Регионы готовятся к выборам
политологОксана ГончаренкоСейчас во многих регионах идет процесс изменения законодательства в соответствии с федеральным законом о выборах губернаторов. При этом, в каждом регионе устанавливаются свои правила. В частности, именно на региональном уровне решается вопрос о самовыдвиженцах, и вопрос о необходимом количестве подписей представителей муниципальных собраний для того, чтобы кандидат в главы субъекта мог участвовать в выборах. В ряде регионов наблюдается тенденция к ужесточению правил. Например, в законодательстве фиксируется максимальное число подписей депутатов муниципальных собраний в 10%. Для чего это делается?
Прежде всего, это важно для партий, которые представляют альтернативу партии власти. Потому что «Единая Россия», конечно, без проблем соберет эти 10%. А вот представители оппозиции часто жалуются на то, что им сложно будет собрать такое количество подписей представителей муниципалитетов и, значит, им будет трудно выдвинуть кандидата. И они тем самым видят в этом зачастую ограничение своих прав на участие в выборах.
После принятия региональных нормативных актов выяснилось, что в некоторых субъектах необходимое число подписей представителей муниципальных собраний снижено до 7% и даже до 6%. Конечно, применительно к этим регионам можно говорить о более демократическом подходе к формированию правил губернаторских выборов. То есть в той части, которая отдана на региональный уровень, руководство субъекта придерживается тактики поддержки более высокого уровня конкурентной борьбы.
Действительно, в таком случае потенциальным оппонентам «Единой России» будет проще выдвинуть своих кандидатов для того, чтобы на выборах была действительно реальная конкуренция и реальная борьба. В результате конкурентной борьбы представляются более проработанные программы. К тому же получается более «живая» выборная кампания, так как вызывает больше интереса со стороны избирателей. И это всегда идет на пользу.
Нужно также отметить, что по поводу самовыдвиженцев момент в федеральном законе тоже достаточно сложный. Часто оценивают самовыдвиженцев именно как возможность расширить список кандидатов за счет представителей непартийных организаций или общественности. Но возникает вопрос профессионализма кандидата, насколько кандидат действительно способен к государственному управлению. потому что в законе это, конечно же, не описано и не может быть описано, с одной стороны. Самовыдвиженцы часто (не всегда, но часто) предлагают популистские решения, которые могут удачно прозвучать в ходе кампании, но не могут потом претвориться в какие-то реальные результаты, способствующие качественному управлению и решению региональных проблем.
Конечно, максимальное ужесточение правил, которого придерживаются часто главы регионов с тем, чтобы избежать каких-либо осложнений на выборах либо выхода ситуации из-под контроля, не всегда отражает саму идею закона о выборах губернаторов.
«Стоимость» процента в голосах в каждом регионе разная. 1% в Москве и 1%, допустим, в Рязанской области, и 1% в Татарстане – совершено разная численность. Но наблюдается общая тенденция к тому, что каждая региональная власть стремится взять побольше процент, чтобы создать некий заградительный барьер на пути выдвижения. В этом смысле все случаи, когда берется показатель меньше 10%, выглядят более благоприятно и для конкурентной борьбы и для того, чтобы воплотить в жизнь саму идею закона о выборах и для имиджа региона и власти в целом. Широкий спектр кандидатов, это всегда на пользу. При условии, что это профессиональные кандидаты, конечно.
Там, где губернаторы чувствуют себя уверенно, они сами снижают 10% планку. Так, в той же Рязанской области губернатору удалось накопить позитивный баланс: социальная ситуация в регионе стабильная, экономическая динамика положительная. С точки зрения расстановки политических сил нет особых проблем (элитных конфликтов открытых, скандальных ситуаций – нет). Эти стартовые условия дают возможность реализовать более конкурентный подход для выборов главы региона, создать более гибкую систему выдвижения, в том числе и для потенциальных оппонентов.
Оксана ГОНЧАРЕНКО, ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры