Регулирование цен
Несколько депутатов от КПРФ во главе с Геннадием Зюгановым внесли на рассмотрение парламента законопроект о государственном регулировании цен на продукты питания.
Согласно пояснительной записке к законопроекту, предлагается ввести «механизм государственного контроля за уровнем цен и соотношение долей прибыли для всех участников производства продуктов питания».
Если инициативу коммунистов одобрят другие депутаты, правительство будет устанавливать предельные размеры наценок, вводимых магазинами на определенные виды сельхозпродукции и продовольствия, в том числе на товары первой необходимости, отмечает МИА «Россия сегодня».
Депутаты считают, что максимальной должна быть наценка в 45% для производителей первичного сырья (молока, овощей, зерна и так далее), 15% — для переработчиков, организаций розничной торговли и общественного питания, а также 10% — для оптовиков.
Помимо органов государственной власти, устанавливать предельные значения торговых наценок, согласно законопроекту, также смогут органы местного самоуправления. Авторы документа предлагают наделить правительство правом устанавливать максимальную долю отдельных видов импортной сельскохозяйственной продукции на отечественном рынке.
Согласно данным Росстата, на фоне введения ответных мер России на западные санкции за неделю с 19 по 25 августа подорожали курятина, говядина, сыры, свинина, чай, мороженая рыба. Овощи и фрукты, в то же время, подешевели.
Минсельхоз ранее предложил заключать трехсторонние соглашения между региональными властями, ритейлерами и поставщиками. Однако в ФАС не одобрили эту инициативу.
Напомним, российские власти ввели на год запрет на отдельные виды сельхозпродукции, сырья и продовольствия из стран, поддержавших санкции в отношении России. Надежды возлагаются на импортозамещение и альтернативные поставки товаров из дружественных стран, не поддержавших санкции. Мониторинг магазинов на контрабанду и анализ ценовой политики проводится не только в столице, но и в других регионах.
По поводу того, что предлагаемые меры будут противоречить принципам рыночной экономики, можно не беспокоиться. Но это технически невозможно, потому что речь идёт о рынке, где большое количество игроков и где технический аппарат государства как регулятора не очень велик, он просто недостаточен для того, чтобы такой контроль повсеместно обеспечить.
Поэтому необходимо действовать более косвенными методами, а именно, скажем так, облегчая доступ производителей пищевой промышленности на рынки сбыта. Надо по возможности устранять искусственный монополизм, создаваемый ритейлерами. В этих целях более жёсткий контроль над крупными сетями-ритейлерами уместен, но речь идет не о регулировании цен.
То же самое касается обычных продуктовых рынков, на которых нездоровая монополизация по линии предложения приводит к росту цен. Обеспечение демонополизации предложения и будет наилучшей формой воздействия государства на уровень цен.
Напомню, Лукашенко поставил аналогичную задачу обеспечения разумных цен на продовольствие ещё в 90-е годы. Он пошёл не по пути директивного контроля за ценами, а именно по пути демонополизации и доступа на рынки сбыта, на продовольственные рынки, в сети ритейла. Это просто более адекватно и эффективно.
И в рыночной экономике и в планово-административной экономике существует регулирование. Но методы различаются. Нам необходимо идти по пути различия именно тех форм государственного регулирования и государственного планирования, которые характерны для рыночной экономики.