Ремизов: у еврозоны два пути - дезинтеграция и роспуск
Лидеры стран ЕС, за исключением Британии и Чехии, поддержали соглашение об ужесточении контроля за бюджетной политикой.
«У еврозоны есть только два пути: либо дезинтеграция, либо роспуск еврозоны», - считает президент Института Национальной стратегии Михаил Ремизов. Об этом он рассказал в интервью «Актуальным комментариям».
«Говоря о первом, я имею в виду выход каких-то отдельных стран из еврозоны, либо вообще возвращение к идее Европы разных скоростей», - пояснил эксперт.
Второй путь Ремизов видит в «достраивании над валютным союзом фискального союза». «В данном случае, шаги в этом направлении делаются: введение санкций за нарушения межбюджетной дисциплины, принятие на себя обязательств на конституционном уровне», - добавил он.
По словам Ремизова, всё это достаточно серьезно. «То есть, по сути, у Европы есть выбор между двумя путями. Я думаю, что для некоторых стран было бы предпочтительным скорее первый путь, но тем не менее европейский истеблишмент уже находится в панике по поводу возможности дезинтеграции, точнее, снижения того уровня интеграции, который был достигнут. Они не хотят признать своих ошибок», - рассказал Ремизов, добавив, что ошибки были совершены.
Эксперт напомнил об одной из последних, связанной с расширением Евросоюза и введением единой валюты, «по крайнее мере, распространением ее на значительное количество стран».
«Сегодня некоторые страны, которые имеют более или менее сбалансированную экономику, и при этом не перешли в зону евро, имеют все основания быть довольными», - подчеркнул Ремизов. По его словам, к числу таких стран относится и Польша, и Великобритания, и Чехия, и ряд других.
Однако «как мы видим, только Чехия и Великобритания воспользовались этой возможностью постоять в сторонке, и не принимать на себя повышенное бюджетное обязательство бюджетной дисциплины», - отметил он. «А страны, не входящие в зону евро, которые такие обязательства на себя взяли, я думаю, сделали это по нескольким причинам», - добавил он. По мнению эксперта, кто-то «критически зависим от помощи Евросоюза, даже при этом не входя в зону евро (я имею в виду критическую зависимость местных элит от евробюрократии)». Он пояснил, что это относится к более слабым странам Восточной Европы.
Что касается сильных стран, таких как Польша, по мнению Ремизова, «тут вполне возможно, что местные элиты или нынешние правящие группы считают это полезным на будущее именно с точки зрения национального развития Польши - ограничить маневры для проведения популистской политики наращивания бюджетных обязательств».
«Хотя обе основные противостоящие силы в Польше в достаточной степени социально ориентированы, но, так или иначе, те страны, которые не в зоне евро, они сохраняют для себя гораздо больше свободы для маневров, и возможностей по развитию собственной экономики, по выбору методов ее стимулирования, чем страны, которые в зоне евро объединены», - считает эксперт.
Что касается европейского стабилизационного фонда, то его придется увеличивать, если произойдет разрастание бюджетного кризиса в Италии, полагает Ремизов.
Стабфонд придется увеличить и в случае, если получат продолжение уже предкатастрофические тенденции, которые связаны с кризисом во Франции. «Если кризис охватит не только периферийные страны, то никаких денег не хватит», - отметил он.
Предложенные решения, по мнению Ремизова, в существенной степени «являются не столько реальным способом преодоления кризиса, сколько попыткой послать обнадеживающие сигналы рынку, и сигналы, для того чтобы рыночные игроки не паниковали, и не играли слишком активно на понижении курса».
«Существенным является именно этот элемент - попытка повлиять на конъюнктуру, на восприятие кризиса рыночными игроками», - считает эксперт.
Как писали «Актуальные комментарии», лидеры стран Евросоюза поддержали соглашение об ужесточении контроля за бюджетной политикой, предусматривающее, в частности, возможность корректировки отдельных решений стран-членов.
Великобритания и Чехия от поддержки соглашения отказались.
По словам главы Евросоюза Хермана ван Ромпея, все страны, подписавшие договор, обязуются ввести в свое законодательство на конституционном уровне положения, предусматривающие возможность автоматической корректировки решений в сфере долговой и бюджетной политики.
Предполагается, что официально соглашение о бюджетной дисциплине подпишут в марте.