Статья
1951 4 апреля 2015 22:07

Республиканцы: ставки на победу

В США фактически стартовала предвыборная кампания. 23 марта техасский сенатор-республиканец Тед Круз стал первым официально объявившим об участии в выборах кандидатом. 

Ожидается, что за Крузом в ближайшие дни последуют другие республиканские сенаторы - Рэнд Пол из Кентукки, Марко Рубио из Флориды. В партийном отборе почти наверняка также примут участие младший брат Дж.Буша-младшего Джеб, губернатор Висконсина Скотт Уолкер, и еще с полдюжины кандидатов, представляющих практически все внутриреспубликанские идеологические течения. У демократов же главным и почти единственным претендентом на смену Б.Обамы представляется бывший госсекретарь, ранее тоже сенатор, супруга 42-го президента США Б.Клинтона Хиллари.

Хотя весной 2015 года рассуждать о шансах того или иного кандидата на победу в ноябрьских выборах-2016 можно лишь с известной долей условности, контуры предстоящей Америке внутриполитической борьбы уже прочерчены.

Прежде всего, шансы представителя Республиканской партии на победу теоретически выглядят предпочтительнее. Уже только потому, что исторически в США представители одной партии достаточно редко занимали пост президента три срока подряд (12 лет Ф.Д.Рузвельта - уникальный случай, который в силу внесенных в конституцию ограничений уже вряд ли кто повторит). Последний раз это получилось как раз у республиканцев, когда после 8 лет Р.Рейгана в Белом доме (1980-1988) сменил его же вице-президент, Дж.Буш-старший. То первое бушевское пришествие завершилось через четыре года поражением от молодого демократа Б.Клинтона.

В начале предвыборной кампании-2016 и глубинные позиции республиканцев сильнее, чем у демократов. Партия имеет большинство в обеих палатах конгресса. Республиканцы на подъеме в регионах. У них историческое преимущество в законодательных собраниях штатов – 69 палат с республиканским большинством из 99 (в законодательном собрании Небраски одна палата), среди губернаторов – 31 пост против 19 у демократов (еще один, губернатор Аляски Б.Уолкер, считается независимым). Республиканцы контролируют обе палаты местных законодательных собраний и губернаторский пост в 24 штатах, тогда как демократы – только в 7.

Преимущество республиканцев «на местах» отражает не только настроения в американской глубинке. Именно в штатах отрабатываются на практике республиканские программные установки в экономике и социальной политике: снижение налогов, сокращение социальных обязательств, расходов на образование, сжимание полномочий профсоюзов, и т.д. И хотя результаты «красных» (по партийным цветам республиканцев) экспериментов в регионах неоднозначны – ряду видных республиканских губернаторов пришлось на прошедших в прошлом году перевыборах нелегко – они закладывают основу того социально-экономического курса, который будет проводить представитель партии в Белом доме в случае победы.

Можно говорить о том, что республиканские претенденты на президентских выборах, при всем разнообразии их идеологической окраски, будут выступать на обобщенной платформе «сокращения и улучшения государства», поддержки бизнеса и предпринимательской инициативы, реформирования социальных программ с опорой на поощрение индивидуальных способностей человека. За счет этого предполагается создать предпосылки к решению глубоких американских бюджетно-финансовых проблем: сокращению дефицита, снижению госдолга, за время президентства Обамы перевалившего за 18-триллионную отметку.

Что могут противопоставить этому демократы? Их с большой вероятностью на выборах-2016 будет представлять Х.Клинтон, которой к тому времени исполнится 69 лет (старше на момент избрания в новейшей американской политической истории был только выступавший с правоконсервативных позиций Р.Рейган).

TASS_04476640_1.jpg

Парадоксальным образом главной предвыборной задачей столь возрастной кандидатки представляется удержание и сплочение так называемой прогрессивно-либеральной «обамовской коалиции»: молодежи, цветных меньшинств, городской либеральной интеллигенции, женщин. То есть тех растущих по численности и влиянию, но сосредоточенных в кластеры крупных городских агломераций на Восточном и Западном побережьях политико-демографических групп, которые дважды, в 2008 и 2012 годах, привели Обаму и демократов к победе на президентских выборах.

Задача эта не простая. В последнее время американские социологи (например, Дж.Джудис в недавнем номере журнала National Review) отмечают признаки распада этой коалиции и другие тренды, свидетельствующие о том, что демократы теряют завоеванное в обамовские годы демографическое преимущество. В целом обеспечивая воплощение социально-культурных предпочтений основных групп своего электората (пример – легализация ЛГБТ-браков, потребления марихуаны и др.), администрация Обамы в то же время не убеждает и разочаровывает их в других сферах. В первую очередь, в экономике.

Отличительной чертой последних лет стало устойчивое недоверие преимущественной (65-75 проц. и выше) части американцев к федеральному правительству, роль которого при Обаме существенно выросла. При поддержке стоящих за демократами кругов финансового капитала и компаний, связанных с новыми технологиями, демадминистрация боролась с последствиями экономического кризиса 2008 г. путем прямого вмешательства государства в экономику, а также с помощью всевозможных льгот, кредитов и субсидий. Таким образом, объем «социального пирога» драматически увеличился, но вялый экономический рост не позволяет делить его на всех в необходимой мере.

В отличие от прежних лет, самостоятельную роль в разворачивающейся кампании будет, по всей видимости, играть внешняя политика, дискуссия о роли (или сохранении лидирующей роли) Америки в мире. Предполагающееся участие в выборах – по крайней мере на стадии партийного отбора – таких республиканских ястребов, как бывший постпред США при ООН Дж.Болтон или ближайший союзник Дж.Маккейна в сенате Л.Грэм свидетельствует о том, что республиканцы намерены жестко критиковать Обаму за «провалы на международной арене». В том числе – и за отношения с Россией, за обамовские годы проделавшие пируэт от «перезагрузки» до нового издания «холодной войны».

В целом, если глубинные социо-экономические факторы в начинающейся предвыборной кампании – скорее в пользу республиканцев, победы это им еще не гарантирует. Многое будет зависеть и от личности единого кандидата партии, способности его и стоящих за ним сил обратить эти факторы в свою пользу, мобилизовать поддержку электората – своего и так называемых «независимых». В этой связи в ближайшее время внимание привлечет соперничество заявляющих о своих президентских амбициях республиканских претендентов.

Олег Брызгалов, политолог
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".