Статья
31 Марта 2010 1:49

Регионы перед выбором

До конца текущего года Центру предстоит решить вопросы о кандидатурах на посты глав 16 субъектов федерации, что создает благоприятный контекст для обсуждения в медийном пространстве возможностей совершенствования системы наделения полномочиями региональных глав. На минувшей неделе были зафиксированы различные информационные «вбросы» – от идеи выдвижения кандидатов в губернаторы оппозиционными партиями до возвращения к прямым выборам губернаторов.

Авторами первой инициативы стали представители «системной» оппозиции в лице руководства «Справедливой России», которые стремятся извлечь максимум политических дивидендов из удачного выступления на прошедших в регионах выборах. Лидер «эсеров» Сергей Миронов, вероятно, постарается включить вопрос об использовании кадрового резерва партии в процессе замещения постов глав исполнительной власти субъектов федерации в повестку дня планируемой встречи с президентом. Позиция Дмитрия Медведева как автора существующей системы наделения полномочиями глав регионов и определит возможность дальнейших преобразований. Теоретически, они не исключены, тем более, что глава государства поддерживает идею о необходимости стимулирования политической конкуренции - в том числе, в целях повышения эффективности управления российскими территориями.

Идея же о возвращении к прямым выборам губернаторов выглядит гораздо менее перспективной. По всей видимости, часть представителей «либеральной» политической элиты стремится актуализировать некогда популярную мысль с опорой на некоторых представителей губернаторского корпуса, занимающих свои посты уже длительное время. Важно учесть, что действующий президент инициировал реформу, направленную на усовершенствование системы наделения полномочиями региональных глав (выдвижение кандидатов на посты глав субъектов победившей на выборах партией, сокращение сроков принятия кадровых решений), созданной его предшественником. Помимо повышения эффективности управления, преобразования были направлены на решение политической задачи по усилению влияния Дмитрия Медведева на региональное элитное сообщество. Сценарий окончательного отказа от введенной 2004 г. системы формирования региональной исполнительной власти на данном этапе выглядит маловероятным. Подобный шаг дискредитировал бы как преобразования в системе отношений между Центром и регионами, проведенные во время второго срока президентства Владимира Путина, так и описанную реформу Медведева, и нарушил бы логику эффективного взаимодействия «тандема» главы государства и премьер-министра.

Между тем в Тюменской области и прилегающих «нефтегазовых» автономных округах решение кадрового вопроса стало поводом для возобновления дискуссии о перспективах укрупнения регионов. Давний проект, последовательными противниками которого были экс-губернаторы Александр Филипенко (ХМАО) и Юрий Неелов (ЯНАО), а сторонником считается бывший губернатор Тюменской области, а ныне глава аппарата правительства Сергей Собянин, периодически обсуждается в экспертной среде. На федеральном же уровне свидетельств о его актуальности нет, и это вполне объяснимо: создание «суперрегиона», на территории которого будут сосредоточены 13% совокупного ВРП страны, а также основные экспортные ресурсы, чревато значительными управленческими рисками.

В заключение отметим наиболее резонансное событие наступившей недели – теракты в московском метро. После трагедии президент заявил о необходимости усиления работы правоохранительных органов в сфере борьбы с терроризмом, а премьер-министр пообещал, что правительство возьмет на себя расходы по обеспечению безопасности на муниципальном транспорте. Ответственность за произошедшее взяли на себя, как сообщили СМИ, «чеченские террористы», версия, согласно которой организаторы терактов связаны с боевиками, действующими на Северном Кавказе, рассматривается следствием. В связи с этим ряд экспертов делает предположения о возможном изменении федеральной политики на Юге России. Однако пересмотр ранее обозначенных Дмитрием Медведевым приоритетов ждать не стоит: задачи повышения уровня социально-экономического развития региона останутся ключевыми. Непосредственно в регионах Северного Кавказа за последние несколько лет достигнуты видимые успехи в антитеррористической борьбе, однако в полной мере эффективных мер в борьбе с «сетевыми» террористическими организациями (т.н. «джамааты») ни в России, ни в мире пока не найдено. Наиболее востребованной мерой остается работа по предотвращению терактов и профилактике работы по вербовке новых сторонников среди молодежи. В связи с этим можно прогнозировать, что контртеррористические операции в регионах СКФО будут носить, преимущественно, локальный характер.
 

  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".