Статья
26 Августа 2013 11:47

Регионы пасуют

<p>Российские регионы едва ли смогут самостоятельно выполнить указы  президента Владимира Путина от мая 2012 года из-за падения доходов,  пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на рейтинговое агентство Standard &  Poor's. Только в первом полугодии текущего года поступления в бюджеты  регионов от налогов и других источников снизились на 5 процентов.</p>
<p>В частности, доходы от налога на прибыль упали на 26 процентов, а  помощь от федерального бюджета сократилась на 16 процентов. Обвала не  произошло только из-за НДФЛ, рост которого отражает увеличение зарплат  работников госсектора.<br />
Рост расходов регионов составил лишь 3 процента в годовом выражении, но  такого результата удалось добиться лишь с помощью сокращения инвестиций.  В итоге социально чувствительные расходы на оплату труда достигли более  половины трат бюджетов субъектов федерации.</p>
<p>Чтобы иметь возможность и дальше увеличивать социальные расходы,  регионы должны получить помощь от федерального бюджета. S&P считает,  что дополнительное финансирование для регионов должно составить до  0,9-1 процента в 2013 году и увеличиться до 2,1 процента ВВП в 2014-м. В  целом объем помощи составит около 3 процента ВВП, или 2 триллиона  рублей, что немногим меньше общего объема Резервного фонда (2,85  триллиона).</p>
<p>Федеральные власти могут нарастить поддержку регионов, как это было в  кризисные 2008-2009 годы. По оценкам S&P, для полного  финансирования указов при существующей динамике налоговых доходов  дополнительная помощь может составить до 0,9-1,0% ВВП в 2013 г. и 2,1% в  2014 г. сверх предусмотренных в законе о бюджете 2,3 и 2,2%  соответственно. Это сложная задача, отмечает Вартапетов, но и снижение  задания по указам сопряжено с политическими рисками. Получить  комментарии Кремля вчера не удалось, отмечают «Ведомости».</p>
<p>Независимо от выполнения указов необходимо наращивать финансирование  образования и здравоохранения, говорит директор Центра развития Высшей  школы экономики Наталья Акиндинова. А указы стимулируют регионы  поддерживать эти сферы и если снизить обязательства или растянуть  выполнение указов, то этот стимул исчезнет, рассуждает она. Федеральный  центр может сократить другие свои расходы, призывает Акиндинова, —  например, более серьезно уменьшить финансирование оборонной программы в  эти три года. Но пока происходит обратное, отмечает она: доля расходов  на образование и здравоохранение в общих тратах бюджета падает.<br />
<br />
Агентство ожидает, что рост обещанных Путиным социальных расходов  несколько замедлится, как это уже случилось с выполнением указа о  расселении ветхого и аварийного жилья (сроки сдвинулись до 2017 года).  Вероятнее всего, расходы увеличатся, но часть программ окажется  растянутой во времени.</p>
<p>«Майские указы» президента Путина были основаны на его обещаниях в  рамках избирательной кампании весны 2012 года. В их число входят указы  об экономической, социальной и демографической политике, образовании,  здравоохранении, а также об обеспечении граждан доступным жильем. Они  предусматривали рост социальных расходов на несколько триллионов рублей.<br />
<br />
Напомним, что еще в октябре 2012г. эксперты S&P заявили, что уже в  2013г. Россия может столкнуться с дефолтом регионов. В агентстве  отмечали, что за год госдолг регионов вырастет как минимум в полтора  раза, а дополнительных средств в размере 100 млрд руб. в год, заложенных  Минфином на выполнение майских указов президента, хватит в лучшем  случае на финансирование четверти допрасходов. Таким образом, в половине  российских регионов не будет хватать средств на выплату зарплат,  предупреждали в S&P.</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".