Комментарий
3 Июля 2012 10:06

Регионы готовятся к выборам

Оксана Гончаренко политологОксана Гончаренко

Оксана Гончаренко
политологОксана Гончаренко

Сейчас во многих регионах идет процесс изменения законодательства в соответствии с федеральным законом о выборах губернаторов. При этом, в каждом регионе устанавливаются свои правила. В частности, именно на региональном уровне решается вопрос о самовыдвиженцах, и вопрос о необходимом количестве подписей представителей муниципальных собраний для того, чтобы кандидат в главы субъекта мог участвовать в выборах. В ряде регионов наблюдается тенденция к ужесточению правил. Например, в законодательстве фиксируется максимальное число подписей депутатов муниципальных собраний в 10%. Для чего это делается?

Прежде всего, это важно для партий, которые представляют альтернативу партии власти. Потому что «Единая Россия», конечно, без проблем соберет эти 10%. А вот представители оппозиции часто жалуются на то, что им сложно будет собрать такое количество подписей представителей муниципалитетов и, значит, им будет трудно выдвинуть кандидата. И они тем самым видят в этом зачастую ограничение своих прав на участие в выборах.

После принятия региональных нормативных актов выяснилось, что в некоторых субъектах необходимое число подписей представителей муниципальных собраний снижено до 7% и даже до 6%. Конечно, применительно к этим регионам можно говорить о более демократическом подходе к формированию правил губернаторских выборов. То есть в той части, которая отдана на региональный уровень, руководство субъекта придерживается тактики поддержки более высокого уровня конкурентной борьбы.

Действительно, в таком случае потенциальным  оппонентам «Единой России» будет проще выдвинуть своих кандидатов для того, чтобы на выборах была действительно реальная конкуренция и реальная борьба. В результате  конкурентной борьбы представляются более проработанные программы. К тому же получается  более «живая» выборная кампания,  так как вызывает больше интереса со стороны избирателей.  И это всегда идет на пользу.

Нужно также отметить, что по поводу самовыдвиженцев момент в федеральном законе тоже достаточно сложный. Часто оценивают самовыдвиженцев именно как возможность расширить список кандидатов за счет представителей непартийных организаций или общественности. Но возникает вопрос профессионализма  кандидата, насколько кандидат действительно способен к государственному управлению.  потому что в законе это, конечно же, не описано и не может быть описано, с одной стороны. Самовыдвиженцы  часто (не всегда, но часто) предлагают популистские решения, которые могут удачно прозвучать в ходе кампании, но  не могут потом претвориться в какие-то реальные результаты, способствующие качественному управлению и решению региональных проблем.

Конечно, максимальное ужесточение правил, которого придерживаются часто главы регионов с тем, чтобы избежать каких-либо осложнений на выборах либо выхода ситуации из-под контроля, не всегда отражает саму идею закона о выборах губернаторов.

«Стоимость» процента в голосах в каждом регионе разная. 1% в Москве и 1%, допустим, в Рязанской области, и 1% в Татарстане – совершено разная численность. Но наблюдается общая тенденция к тому, что каждая региональная власть стремится взять побольше процент, чтобы создать некий заградительный барьер на пути выдвижения. В этом смысле все случаи, когда берется показатель меньше 10%, выглядят более благоприятно и для конкурентной борьбы и для того, чтобы воплотить в жизнь саму идею закона о выборах и для имиджа региона и власти в целом. Широкий спектр кандидатов, это всегда на пользу. При условии, что это профессиональные кандидаты, конечно.

Там, где губернаторы чувствуют себя уверенно, они сами снижают 10% планку. Так, в той же Рязанской области губернатору удалось накопить позитивный баланс: социальная ситуация в регионе стабильная, экономическая динамика положительная. С точки зрения расстановки политических сил нет особых проблем (элитных конфликтов открытых, скандальных ситуаций – нет). Эти стартовые условия дают возможность реализовать более конкурентный подход для выборов главы региона, создать более гибкую систему выдвижения, в том числе и для потенциальных оппонентов.

Оксана ГОНЧАРЕНКО, ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры

7 Июля 2017 Анонс
Саммит G20
 Саммит G20 7-8 июля в Гамбурге соберутся лидеры стран «Большой двадцатки». Уже запланированы встречи президента России с Мун Чже Ином, президентом Южной Кореи и Эммануэлем Макроном, французским лидером. Не исключена и встреча в формате «нормандской четвёрки».
14 Июня 2017 Новости  Большинство украинцев оценили ситуацию в стране как хаос Большинство жителей Украины (85 %) считают, что их страна находится в состоянии хаоса, 75% согласны с тем, что Украина - на стадии распада, таковы данные исследования, проведенного социологической группой "Рейтинг".  11 Июня 2017 Анонс
Парламентские выборы во Франции
 Парламентские выборы во Франции 11 июня состоится первый тур парламентских выборов во Франции, второй – 18 июня. Будут избраны 577 депутатов, СМИ предсказывают кардинальные изменения конфигурации парламента и победу партии, которую ранее возглавлял Эммануэль Макрон. 
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".