Статья
1649 14 мая 2014 20:23

Республика Новороссия

«Если к замку не подходят ключи, вышиби двери плечом».
Виктор Цой.

Еще несколько месяцев назад нечто подобное могло привидеться ярым противникам федерализации Украины разве что в страшном сне. Но уже сегодня идея федеративного государственного устройства, так яростно отвергаемая прошлой и нынешней политической элитой страны, обретает самые явственные очертания.

Спустя день после донбасского референдума, 13 мая, на заседании координационного совета общественного движения «Юго-Восток» была принята Резолюция «О защите суверенитета и организации государственного управления Донецкой и Луганской народных республик». Пункт 1.2 политического раздела документа предусматривает: «Обращение к другим областям Украины с предложением о восстановлении государственности на началах народовластия и федерализма в рамках создания Федеративной республики Новороссии».

Федерализация, которой боялись, которую отвергали, всячески оспаривали и критиковали, самым естественным образом проникает на территорию Украины через «черный ход». Пожалуй, подобное вряд ли стало бы возможным в столь короткие по историческим меркам сроки при других обстоятельствах. Но по иронии судьбы, официальный Киев, его политическая и олигархическая элита, сами того не желая, сделали если не все, то очень многое, чтобы форсировать процесс федерализации страны.

Прежде чем перейти к более детальному раскрытию этой мысли, остановимся на значении ключевых терминов: «федерация» и «федерализация». Итак. По форме государственного устройства сегодняшняя Украина являет собой унитарное государство (от лат. unitas, unus — единство, один). Его части (области, чтоб было понятнее) являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования. В унитарном государстве высшие органы государственной власти, правовая система и конституция едины для всей страны.

Другое дело федерация (от лат. foederatio, foedus — союз, объединение). Это такая форма государственного устройства, при которой части федеративного государства (те же области – в Украине) наделены юридически определенной политической самостоятельностью. То есть, помимо федеральной конституции, органов власти и законодательства у субъектов федерации имеются также свои конституции, законы, система законодательных, исполнительных и судебных органов.

Ну и соответственно федерализация, как совсем несложно догадаться – это процесс объединения независимых субъектов в федерацию. И что же это за независимые субъекты? В Германии они называются землями, в Канаде – кантонами, в США, Индии, Бразилии, Мексике – штатами и т.д. Во всем мире аналогий великое множество.

Заметьте, подавляющее большинство государств цивилизованного Света имеют в своей основе как раз федеративное устройство. Но при этом Украине почему-то через лояльные (если не сказать – подконтрольные) Западу олигархические круги навязывается именно унитарная модель. Все просто. Дело в том, что унитарным государством легче управлять, а население его проще контролировать. Других вменяемых объяснений этому просто нет.

Современная Украина по ряду объективных исторических причин с момента обретения ею независимости и до настоящего времени не является однородным государством – с единой культурой, языком, религией, национальным составом. Существуют как минимум два исторических центра с ярко выраженными различиями по всем выше перечисленным параметрам.

На протяжении всей украинской истории регулярно озвучивалось мнение, что именно федерализация способна разрешить эту проблему и свести на нет все существующие противоречия. В прошлом за федерализацию Украины выступали Михаил Драгоманов, Михаил Грушевский, Вячеслав Чорновил, Сергей Подолинский, идеи федерализма в свое время провозглашало Кирилло-Мефодиевское братство.

Сегодня идею федерализации Украины активно форсируют, как это ни странно, украинские коммунисты в лице лидера КПУ Петра Симоненко. По этой причине Коммунистическая партия Украины, как мы знаем, оказалась на грани запрета. А кандидат в президенты страны, народный депутат Украины Олег Царев подвергся, мягко говоря, совершенно не согласующимся с принципами демократии, варварским по нынешним меркам гонениям.

К слову, именно Олег Царев возглавил общественное движение «Юго-Восток», с посыла которого и начинается сегодня переосмысление идеи федерализма в хронически унитарной Украине. Хронически унитарной? Только на бумагах. де-факто Украина и так всегда была федеративной республикой, поскольку имела в своем составе Автономную Республику Крым. Конечно же, можно возразить, мол, Крым не являлся полностью федеративным образованием: его автономия всегда была жестко ограничена, а потому декларативна и фальшива. Так не потому ли сегодняшний Крым уже не украинский?

Что дальше? Федеративная республика Новороссия? Сегодня это уже больше, чем просто смелая общественная инициатива. ФРН – это клич востока страны ко всей Украине. Это решительный шаг «снизу вверх», так сказать «изнутри», призыв к масштабному и столь необходимому переосмыслению внутригосударственной парадигмы.

Федерализация способна привести к формированию региональных элит, увеличению полномочий территориальных общин в отношениях с центром и взаимному (читай, более эффективному) контролю двух ветвей власти (субъектов федерации и общефедеральной). Более того, именно федерализация предполагает свободный выбор путей и механизмов развития конкретных регионов, перераспределение финансовых потоков.

Например, сегодня из 100% всех зарабатываемых Одесской областью средств лишь десятая часть беспрепятственно попадает в местный бюджет. Оставшиеся 90% распределяет Киев, руководствуясь своей логикой и соображениями экономической целесообразности, нередко завязанными на изощренных коррупционных схемах. При таком положении вещей, без тщательного и эффективного оборота средств в регионах, корректно ли говорить о снижении уровня напряженности и противоречий в обществе? Пожалуй, нет.

Текущая политическая ситуация в Украине, и, в частности, на востоке страны характеризуется нестабильностью и хаотичностью, она с большим трудом поддается прогнозированию. Но кое-что в нашей стране остается неизменным при любых обстоятельствах – олигархическая система власти. Лидирующий в предвыборной президентской гонке магнат Порошенко доказывает это как нельзя лучше. Так называемая «новая власть» практически ничем не отличается от старой. «На манеже лица те же», причем, плотно связанные с могущественными олигархическими группировками.

Всё это очень хорошо понимают как на востоке, так и на западе страны. Но восток, в отличие от запада, не намерен мириться с текущим положением вещей. На присланные из Киева пули и снаряды жители Донбасса отвечают самоопределением на федеративных началах. И это отнюдь не дезинтеграция Украины, а скорее глобальная в государственных масштабах перезагрузка. И как знать, быть может, именно Донбассу суждено стать колыбелью необратимой всеукраинской федерализации.

Евгений Димитраш специально для «Актуальных комментариев»

19 апреля 2024 Новости  Украина близка к поражению: западные эксперты о проблемах с поставками оружия Без поставок оружия со стороны Запада Украина близка к поражению. Такого мнения придерживается целый ряд американских экспертов. При этом они обращают внимание на то, что из $113 млрд, выделенных Украине Конгрессом, около $68 млрд останутся в США и будут инвестированы именно в американскую промышленность. «Актуальные комментарии» подготовили обзор докладов на тему украинского конфликта, опубликованных американскими аналитическими центрами за последнюю неделю. 16 апреля 2024 Новости  Ближневосточный конфликт: к чему приведет атака Ирана на Израиль Приведет ли атака Ирана на Израиль к полномасштабному конфликту? С какими проблемами столкнется Украина после расширения мобилизации? Эти и ряд других актуальных политических вопросов обсудили политологи, авторы стрима ВЧК Алексей Чеснаков и Михаил Карягин во время эфира 15 апреля. «Актуальные комментарии» публикуют полную расшифровку стрима. 12 апреля 2024 Главное
Угроза мирового кризиса: эксперты о последствиях поддержки Украины
 Угроза мирового кризиса: эксперты о последствиях поддержки Украины Продолжение финансирования Украины со стороны США может поставить под угрозу американскую финансовую систему, считают эксперты западных аналитических центров. Кроме того, Украина, по их словам, не сможет погасить кредиты, в виде которых выделяется часть помощи. 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".