Статья
1818 27 мая 2011 18:03

Реквием по «зайчику»

Президент Белоруссии Александр Лукашенко не исключил возможности отставки правительства и Национального банка в том случае, если они не обеспечат динамику в стабилизации процессов на валютном и потребительском рынках.

«Каждый день должна быть динамика. Если не будет этой динамики, вы, Михаил Владимирович (Мясникович - премьер-министр Белоруссии) и вы, Петр Петрович (Прокопович - глава НББ) первыми положите партийные билеты, говоря советским языком», - заявил Лукашенко на совещании по текущей ситуации на потребительском и валютном рынках.

Глава государства поручил правительству, губернаторам, министрам обеспечить «полный ассортимент товаров в торговых сетях до крыши». «Всякий рост цен с сегодняшнего дня должен жесточайшим образом пресекаться. Вот и вся рыночная мера», - заявил президент. По его словам, «только с разрешения губернаторов и премьер-министра можно корректировать некоторые цены в сторону увеличения».

«Половина министерств на улице в Минске болтается. Поймали - сразу метлу в руки», - потребовал Лукашенко. «Предупреждаю всех: я не пришел сегодня, чтобы кого-то отправить на улицу с метлой. Но предупреждаю: не выполните моих требований - головы полетят. Вы из меня больше антикризисного управляющего не делайте. Каждый сидит с портфелем. Работайте», - заявил президент Белоруссии.

Обращаясь к правительству, он подчеркнул: «Спокойной жизни нам не дадут. Мы это знали в середине прошлого года, нас предупреждали: мы вам покажем "кузькину мать" в апреле-мае. Что и сделали. Начали со слухов, породили ажиотаж».

«Вы видите, кто подстегивает этот ажиотаж, и кто хочет прихватить все лучшее, что есть в Белоруссии. Активы, видите ли, им давай. Деньги вперед, а завтра будут стулья», - заявил глава государства.

«Мы должны из любой ситуации выходить сами. Если нам помогут антикризисные фонды, будет плюс, но рассчитывать надо на себя, тем более возможности для этого есть», - считает Лукашенко.

Он потребовал от премьер-министра страны поставить всех «на военные рельсы». «Не хватает БелАЗов - 28 часов работайте, не хватает обуви - 30 часов в сутки работайте, не хватает одежды - 50 часов работайте, привлекая людей», - заявил президент Белоруссии.

Обращаясь к населению Белоруссии, Лукашенко попросил людей не создавать ажиотажа в стране и заявил о необходимости ужесточения трудовой дисциплины.

Президент призвал граждан успокоиться, сказав, что «ценам уже расти некуда».  «Я хочу обратиться к людям: прекратите в своих квартирах, гаражах и подвалах создавать склады. Пожалуйста, не вывозите из магазинов под свои кровати. Мы обеспечим столько, сколько вам необходимо каждый день», - отметил глава государства на совещании.

«Надо килограмм мяса - покупайте, надо 5 килограмм - покупайте, но не покупайте 10 килограмм. Мы не успеем завезти за два дня в магазины в три раза больше, чем это было вчера», - сказал Лукашенко.

 «Мне впервые за свою долголетнюю президентскую историю стыдно за часть людей, создавших этот ажиотаж. Нас воспринимают как дикарей, а они (российские СМИ) это специально подкручивают», - заявил президент Белоруссии.

Как писали «Актуальные комментарии», ранее в связи с экономическим кризисом в стране Национальный банк Белоруссии резко девальвировал национальную валюту. В стране начались сложности с обменом валюты, повысились цены, возник ажиотажный спрос и нехватка некоторых видов продукции.

Александр Лукашенко признал, что в стране произошла девальвация валюты, но выразил уверенность, что Минск справится с кризисными явлениями в экономике.

Президент пообещал, что руководство страны, несмотря на экономические сложности, не пойдет на массовую приватизацию госсобственности.

Комментарии экспертов

Российско-белорусские отношения развиваются сейчас в достаточно неоднозначном направлении. Во-первых, наблюдается смягчение риторики и стилистики белорусского президента, что было ему не свойственно несколько даже месяцев назад, то есть до выборов президентских. Сейчас ситуация существенно изменилась.

Ситуация в Белоруссии существенно изменилась за последние несколько месяцев. Повлияли не только экономические потрясения, которые произошли, но и потрясения общенациональные. А именно - взрыв, теракт, который очень серьезно повлиял на внешнеполитические приоритеты Лукашенко.

Евросоюз не готов сотрудничать с Белоруссией в том виде, в котором она пребывает. Заблокировано членство Белоруссии по программе «Восточное партнерство», а предполагалось, что эта программа станет одной из основных в белорусской экономике. Но этого не произошло, и естественно сейчас мы наблюдаем смягчение и крен Белоруссии в сторону России.

Но здесь надо отметить, что кредит все-таки выдается не столько Россией, сколько по линии ЕврАзЭС , куда входит не только Россия, но и, например, Казахстан. Тем самым, в данном случае роль России несколько снижается, и Москва показывает, что данный кредит - это не односторонняя уступка со стороны России, а целевое выделение средств на поддержание экономики одной из участниц объединения. Соответственно, это кредитование налагает на Белоруссию определенные обязательства. Но, на мой взгляд, эти обязательства будут носить латентный характер. Прежде всего, в глобальном смысле это отказ от евроориентации и полноценное сотрудничество с Россией, то есть то, которое и подразумевается между двумя народами.

Предполагаются и некоторые уступки по энерговопросу, например, по транзиту российской нефти через территорию Белоруссии в Европу. Газовая война была одним из проблемных моментов во взаимоотношениях между сторонами.

И еще один момент – это актуализация участия Белоруссии в Коллективных силах оперативного реагирования. В 2005 году Белоруссия заняла достаточно неопределенную позицию по этому институту, потом она немного выправилась. Сейчас в Москве ожидают, что эта позиция станет более внятной.

Поэтому здесь действительно есть целый ряд уступок. Плюс к этому возможна в каком-то смысле приватизация некоторых белорусских предприятий, которые находятся на грани банкротства. Здесь есть о чем говорить. И поэтому, я считаю, что этот кредит не будет безвозмездным, но шаги, которые должны сделать Белоруссия должны носить латентный характер. Но я думаю, что на невербальном уровне они будут прописаны достаточно четко.

В связи с девальвацией и экономическими проблемами в целом серьезных антиправительственных настроений в Белоруссии не наблюдается. Тем более Лукашенко, и его правительство сделало многое для этого, арестовав и приговорив к определенным срокам лидеров белорусской оппозиции. Соответственно, теперь таких говорящих голов у Белоруссии фактически не осталось, и нет той персоны, которая могла бы мобилизовать народ. Даже если есть какое-то брожение, то оно пока не выливается во что-то конкретное, потому что нет лидера, нет человека или нескольких человек, которые могли бы взять эти настроения под контроль и направить их в нужное русло.

Соответственно, к таким серьезным политическим издержкам это не приведет, но кризис наложился на теракт, на политические потрясения, брожения. И все это не создает позитивного фона для Лукашенко. Поэтому он заинтересован в том, чтобы оперативно решить эти проблемы с дефолтом, с кризисом и выполнять те обещания, те пункты своей предвыборной программы, которые он озвучил до выборов.

У Лукашенко была иллюзия, что он умеет управлять стихиями. Но управлять надо управляемыми процессами. Он молодец, что пытается это делать, но он еще и пробует управлять неуправляемыми  процессами, что его очень сильно подвело.

Если бы не его уверенность в том, что он способен административным путем решить задачи, которые объективно не решаемы, все было бы гораздо проще, и цена вопроса была бы меньше. Причем, я хочу заметить, что цена вопроса - небольшая, макроэкономическая проблема белорусская локальна. Тут уязвима нынешняя белорусская политическая система с точки зрения нарушения такого жесткого контракта. Батька сам этот контракт сделал очень жестким и поэтому, конечно, для него это очень существенный удар.

Я не берусь говорить о том, что он чудовищный или смертельный, но он, безусловно, существенный, гораздо больше, чем его экономическое содержание. И потом, если вы постоянно в системе стараетесь как бы ограничить  саморегуляцию, то вы ее и ограничиваете, как в одну сторону так и в другую. С одной стороны, вы не даете саморегуляции инструктивно работать, а с другой стороны, когда вы совершаете какие-то действия, когда вы имеете основания рассчитывать на конструктивную саморегуляцию, а  она задерживается, это тоже проблема.
 
Что касается обвинений, что Белоруссию выставляют на распродажу, то я был бы рад, если бы мы решили предложить Белоруссии распродажу, потому распродажа - это когда вы предлагаете  равновесную цену и покупаете, но я не вижу со стороны России желания платить адекватные цены.

А купить рубль за пятак, воспользовавшись временными трудностями, на самом деле это странное предложение. Дисконтировать можно на пятак.  А дисконты, которые мы постоянно пытаемся придумать для Белоруссии, они чрезмерны, потому что нет острого желания купить. Если бы хотели, то купили бы и все были довольны, потому что купля-продажа - это добровольное дело.
 

Несмотря на все проблемы, существующие в Белоруссии, такой партнер и замечательный сосед нам нужен. Белорусские активы тоже интересны. В частности, интересен реальный контроль над «Белтрансгазом», поскольку нынешнее владение акциями не дает нужного нам контроля. Нам также интересно вообще прекратить дотирование Белоруссии в различных видах путем кредитов, цен на энергоносители. Поэтому я думаю, что это одно из составляющих российских требований.

Печально, что снижения уровня жизни жителям Белоруссии не избежать. Все равно сейчас страну захлестнут социальные катаклизмы. В каких-то ситуация власть будем что-то делать, в каких-то нет, а это означает оптимизацию предприятий и в том числе рост безработицы.

Угроза некого социального взрыва есть. Хотя, конечно, сейчас выкошен оппозиционный фон: часть его сидит запуганная, часть была выдана за рубеж. Но не исключено появление новых лидеров, людей, которые до этого вообще о себе не заявляли. Также не исключаю ситуация, когда оппозиция может возникнуть  внутри госаппарата.

8 апреля 2024 Колонки
ИИ-тократия
 ИИ-тократия Ярослав Барыкин о перспективах использования искусственного интеллекта в политике
29 марта 2024 Новости  Британия в поисках стратегии Великобритания выпустила новую стратегию применения санкций, в которой, по словам экспертов британских аналитических центров, описывается ряд критериев принятия решений, а также излагается подход к смягчению непредвиденных последствий и юридических рисков. Также британские эксперты проанализировали военный потенциал Великобритании и пришли к выводу, что он не оптимизирован для сдерживания России, поэтому стране нужно принять масштабную программу перевооружения. 22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask». 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".