальное число подписей депутатов муниципальных собраний в 10%. Для чего это делается?

Прежде всего, это важно для партий, которые представляют альтернативу партии власти. Потому что «Единая Россия», конечно, без проблем соберет эти 10%. А вот представители оппозиции часто жалуются на то, что им сложно будет собрать такое количество подписей представителей муниципалитетов и, значит, им будет трудно выдвинуть кандидата. И они тем самым видят в этом зачастую ограничение своих прав на участие в выборах.

После принятия региональных нормативных актов выяснилось, что в некоторых субъектах необходимое число подписей представителей муниципальных собраний снижено до 7% и даже до 6%. Конечно, применительно к этим регионам можно говорить о более демократическом подходе к формированию правил губернаторских выборов. То есть в той части, которая отдана на региональный уровень, руководство субъекта придерживается тактики поддержки более высокого уровня конкурентной борьбы.

Действительно, в таком случае потенциальным  оппонентам «Единой России» будет проще выдвинуть своих кандидатов для того, чтобы на выборах была действительно реальная конкуренция и реальная борьба. В результате  конкурентной борьбы представляются более проработанные программы. К тому же получается  более «живая» выборная кампания,  так как вызывает больше интереса со стороны избирателей.  И это всегда идет на пользу.

Нужно также отметить, что по поводу самовыдвиженцев момент в федеральном законе тоже достаточно сложный. Часто оценивают самовыдвиженцев именно как возможность расширить список кандидатов за счет представителей непартийных организаций или общественности. Но возникает вопрос профессионализма  кандидата, насколько кандидат действительно способен к государственному управлению.  потому что в законе это, конечно же, не описано и не может быть описано, с одной стороны. Самовыдвиженцы  часто (не всегда, но часто) предлагают популистские решения, которые могут удачно прозвучать в ходе кампании, но  не могут потом претвориться в какие-то реальные результаты, способствующие качественному управлению и решению региональных проблем.

Конечно, максимальное ужесточение правил, которого придерживаются часто главы регионов с тем, чтобы избежать каких-либо осложнений на выборах либо выхода ситуации из-под контроля, не всегда отражает саму идею закона о выборах губернаторов.

«Стоимость» процента в голосах в каждом регионе разная. 1% в Москве и 1%, допустим, в Рязанской области, и 1% в Татарстане – совершено разная численность. Но наблюдается общая тенденция к тому, что каждая региональная власть стремится взять побольше процент, чтобы создать некий заградительный барьер на пути выдвижения. В этом смысле все случаи, когда берется показатель меньше 10%, выглядят более благоприятно и для конкурентной борьбы и для того, чтобы воплотить в жизнь саму идею закона о выборах и для имиджа региона и власти в целом. Широкий спектр кандидатов, это всегда на пользу. При условии, что это профессиональные кандидаты, конечно.

Там, где губернаторы чувствуют себя уверенно, они сами снижают 10% планку. Так, в той же Рязанской области губернатору удалось накопить позитивный баланс: социальная ситуация в регионе стабильная, экономическая динамика положительная. С точки зрения расстановки политических сил нет особых проблем (элитных конфликтов открытых, скандальных ситуаций – нет). Эти стартовые условия дают возможность реализовать более конкурентный подход для выборов главы региона, создать более гибкую систему выдвижения, в том числе и для потенциальных оппонентов.

Оксана ГОНЧАРЕНКО, ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры

8 апреля 2024 Колонки
ИИ-тократия
 ИИ-тократия Ярослав Барыкин о перспективах использования искусственного интеллекта в политике
29 марта 2024 Новости  Британия в поисках стратегии Великобритания выпустила новую стратегию применения санкций, в которой, по словам экспертов британских аналитических центров, описывается ряд критериев принятия решений, а также излагается подход к смягчению непредвиденных последствий и юридических рисков. Также британские эксперты проанализировали военный потенциал Великобритании и пришли к выводу, что он не оптимизирован для сдерживания России, поэтому стране нужно принять масштабную программу перевооружения. 22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask». 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".