Статья
10 Октября 2010 0:01

Регионы России голосуют

<p>Единый день голосования в России подходит к концу. На Востоке страны граждане уже сделали свой выбор. Завершилось голосование в Новосибирской и Магаданской областях и Туве.</p>
<p>«В целом явка на несколько процентов выше, чем на прошлых выборах, хотя и ниже, чем на выборах в Госдуму и президента РФ», - приводит слова замглавы ЦИК Леонид Ивлев телеканал Вести 24.</p>
<p>Выборы были назначены в более чем 70 регионах,  в списки избирателей внесено 30 млн человек. По словам главы Центрибиркома Владимира Чурова, на выборах были зарегистрированы 100 тыс. кандидатов из 105 тыс. подававших документы.</p>
<p>Депутатов региональных парламентов избирают жители Магаданской, Новосибирской, Челябинской, Белгородской, Костромской областей и Тувы.</p>
<p>В 14 региональных столицах назначены выборы законодательных собраний. Кроме того, Самаре и Махачкале избирают глав городов.</p>
<p>За места в региональных и местных заксобраниях борются 7 партий, включая все парламентские. Кроме региональных парламентских выборов в целом ряде населенных пунктов проходит голосование по выборам в муниципалитеты.</p>
<p>«Мы видим в выборных регионах активизацию всех партий. Наиболее активно ведёт себя «Единая Россия», и федеральный центр достаточно серьёзно принимает участие в избирательных кампаниях в этих регионах, не оставляя региональные организации партии в одиночестве. Все достаточно активно участвуют, но дальнейший анализ уже зависит от региональной специфики», - рассказал <a href="http://www.actualcomment.ru">Актуальным комментариям </a>политолог Максим Григорьев за неделю до голосования.</p>
<p>Что касается технической стороны голосования, то в 20-ти регионах на 1200 избирательных участках установлены несколько тысяч электронных ящиков для голосования, часть из которых будут нового образца. 330 участков оборудованы вэб-камерами, которые в режиме реального времени будут транслировать в интернет ход голосования.<br />
 </p>
Комментарии экспертов
<p><br />
Перед выборами политические партии пытались убедить людей, что всем нужно прийти проголосовать.  Кто-то на это ведётся, но далеко немногие. Дело в том, что выборы, которые сейчас проходят, в основном регионального и местного уровня. На региональных выборах явка не очень высока, потому что мы выбираем не губернаторов, а заксобрание. А законодательные собрания у нас, как, впрочем, и Госдума, пользуются не очень большим авторитетом. Люди считают, что от них мало что зависит. Поэтому ходят на эти выборы неохотно.</p>
<p>Что касается муниципальной власти, то здесь ситуация получше. Всё-таки от мэров там, где они избираются напрямую, в округе зависит очень многое. Но тут есть другая проблема: во многих местах явка даже на муниципальные выборы довольно низкая. Если люди не видят достойных кандидатов, то выбор, который им предлагается, - это выбор из зол разного качества.</p>
<p>Такое бывает далеко не всегда и везде. Там, где есть реальная конкуренция и борьба идей, где кандидаты не все на одно лицо, а представляют не только противоборствующие политические силы, но и программы, есть шанс на хорошую явку.</p>
<p>Вообще наша партийная система очень слаба – прежде всего потому, что когда ты приезжаешь в какой-нибудь регион, в большинстве случаев никаких следов существования партии там не находится. Конечно, там есть лидеры, но не очень авторитетные в местном политическом сообществе, даже не очень известные.</p>
<p>Единственная партия, которая в большинстве случаев сумела преодолеть эту планку – это «Единая Россия». Прежде всего, за счёт того, что практически всё региональное начальство в неё вошло. А региональные руководители – это, как правило, самые известные люди и самые серьёзные политики регионального уровня. Остальные – те, кого по каким-то причинам либо не приняли в «Единую Россию», либо приняли, а потом оттуда выгнали. Поэтому типичная партийная организация региона – это её руководитель и максимум человек 50 активистов, причём эти активисты, как правило, оживают ближе к выборам, а между выборами не функционируют.</p>
<p>Что делать «бедным» партиям такого рода? Приходится идти за «паровозами». Организация ЛДПР в какой-либо области может быть полным нолём, но если приезжает федеральный политик, возглавляет список и начинает делать вид, что ему очень интересны проблемы этой области, то это вызывает определённое повышение активности избирателей.</p>
<p>Конечно, можно критиковать тактику «паровозов», но это один из немногих способов привлечь внимание партии к себе. У «Единой России» есть другие способы это сделать, а у этих мелких партий, к сожалению, таких способов в большинстве случаев нет. Поэтому в ход идёт то, что у них есть в арсенале, то есть их политики федерального масштаба, думские лидеры.</p>
<p> </p>
<p> </p>
<p>В Новосибирской, Магаданской, Белгородской, Челябинской, Костромской области и республике Тува пройдут выборы депутатов законодательных собраний, в Махачкале и Самаре – выборы мэров, в Томске, Тамбове, Нижнем Новгороде, Ижевске, Казани, Чебоксарах, Оренбурге, Ростове-на-Дону и др. - представительных органов власти местного уровня (всего 14 административных центров субъектов федерации). Кроме того, будет избрано большое число глав местного самоуправления и депутатов советов иных муниципальных образований. На данном этапе можно подвести «содержательные» итоги кампании, а также прогнозировать общую расстановку политических сил.<br />
<br />
С точки зрения содержания агитационной кампании подготовка к осеннему «единому дню голосования» не преподнесла сюрпризов: партии использовали вполне традиционные методы работы с избирателями, не предложив принципиально новых идей. Основной тенденцией можно назвать регионализацию предвыборных программ: на фоне ослабления административного давления и повышения конкурентности выборов на первый план в ходе агитации выходят вопросы не общефедерального масштаба (социальная и экономическая политика государства, преодоление последствий кризиса и пр.), а регионального значения. Подход, предполагающий акцент на значимых для того или иного конкретного региона проблемах, вполне оправдан и соответствует массовым ожиданиям избирателей, которые в этом случае проявляют больше интереса к участию в кампании. Наиболее успешно его использовали «единороссы», дополняя стратегию демонстрации значимых для рядовых граждан «реальных дел» выдвижением на выборы кандидатов, отобранных в ходе «праймериз», хорошо знакомых со спецификой регионов и обладающих ресурсом известности на местах. Также освещать в ходе агитации региональную проблематику стремятся «эсеры», тогда как для «коммунистов» и «либерал-демократов» характерны более традиционные темы общей социальной направленности.<br />
<br />
Методы агитации остались вполне привычными, при этом зафиксированная еще в 2009 г. тенденция к сокращению наглядной политической рекламы получила продолжение (вероятно, это объясняется экономным подхода к расходованию партиями финансовых средств, который особенно актуален для оппозиции). Билборды для размещения агитматериалов использовала, в основном, «ЕР», КПРФ отдала предпочтение традиционной партийной печати и распространению листовок «от двери к двери», ЛДПР и «Справедливая Россия» стремились, в первую очередь, напрямую работать с «целевыми» аудиториями (встречи с избирателями, «адресная» агитпродукция и пр.).<br />
<br />
Наконец, характерная для выборов последних лет традиция выдвижения во главе списков «паровозов» - известных населению кандидатов, обладающих наибольшими ресурсами влияния, вновь получила продолжение. Списки «ЕР» во всех регионах, кроме Магаданской области (на первом месте в списке - спикер областной думы Александр Александров), возглавили губернаторы, для остальных игроков «паровозами» стали лидеры партий и известные в соответствующих субъектах депутаты Госдумы.<br />
<br />
Оценивая перспективу расстановки сил по итогам выборов 10 октября, можно прогнозировать, что большую часть депутатских мест в региональных заксобраниях получит «Единая Россия», хотя в ряде случаев уровень поддержки «партии власти» может оказаться ниже символического «барьера» в 50%. Наиболее сложной для «партии власти» выглядит ситуация в регионах с традиционно высокой долей протестно настроенных избирателей (Магаданская, Челябинская области), а также в муниципальных центрах, где в ходе кампании обострились внутриэлитные противоречия (в Томске, Тамбове, Оренбурге, Магадане, Нижнем Новгороде). Наиболее высокие результаты поддержки «ЕР» можно ожидать в Туве и Белгородской области, победа кандидатов, поддержанных партией, весьма вероятна и на выборах мэров региональных центров – в Махачкале и Самаре. Для представителей парламентской оппозиции весьма перспективны выборы в муниципальные органы (особенно гордумы в региональных центрах: для КПРФ ожидаем успех в Тамбове и Самаре, для ЛДПР – в Томске, для «Справедливой России» - в Нижнем Новгороде и Ижевске). На выборах в региональные заксобрания уровень поддержки  парламентских игроков, вероятно, будет определяться успешностью «адресной» агитации: «Справедливая Россия» может рассчитывать на относительно высокий процент голосов в Костромской и Челябинской областях. КПРФ может удачно выступить в Белгородской и Новосибирской областях (в последнем случае, а также в Челябинской области вероятна жесткая конкуренция с «эсерами»). Для ЛДПР традиционно одним из «опорных» регионов выступает Магаданская область (основным конкурентом в борьбе за 2-е место может стать «Справедливая Россия»). Из непарламентских партий наиболее успешно (в локальном масштабе, преимущественно, на местных выборах) могут выступить «Патриоты России».</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".