Статья
859 10 октября 2010 0:01

Регионы России голосуют

Единый день голосования в России подходит к концу. На Востоке страны граждане уже сделали свой выбор. Завершилось голосование в Новосибирской и Магаданской областях и Туве.

«В целом явка на несколько процентов выше, чем на прошлых выборах, хотя и ниже, чем на выборах в Госдуму и президента РФ», - приводит слова замглавы ЦИК Леонид Ивлев телеканал Вести 24.

Выборы были назначены в более чем 70 регионах,  в списки избирателей внесено 30 млн человек. По словам главы Центрибиркома Владимира Чурова, на выборах были зарегистрированы 100 тыс. кандидатов из 105 тыс. подававших документы.

Депутатов региональных парламентов избирают жители Магаданской, Новосибирской, Челябинской, Белгородской, Костромской областей и Тувы.

В 14 региональных столицах назначены выборы законодательных собраний. Кроме того, Самаре и Махачкале избирают глав городов.

За места в региональных и местных заксобраниях борются 7 партий, включая все парламентские. Кроме региональных парламентских выборов в целом ряде населенных пунктов проходит голосование по выборам в муниципалитеты.

«Мы видим в выборных регионах активизацию всех партий. Наиболее активно ведёт себя «Единая Россия», и федеральный центр достаточно серьёзно принимает участие в избирательных кампаниях в этих регионах, не оставляя региональные организации партии в одиночестве. Все достаточно активно участвуют, но дальнейший анализ уже зависит от региональной специфики», - рассказал Актуальным комментариям политолог Максим Григорьев за неделю до голосования.

Что касается технической стороны голосования, то в 20-ти регионах на 1200 избирательных участках установлены несколько тысяч электронных ящиков для голосования, часть из которых будут нового образца. 330 участков оборудованы вэб-камерами, которые в режиме реального времени будут транслировать в интернет ход голосования.
 

Комментарии экспертов


Перед выборами политические партии пытались убедить людей, что всем нужно прийти проголосовать.  Кто-то на это ведётся, но далеко немногие. Дело в том, что выборы, которые сейчас проходят, в основном регионального и местного уровня. На региональных выборах явка не очень высока, потому что мы выбираем не губернаторов, а заксобрание. А законодательные собрания у нас, как, впрочем, и Госдума, пользуются не очень большим авторитетом. Люди считают, что от них мало что зависит. Поэтому ходят на эти выборы неохотно.

Что касается муниципальной власти, то здесь ситуация получше. Всё-таки от мэров там, где они избираются напрямую, в округе зависит очень многое. Но тут есть другая проблема: во многих местах явка даже на муниципальные выборы довольно низкая. Если люди не видят достойных кандидатов, то выбор, который им предлагается, - это выбор из зол разного качества.

Такое бывает далеко не всегда и везде. Там, где есть реальная конкуренция и борьба идей, где кандидаты не все на одно лицо, а представляют не только противоборствующие политические силы, но и программы, есть шанс на хорошую явку.

Вообще наша партийная система очень слаба – прежде всего потому, что когда ты приезжаешь в какой-нибудь регион, в большинстве случаев никаких следов существования партии там не находится. Конечно, там есть лидеры, но не очень авторитетные в местном политическом сообществе, даже не очень известные.

Единственная партия, которая в большинстве случаев сумела преодолеть эту планку – это «Единая Россия». Прежде всего, за счёт того, что практически всё региональное начальство в неё вошло. А региональные руководители – это, как правило, самые известные люди и самые серьёзные политики регионального уровня. Остальные – те, кого по каким-то причинам либо не приняли в «Единую Россию», либо приняли, а потом оттуда выгнали. Поэтому типичная партийная организация региона – это её руководитель и максимум человек 50 активистов, причём эти активисты, как правило, оживают ближе к выборам, а между выборами не функционируют.

Что делать «бедным» партиям такого рода? Приходится идти за «паровозами». Организация ЛДПР в какой-либо области может быть полным нолём, но если приезжает федеральный политик, возглавляет список и начинает делать вид, что ему очень интересны проблемы этой области, то это вызывает определённое повышение активности избирателей.

Конечно, можно критиковать тактику «паровозов», но это один из немногих способов привлечь внимание партии к себе. У «Единой России» есть другие способы это сделать, а у этих мелких партий, к сожалению, таких способов в большинстве случаев нет. Поэтому в ход идёт то, что у них есть в арсенале, то есть их политики федерального масштаба, думские лидеры.

 

 

В Новосибирской, Магаданской, Белгородской, Челябинской, Костромской области и республике Тува пройдут выборы депутатов законодательных собраний, в Махачкале и Самаре – выборы мэров, в Томске, Тамбове, Нижнем Новгороде, Ижевске, Казани, Чебоксарах, Оренбурге, Ростове-на-Дону и др. - представительных органов власти местного уровня (всего 14 административных центров субъектов федерации). Кроме того, будет избрано большое число глав местного самоуправления и депутатов советов иных муниципальных образований. На данном этапе можно подвести «содержательные» итоги кампании, а также прогнозировать общую расстановку политических сил.

С точки зрения содержания агитационной кампании подготовка к осеннему «единому дню голосования» не преподнесла сюрпризов: партии использовали вполне традиционные методы работы с избирателями, не предложив принципиально новых идей. Основной тенденцией можно назвать регионализацию предвыборных программ: на фоне ослабления административного давления и повышения конкурентности выборов на первый план в ходе агитации выходят вопросы не общефедерального масштаба (социальная и экономическая политика государства, преодоление последствий кризиса и пр.), а регионального значения. Подход, предполагающий акцент на значимых для того или иного конкретного региона проблемах, вполне оправдан и соответствует массовым ожиданиям избирателей, которые в этом случае проявляют больше интереса к участию в кампании. Наиболее успешно его использовали «единороссы», дополняя стратегию демонстрации значимых для рядовых граждан «реальных дел» выдвижением на выборы кандидатов, отобранных в ходе «праймериз», хорошо знакомых со спецификой регионов и обладающих ресурсом известности на местах. Также освещать в ходе агитации региональную проблематику стремятся «эсеры», тогда как для «коммунистов» и «либерал-демократов» характерны более традиционные темы общей социальной направленности.

Методы агитации остались вполне привычными, при этом зафиксированная еще в 2009 г. тенденция к сокращению наглядной политической рекламы получила продолжение (вероятно, это объясняется экономным подхода к расходованию партиями финансовых средств, который особенно актуален для оппозиции). Билборды для размещения агитматериалов использовала, в основном, «ЕР», КПРФ отдала предпочтение традиционной партийной печати и распространению листовок «от двери к двери», ЛДПР и «Справедливая Россия» стремились, в первую очередь, напрямую работать с «целевыми» аудиториями (встречи с избирателями, «адресная» агитпродукция и пр.).

Наконец, характерная для выборов последних лет традиция выдвижения во главе списков «паровозов» - известных населению кандидатов, обладающих наибольшими ресурсами влияния, вновь получила продолжение. Списки «ЕР» во всех регионах, кроме Магаданской области (на первом месте в списке - спикер областной думы Александр Александров), возглавили губернаторы, для остальных игроков «паровозами» стали лидеры партий и известные в соответствующих субъектах депутаты Госдумы.

Оценивая перспективу расстановки сил по итогам выборов 10 октября, можно прогнозировать, что большую часть депутатских мест в региональных заксобраниях получит «Единая Россия», хотя в ряде случаев уровень поддержки «партии власти» может оказаться ниже символического «барьера» в 50%. Наиболее сложной для «партии власти» выглядит ситуация в регионах с традиционно высокой долей протестно настроенных избирателей (Магаданская, Челябинская области), а также в муниципальных центрах, где в ходе кампании обострились внутриэлитные противоречия (в Томске, Тамбове, Оренбурге, Магадане, Нижнем Новгороде). Наиболее высокие результаты поддержки «ЕР» можно ожидать в Туве и Белгородской области, победа кандидатов, поддержанных партией, весьма вероятна и на выборах мэров региональных центров – в Махачкале и Самаре. Для представителей парламентской оппозиции весьма перспективны выборы в муниципальные органы (особенно гордумы в региональных центрах: для КПРФ ожидаем успех в Тамбове и Самаре, для ЛДПР – в Томске, для «Справедливой России» - в Нижнем Новгороде и Ижевске). На выборах в региональные заксобрания уровень поддержки  парламентских игроков, вероятно, будет определяться успешностью «адресной» агитации: «Справедливая Россия» может рассчитывать на относительно высокий процент голосов в Костромской и Челябинской областях. КПРФ может удачно выступить в Белгородской и Новосибирской областях (в последнем случае, а также в Челябинской области вероятна жесткая конкуренция с «эсерами»). Для ЛДПР традиционно одним из «опорных» регионов выступает Магаданская область (основным конкурентом в борьбе за 2-е место может стать «Справедливая Россия»). Из непарламентских партий наиболее успешно (в локальном масштабе, преимущественно, на местных выборах) могут выступить «Патриоты России».

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".