Статья
1637 14 мая 2014 20:23

Республика Новороссия

«Если к замку не подходят ключи, вышиби двери плечом».
Виктор Цой.

Еще несколько месяцев назад нечто подобное могло привидеться ярым противникам федерализации Украины разве что в страшном сне. Но уже сегодня идея федеративного государственного устройства, так яростно отвергаемая прошлой и нынешней политической элитой страны, обретает самые явственные очертания.

Спустя день после донбасского референдума, 13 мая, на заседании координационного совета общественного движения «Юго-Восток» была принята Резолюция «О защите суверенитета и организации государственного управления Донецкой и Луганской народных республик». Пункт 1.2 политического раздела документа предусматривает: «Обращение к другим областям Украины с предложением о восстановлении государственности на началах народовластия и федерализма в рамках создания Федеративной республики Новороссии».

Федерализация, которой боялись, которую отвергали, всячески оспаривали и критиковали, самым естественным образом проникает на территорию Украины через «черный ход». Пожалуй, подобное вряд ли стало бы возможным в столь короткие по историческим меркам сроки при других обстоятельствах. Но по иронии судьбы, официальный Киев, его политическая и олигархическая элита, сами того не желая, сделали если не все, то очень многое, чтобы форсировать процесс федерализации страны.

Прежде чем перейти к более детальному раскрытию этой мысли, остановимся на значении ключевых терминов: «федерация» и «федерализация». Итак. По форме государственного устройства сегодняшняя Украина являет собой унитарное государство (от лат. unitas, unus — единство, один). Его части (области, чтоб было понятнее) являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования. В унитарном государстве высшие органы государственной власти, правовая система и конституция едины для всей страны.

Другое дело федерация (от лат. foederatio, foedus — союз, объединение). Это такая форма государственного устройства, при которой части федеративного государства (те же области – в Украине) наделены юридически определенной политической самостоятельностью. То есть, помимо федеральной конституции, органов власти и законодательства у субъектов федерации имеются также свои конституции, законы, система законодательных, исполнительных и судебных органов.

Ну и соответственно федерализация, как совсем несложно догадаться – это процесс объединения независимых субъектов в федерацию. И что же это за независимые субъекты? В Германии они называются землями, в Канаде – кантонами, в США, Индии, Бразилии, Мексике – штатами и т.д. Во всем мире аналогий великое множество.

Заметьте, подавляющее большинство государств цивилизованного Света имеют в своей основе как раз федеративное устройство. Но при этом Украине почему-то через лояльные (если не сказать – подконтрольные) Западу олигархические круги навязывается именно унитарная модель. Все просто. Дело в том, что унитарным государством легче управлять, а население его проще контролировать. Других вменяемых объяснений этому просто нет.

Современная Украина по ряду объективных исторических причин с момента обретения ею независимости и до настоящего времени не является однородным государством – с единой культурой, языком, религией, национальным составом. Существуют как минимум два исторических центра с ярко выраженными различиями по всем выше перечисленным параметрам.

На протяжении всей украинской истории регулярно озвучивалось мнение, что именно федерализация способна разрешить эту проблему и свести на нет все существующие противоречия. В прошлом за федерализацию Украины выступали Михаил Драгоманов, Михаил Грушевский, Вячеслав Чорновил, Сергей Подолинский, идеи федерализма в свое время провозглашало Кирилло-Мефодиевское братство.

Сегодня идею федерализации Украины активно форсируют, как это ни странно, украинские коммунисты в лице лидера КПУ Петра Симоненко. По этой причине Коммунистическая партия Украины, как мы знаем, оказалась на грани запрета. А кандидат в президенты страны, народный депутат Украины Олег Царев подвергся, мягко говоря, совершенно не согласующимся с принципами демократии, варварским по нынешним меркам гонениям.

К слову, именно Олег Царев возглавил общественное движение «Юго-Восток», с посыла которого и начинается сегодня переосмысление идеи федерализма в хронически унитарной Украине. Хронически унитарной? Только на бумагах. де-факто Украина и так всегда была федеративной республикой, поскольку имела в своем составе Автономную Республику Крым. Конечно же, можно возразить, мол, Крым не являлся полностью федеративным образованием: его автономия всегда была жестко ограничена, а потому декларативна и фальшива. Так не потому ли сегодняшний Крым уже не украинский?

Что дальше? Федеративная республика Новороссия? Сегодня это уже больше, чем просто смелая общественная инициатива. ФРН – это клич востока страны ко всей Украине. Это решительный шаг «снизу вверх», так сказать «изнутри», призыв к масштабному и столь необходимому переосмыслению внутригосударственной парадигмы.

Федерализация способна привести к формированию региональных элит, увеличению полномочий территориальных общин в отношениях с центром и взаимному (читай, более эффективному) контролю двух ветвей власти (субъектов федерации и общефедеральной). Более того, именно федерализация предполагает свободный выбор путей и механизмов развития конкретных регионов, перераспределение финансовых потоков.

Например, сегодня из 100% всех зарабатываемых Одесской областью средств лишь десятая часть беспрепятственно попадает в местный бюджет. Оставшиеся 90% распределяет Киев, руководствуясь своей логикой и соображениями экономической целесообразности, нередко завязанными на изощренных коррупционных схемах. При таком положении вещей, без тщательного и эффективного оборота средств в регионах, корректно ли говорить о снижении уровня напряженности и противоречий в обществе? Пожалуй, нет.

Текущая политическая ситуация в Украине, и, в частности, на востоке страны характеризуется нестабильностью и хаотичностью, она с большим трудом поддается прогнозированию. Но кое-что в нашей стране остается неизменным при любых обстоятельствах – олигархическая система власти. Лидирующий в предвыборной президентской гонке магнат Порошенко доказывает это как нельзя лучше. Так называемая «новая власть» практически ничем не отличается от старой. «На манеже лица те же», причем, плотно связанные с могущественными олигархическими группировками.

Всё это очень хорошо понимают как на востоке, так и на западе страны. Но восток, в отличие от запада, не намерен мириться с текущим положением вещей. На присланные из Киева пули и снаряды жители Донбасса отвечают самоопределением на федеративных началах. И это отнюдь не дезинтеграция Украины, а скорее глобальная в государственных масштабах перезагрузка. И как знать, быть может, именно Донбассу суждено стать колыбелью необратимой всеукраинской федерализации.

Евгений Димитраш специально для «Актуальных комментариев»

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".