Статья
730 4 июля 2012 14:11

Ремизов: сегодня неактуально строить электоральную партию

Создаваемая предпринимателем Михаилом Прохоровым партия «Гражданская платформа» проведет учредительный съезд 7 июля.

«Свой первичный политический капитал Михаил Прохоров получил в ситуации искусственной политической монополии», - заявил президент Института Национальной стратегии Михаил Ремизов в интервью «Актуальным комментариям».

Как пояснил эксперт, на выборах 4 марта Прохоров был единственным новым кандидатом в президенты, который мог одновременно получать голоса тех, кто был недоволен властью, и тех, кто устал от старой оппозиции.

По мнению политолога, эта ситуация искусственной политической монополии вряд ли для него повторится.

«Требования к тому, что он делает в партийно-политическом плане, объективно возрастают. Добиваться успеха так же, как он добился успеха (относительного) в своих дебютных президентских выборах, больше не получится», - считает Ремизов.

«Тогда он получил определенную фору, но его поведение в поствыборный период разочаровало и сторонников и наблюдателей - прежде всего, своей непоследовательностью», - отметил он.

Эксперт напомнил, что сначала речь шла о создании партии, потом о создании какой-то общественной структуры, потом снова о создании партии, но в которую лидер не вступает и у которой нет идеологии.

По мнению Ремизова, эти колебания были каким-то образом скоординированы с затуханием и новым возгоранием протестного движения.

«В тот период, когда казалось, что протестное движение сходит на нет, снизил активность и Прохоров, фактически самоустранившись с политического поля. А когда возникло ощущение, что протест никуда не делся, что он возвращается - Прохоров снова стал актуальным», - добавил эксперт. 

«В этой связи у его потенциальной аудитории возникает ощущение бессистемности, непоследовательности, либо просто даже внешней управляемости этого политического проекта», - полагает Ремизов.

По словам эксперта, проблема существует, «и сегодня мне не кажется, что он имеет серьезные позиции среди образованных горожан». 

«Но это не значит, что эти позиции нельзя завоевать. У него есть и организационные, и финансовые возможности и уже приличная узнаваемость в качестве политика. Но необходимо зафиксировать, что эти позиции сегодня не впечатляют», - считает Ремизов.

«Я бы оценил его концепцию партийного строительства двойственно. В ней есть резоны. Классический партийный формат себя во многом исчерпал. Нет смысла строить партию, основанную на фиксированном членстве. Есть смысл строить электоральную партию, которая представляет собой совокупность всех, кто голосует за нее - с ядром в виде политических лидеров и аппарата», - заявил он. 

По мнению эксперта, именно такая партия является сегодня более естественным, более эффективным и практичным инструментом, чем партия, основанная на массовом членстве, когда регулярно к пленуму ставят задачу принять какое-то еще количество членов и так далее (как недавно компартия).

«Это сегодня не слишком актуально и необходимо - строить электоральную партию», - убежден Ремизов.

Однако на этом, по словам эксперта, резоны заканчиваются, потому что отказ от партийной идеологии, от лидерства (то есть от создания федерального партийного бренда) делает создание такой электоральной партии попросту невозможным.

«Чтобы была понятна аналогия - сетевой принцип не только не исключает наличия сильного федерального бренда со своей идеологией, с набором лидеров, но и прямо это предполагает», - заявил он.

Для объяснения аналогии Ремизов привел пример франчайзинга. «Франчайзинг - это сетевая модель отношений в бизнесе. Но франчайзинг - это ситуация, когда, по сути, бренд - это все, когда бренд имеет критически важное значение. Региональные отделения могут быть не филиалами единой централизованной структуры, а вполне самостоятельными структурами со своей какой-то повесткой, со своими лидерами, со своими интересами. Но все это дает кумулятивный эффект только в том случае, если есть сильный федеральный бренд - то есть идеология плюс набор лидеров, который обеспечивает эффект мобилизации симпатий уже не только на общенациональном, но и на региональном уровне», - пояснил он.

«Условно говоря, для того, чтобы собрать электоральный урожай, нужно лукошко. Такого лукошка не будет, если не будет федерального бренда, а его в свою очередь не будет, если не будет идеологии и набора лидеров, которые ее аллоцируют (то есть проводят в жизнь)», - добавил эксперт.

При этом, по его словам, под «идеологией» надо понимать не какую-то догматическую доктрину или набор лозунгов, а скорее повестку дня, повестку каких-то ключевых позиционирующих решений и приоритетных тем.

«Без этого заниматься политикой бессмысленно. Если у человека, у лидера нет приоритетных решений и тем, с которыми он идет к обществу, то ему вообще не надо заниматься политикой», - убежден эксперт.

«В этом случае к Прохорову возникает один вопрос: "А что ты тут делаешь и зачем ты в этом качестве пытаешься себя реализовать?"», - заключил Ремизов.

Как сообщали «Актуальные комментарии», о создании партии «Гражданская платформа» Прохоров заявил в начале июня.

Он тогда отметил, что «эта партия будет очень специфической».

В ней, по словам политика, будет состоять всего 500 человек.

«Единственная цель этой политической партии - держать лицензию, чтобы позволить лидерам гражданского общества идти на выборы, потому что нынешняя политическая система не та, в которой мы бы хотели работать», - сказал Прохоров. По его словам, существующие политические партии перестали выполнять функцию посредника между властью и гражданами и изжили себя.

5 июня Минюст зарегистрировал оргкомитет партии Прохорова.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".