Статья
1333 19 августа 2013 11:52

Решающий день для госслужащих

Запрет для чиновников иметь зарубежные счета или активы в других странах вступает в силу. Сегодня истекает трехмесячный срок, по истечении которого владельцы таких счетов либо избавились от них, либо уволились с госслужбы.

Напомним, федеральный закон «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета/вклады, хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, владеть и/или пользоваться иностранными финансовыми инструментами» был подписан президентом РФ 8 мая. Он вступил в силу 19 мая, в день его опубликования.

Под действие закона попадают лица, замещающие госдолжности, руководство Генпрокуроры, Центробанка, госкорпораций, федеральных органов исполнительной власти, госдолжности субъектов РФ, а также должности федеральной госслужбы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляет президент, правительство или генпрокурор. Счета в иностранных банках запрещено иметь главам городских округов и муниципальных районов, а также супругам и их несовершеннолетним детям. Кроме того, запрет распространяется и на кандидатов, претендующих на выборные должности.

Закон давал три месяца на то, чтобы сделать выбор — либо закрыть такие счета, либо уйти с госслужбы. С сегодняшнего дня нарушение запрета влечет за собой досрочное прекращение полномочий или освобождение от должности в связи с утратой доверия.

Как сообщили ИТАР-ТАСС в Администрации президента, никто из высокопоставленных сотрудников за три прошедших месяца не подавал заявления об увольнении по этой причине. В то же время в Кремле подчеркнули, что тема борьбы с коррупцией остается в фокусе пристального внимания, и в ближайшие недели будут обсуждаться предварительные итоги работы, которая ведется в этом направлении.

Не сообщила о связанных с этим законом отставках и пресс-служба правительства РФ. В аппарате кабинета министров кадровых изменений в связи с вступлением в силу запрета за три истекших месяца не было. В правительстве в целом в этой связи можно напомнить лишь о бывшем замглавы Минкомсвязи Денисе Свердлове, который написал заявление об увольнении вскоре после принятия закона, сообщает ИТАР-ТАСС.

Председатель комитета Госдумы по регламенту Сергей Попов в интервью агентству РИА Новости сообщил, что пока у него нет сведений о том, чтобы кто-то из парламентариев собирался сдать мандат.

Попов также отметил, что заявления не обязательно появятся 19 августа, многие могут быть поданы позже. Кроме того, подобные заявления подаются на имя спикера Госдумы Сергея Нарышкина. Напомним, ранее поступала информация о том, что около 15 депутатов сообщили о наличии счетов в иностранных банках.

Что касается Совета Федерации, то, по словам зампреда СФ Юрия Воробьева, возглавляющего Комиссию по контролю за достоверностью сведений о доходах и имуществе, все сенаторы, кто не пожелал отказаться от зарубежных активов, уже покинули верхнюю палату парламента. «Все, кто не смог закрыть счета, уже ушел или уходит; я не вижу других людей, которые по этой причине будут покидать Совет Федерации», — отметил он. В их числе, как полагают наблюдатели, в частности, член Совета Федерации от Ульяновской области Сергей Бажанов, который написал заявление о досрочном сложении полномочий «по собственному желанию». Оно будет рассмотрено на первом заседании верхней палаты, которое запланировано на 25 сентября. Бажанов — основной акционер Международного банка Санкт-Петербург; 14 августа он был избран его президентом.

Решение тех, что предпочел уйти с госслужбы или сложить депутатские полномочия в связи с вступлением в силу законом, ранее прокомментировал Владимир Путин. «Я считаю, что это абсолютно нормальная, честная, правильная позиция: кто-то выбрал ту сферу деятельности, которая ему ближе, - хочет заниматься бизнесом, не хочет иметь никаких ограничений: ни по счетам, ни по ценным бумагам иностранных компаний», - сказал он на одной из встреч с лидерами думских фракций. «Это абсолютно нормально; считаю, что эта позиция заслуживает уважения», - добавил президент.

Запрет на счета за рубежом стал очередным шагом в борьбе с коррупцией во властных структурах. Помимо этого ограничения закон также требует от чиновников отчитываться о доходах за год, о недвижимом имуществе, а также о крупных расходах. Контроль за достоверностью этих сведений будет осуществлять Управление президента по вопросам госслужбы и кадров. В частности, ему поручено проводить проверку достоверности и полноты сведений о расходах по каждой сделке. Кроме того, президент и глава его администрации смогут затребовать для проверки декларации любого чиновника, вплоть до муниципального.

Полный доклад об исполнении декларационной кампании должен быть представлен президенту 1 октября 2013 года. 

Комментарии экспертов

Я сам работал шесть лет на государственной службе, в администрации президента, и заместителем губернатора. Среди людей, которых я знал и в администрации президента, и в администрациях региональных, я вообще не сталкивался ни с одним человеком, который бы имел какие-то счета и недвижимость за рубежом. Такие люди, конечно, были, но это касалось очень небольшого круга лиц. У нас к сожалению сложилось впечатление о том, что чуть ли не каждый чиновник имеет виллу на Лазурном берегу, это совершенно не так. Все люди очень не состоятельные, они постоянно друг у друга  пять-десять тысяч рублей занимали до зарплаты. 

Поэтому, если мы говорим о счета, то это больше такой пиар ход, нежели чем мощная проблема. Хотя я не исключаю, что у каких-то чиновников есть счета за границей, у каких-то мэров, особенно, которые довольно неподконтрольны центру, кстати, говоря, у некоторых депутатов. У них может быть какой-то бизнес. В свое время президент Белоруссии Александр Лукашенко поставил условие, что бизнеса во власти не должно быть, власть — одно, бизнес — другое. Либо вы служите частным интересам, либо вы служите народу. И у него с самого начала ни в парламенте, не в других структурах власти таких чиновников, которые занимаются бизнесом, просто нет. Это очень правильно, и мы тоже к этому идем. Также у нас повышается престиж государственной службы в обществе, особенно, среди молодежи. Внушается идея, что когда молодой человек выбирает свою жизненную дорогу, он должен понимать, что если он собрался жить для себя, то прямая дорога ему в бизнес, если он идет в политику, он должен знать, что там он не станет миллиардером, а воровство закончится посадкой в тюрьму. Поэтому, чем больше это убеждение будет крепнуть в рядах молодых людей, будущих кадров для госслужбы, тем лучше. 

Этот закон — эффективная мера, с самого начала так и должно было быть, даже не только с точки зрения борьбы с коррупцией, а просто по соображениям государственной безопасности. Если у чиновника, который находится за границей, есть счета, то  это — способ влияния на этого чиновника. Выйдет на него какой-нибудь агент и пригрозит заблокировать ему активы, если тот откажется дать нужную информацию. Зачем нам нужно, чтобы люди из других стран нами управляли? Чиновники в этом смысле должны быть абсолютно независимы от какого-то зарубежного влияния. И это соображение для нас более существенно, чем коррупция.  

Потом, есть такой термин «национализация коррупции»: одно дело, когда человек является коррупционером и сворованные средства тратит здесь же, в России. То есть, эти деньги никуда не уходят, остаются в стране и на ВВП они никак не влияют. Это в значительной степени, кстати говоря, верно и для тех же западных стран, и для Китая, где тоже очень много коррупции, но деньги не выводятся из страны и не влияют на экономический рост.  А специфика нашей коррупции в том, что, наворовав чего-то здесь, чиновники вкладывают эти деньги куда-то за пределы страны. Это является существенным ударом для нашей экономики. Поэтому мера очень правильная. 

В том виде, в котором первоначально предполагалась эта мера — запрет не только счетов, но и собственности за рубежом, это очень действенно. Дело в том, что коррумпированный чиновник, если он ворует, «зарабатывает» коррупцией, он старается украденные деньги вывезти из России, либо легализовать вложениями на территории страны, либо оставить там, где он не будет подвержен риску быть схваченным за руку. Как ни очищать следы, всё равно их можно найти, хоть через десять оффшоров. Если иностранные организации к этом подключить, российские соответствующие службы  — всё это можно проследить, сколько не подчищай следы. Поэтому мера по запрету на владение собственностью за рубежом, а не только счетами, — это наиболее оптимальный вариант. Мало кто владеет наличностью или депозитами на счетах, все стараются вкладывать их хоть во что-то ощутимое, чтобы был какой-то запасной аэродром, база, чтобы в случае чего, если придётся чиновнику уезжать за рубеж, чтобы был какой-то там, ну, дом не дом, замок не замок, но по крайней мере какая-то уже готовая площадка. Есть хорошая фраза, по-моему, она принадлежит Бжезинскому, на вопрос относительно возможных действий российской элиты, он ответил: «а с чего вы взяли, что она российская? Они отправляюте детей учиться к нам, за границу, у нас они покупают недвижимость, хранят деньги, это скорее наша элита, чем ваша, российская». 

В режиме честной власти, если ты патриот, или просто понимаешь, что коррупция вредит развитию страны, если ты доверяешь государству, то ты хранишь свои деньги, свои активы здесь, в стране, а не в оффшорах, как делают отдельные министры, их жены, дети или шофёры.

Чаще всего у нас в стране идут простым путем, но не всегда более эффективным. Если вспомнить опыт Советского Союза на этапе его становления, когда важно было воспитать новую гвардию, была, по сути, сделана «манкуртизация» подрастающего поколения. В Турции были манкурты — дети из захваченных земель, которых отнимали от родителей и воспитывали в духе самураев или янычар. Условно говоря, они отличались особой злобой, в бою использовались самые отборные части. Так и в СССР —  пионерия была таким своеобразным «манкуртом», как средство воспитания нового поколения. 

Почему по сути захлебнулась модернизация, объявленная тем же Медведевым? Помимо призывов надо всегда иметь инструментарий. Тот инструментарий, который был - фонд Сколково, например, оказался недостаточным. Речь даже не шла об изменении политики, речь шла о том, условно говоря, чтобы вместо лампочек накаливания использовать диодные. А зечем? Для чего? Кто будет воспринимать эти инновации? Подобный ответ всегда должен быть сформирован. 

К сожалению, у нас не идет воспитания нового управленческого класса. Если изначально люди ориентированы на то, чтобы идти на государственную службу для того, чтобы использовать ренту от должности, определённую сумму за решения или нерешения вопросов, включенность в систему «телефонного права» и так далее, то от того, что тебе повысили зарплату, будет как в анекдоте про гаишника: на вопрос начальника, ты почему полгода зарплату не получаешь, он удивленно спросил: а что, есть еще и зарплата? 

Если коррупциогенный элемент пробирается на государственную службу, то ему, по большому счету, и зарплата не нужна. Даже если ему добавляют еще и зарплату, и возможность квартиру получить, это всё равно не очень сопоставимый доход по сравнению с тем, что он может получать, используя должность. Вместо того, чтобы служить на должности, служить интересам развития страны и народа. К сожалению, у нас не происходит воспитания тех самых служивых людей. Сколько угодно повышай привлекательность госслужбы за счет дополнительных выплат и материального стимулирования, ситуация не изменится. Если на освободившиеся места в госслужбе будут приходить те же самые люди, это будут как те же самые яйца, только с другой стороны.  

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".