Статья
1937 20 июня 2012 15:07

Ревизия обязательств

Россия, став председателем в G20, намерена инициировать ревизию всех решений, принятых ранее «большой двадцаткой», заявил президент РФ Владимир Путин на итоговой пресс-конференции в Лос-Кабосе.

«Темы, обозначенные в Лос-Кабосе, безусловно, получат развитие в ходе предстоящего российского председательства в "двадцатке"», - отметил российский лидер.

По его словам, РФ намерена сохранить преемственность в работе форума, сконцентрироваться на обсуждении тех проблем, для решения которых и была создана «двадцатка».

«Необходимо продолжить реформирование международной валютно-финансовой системы, укреплять международные финансовые институты, продолжить преобразования в сфере регулирования международных финансовых рынков», - сказал Путин.

«Также продолжим дискуссию по таким нефинансовым темам, как энергетика и климат, мировая торговля и содействие развитию», - отметил президент РФ.

Он сообщил, что повестка следующего саммита G20, который пройдет в Санкт-Петербурге осенью 2013 года, будет формироваться исходя из сценариев развития мировой экономики, состояния дел в международных финансах.

«Но уже сегодня могу сказать, что мы проведем инвентаризацию всех обязательств, данных "двадцаткой" ранее», - подчеркнул Владимир Путин.

На прошедшем саммите одной из основных тем дискуссии стали состояние мировой экономики и ситуацию в еврозоне, а также реформирование международной валютно-финансовой системы.

Владимир Путин убежден, что ситуация в еврозоне изменится к лучшему.

«Я не думаю, что есть какие-то тенденции к ухудшению положения в еврозоне. Наоборот, я считаю, что мы вправе рассчитывать на изменения ситуации к лучшему, хотя институциональные причины этого кризиса пока не устранены», - сказал российский лидер.

Как пояснил Путин, на позитивный лад его настраивает подход руководства Еврокомиссии и ключевых стран еврозоны к тому, как они предполагают решать стоящие перед ними проблемы. «Как мне показалось, Европа старается разрешить кризис путем выхода на решения институциональных проблем экономики, наведения дисциплины и порядка в финансах», - сказал глава Российской Федерации.

Главенствующей внешнеполитической темой обсуждения на саммите G20 стало положение в Сирии.

Президент России допускает смену режима в Сирии только конституционным путем и отмечает, что результатом таких перемен, если они произойдут, должна стать стабилизация в Сирии.

«Важно, чтобы произошла не просто смена режима, а важно, чтобы после смены власти, если она произойдет, - а произойти она должна только конституционным путем - чтобы после этого в стране наступил мир и прекратилось кровопролитие», - сказал Владимир Путин на пресс-конференции по итогам саммита, отвечая на вопрос об отношении Москвы к требованиям Запада об уходе президента Башара Асада.

Как подчеркнул глава российского государства, «это самое главное».

При этом Путин вновь напомнил «принципиальную позицию России: мы считаем, что никто не вправе решать за другие народы, кого приводить к власти, а кого от власти отстранять».

«Да, мы знаем, что часть сирийского народа, которая представлена вооруженной оппозицией, хотела бы, чтобы президент Асад ушел. Но это еще не весь сирийский народ», - сказал президент РФ.

Российский лидер уверен, что участники вооруженного конфликта в Сирии должны приступить к переговорам и договориться о дальнейшем мирном урегулировании.

Президент России Владимир Путин заявил, что не пойдет в разведку ни с кем из лидеров «двадцатки», поскольку страница его жизни, связанная с работой в разведке, перевернута.

Отвечая на вопрос одного из российских журналистов, с кем бы он пошел в разведку, Владимир Путин сказал: «Ни с кем бы ни пошел».

«Я в разведке уже давно не работаю. Эта страница в моей жизни перевернута. У меня теперь другие задачи, и я с ними пойду на следующее заседание "двадцатки" в 2013 году в Санкт-Петербурге (когда Россия будет председательствовать в G20 - "ИФ")», - сказал президент РФ.

«Я от всего сердца приглашаю принять участие в этой работе», - отметил он.

«Группа 20» (G20) - неформальный форум государств, представляющих крупнейшие экономики мира. В настоящее время статус постоянного члена G20 имеют 19 стран, а также ЕС.

В состав «двадцатки», помимо России, входят Аргентина, Австралия, Бразилия, Великобритания, Германия, Индия, Индонезия, Италия, Канада, Китай, Мексика, Саудовская Аравия, США, Турция, Франция, ЮАР, Южная Корея и Япония.

В совокупности на долю стран «двадцатки» приходится 90% мирового ВВП и 80% мировой торговли.

Напомним, предыдущий саммит G20 проходил в Каннах (Франция) 3 - 4 ноября 2011 года. На саммите было принято решение об ужесточении контроля за банками и обсуждении мер по предотвращению мирового кризиса.  

Комментарии экспертов

Председательство России в «Большой двадцатке» - исключительно важное событие. «Большая двадцатка» становится главным инструментом глобального взаимодействия ведущих стран мира в решении глобальных проблем современности. Нужно отметить, что «Большая восьмерка» во многом оказалась в кризисе, так как экономика многих стран-участниц может подвергнуться санации и так далее.

К тому же стали очевидны эгоизм и безответственность участников этой организации. Это проявлялось, например, в войне в Ираке, которую затеяли США, а также в военной операции в Ливии, которую затеяли Франция, Англия и США.

Эта безответственность проявляется, например, в вопросе о наркотрафике в Афганистане. США, Франция, Великобритания очень мало делают для борьбы с наркотрафиком из Афганистана, в то время как страны-неучастницы «Большой восьмерки» - такие, как Иран, Китай, Россия - предпринимают как раз огромные усилия в борьбе против афганского наркотрафика.

Такая ситуация ведет к тому, что центр принятия решений по вопросам глобальных проблем современности перемещается из «Большой восьмерки» в «Большую двадцатку».

В «Большой двадцатке» существует дефицит лидерства и дефицит ярких, интересных идей. «Большая двадцатка» как бы боится собственной силы. Россия могла бы проявить свой лидерский потенциал. В нынешних условиях особая роль отводится именно личности, а мы видим, что как личность Владимир Путин очень силен.

С учетом того, что Россия впервые стала лидером стран «большой двадцатки», нужно уделить этому большое внимание. Я бы сказал, значительно большее, чем саммиту АТЭС и даже Олимпийским играм в Сочи.

Должна быть организована большая серия мероприятий, посвященная обсуждению повестки «Большой двадцатки» в борьбе с экономическим кризисом. Россия должна показать, как надо проводить саммиты «Большой двадцатки», чтобы эта организация не потерпела поражение с борьбе с глобальным кризисом и с глобальными угрозами, как это произошло с «Большой восьмеркой».

«Большая двадцатка»  - это клуб двадцати крупнейших стран мира. Председательство в клубе почетно и церемониально, но сам по себе клуб сделать ничего не может, и ревизия его обещаний не имеет смысла.

Председательство в «Большой двадцатке» открывает какие-то возможности - например, можно взять и плюнуть в лицо лидерам двадцати крупнейших стран мира в клубе. Правда, зачем это делать - непонятно.

Россия будет председательствовать в клубе, поскольку пришла ее очередь. Никакие вопросы клуб решать не может. Никаких обещаний давать не может. И в преодолении кризиса роль этого объединения совсем невелика.

Это первая встреча в новом качестве Путина с Обамой. Встреча будет непростой, так как каждому из них довольно сложно сохранить прежний формат отношений.

Существуют серьезные проблемы (и "список Магнитского", и случаи, аналогичные аресту Бута), есть стратегическая проблема ПРО, по которой Путин намерен продемонстрировать, что подход прежнего президента не совсем удался (стратегической задачей Медведева была идея в какой-то степени создать общую рамку безопасности, Путин скорее верен традиционному подходу).

С другой стороны, Обама тоже поставлен в сложную ситуацию. На него идет очень серьезное давление.

Недавно была попытка надавить и на Россию - отсюда и информация, что мы якобы продаем Сирии вертолеты для уничтожения мирных граждан. Едва ли Обаме удастся обойти этот вопрос.

Нынешняя встреча будет очень серьезной, очень сложной. Едва ли она приведет к каким-то прорывным решениям. Наверняка Обама скажет, что максимально исчерпал запас уступок по отношению к России.

В какой-то степени он прав. Для американского политического деятеля Обама сделал максимум возможного по отношению к России. Едва ли какой-либо другой политический деятель после Обамы будет действовать настолько мягко по отношению к России.

Встреча будет интересной, сложной - впрочем, как и весь саммит. Преодоление экономического кризиса является неким общим центральным сюжетом и будет способствовать охлаждению остроты взаимонерешаемых вопросов.

Россия будет пытаться показать, что она обладает возможностью кредитования европейского бюджета. В какой степени это будет использовано - будет зависеть от позиции Соединенных Штатов.

Переговоры Владимира Путина и Барака Обамы в преддверии саммита G20 не обнаружат никаких принципиально новых проблем. Давление со стороны США в адрес России будет продолжаться.

Все проблемные вопросы – «закон Магнитского», продажа военных вертолетов Сирии, американская ЕвроПРО – остались на своих местах. С другой стороны, есть очевидные точки для сотрудничества (Афганистан, база в Ульяновске, а также заход американских компаний в шельфовые проекты в России).

На встрече двух президентов будет идти серьезный торг. Но каких-то прорывов, особенно учитывая идущую в Соединенных Штатах Америки избирательную кампанию по выборам президента, от этих переговоров ждать не стоит.

В преддверии визита Путина на саммит «Большой двадцатки» планируется выход его статьи в газете «El universal». Во многом этот материал будет свидетельствовать о внимании лично Путина к саммиту, а также о том, что данный формат имеет серьезные рычаги для воздействия на мировую систему, в первую очередь на мировую финансовую систему.

Такие материалы публикуются в очень статусных случаях, например, когда проходит визит в государства, считающиеся партнерами России, или когда визит имеет принципиальную значимость для российской внешней политики. Сам факт публикации статьи демонстрирует, что Москва считает «Большую двадцатку» важным инструментом, в первую очередь в том, что касается регулирования международной финансовой системы.

Отчасти это так, потому что именно в ходе работы «Большой двадцатки» решались такие вопросы, как поддержка Всемирным банком Международного валютного фонда тех или иных государств, вырабатывался комплекс мер в отношении банков (например, системы бонусов для банковской системы). Данный саммит сохраняет свою актуальность, он имеет важное значение для ситуации в мире (в первую очередь в финансово-экономической плоскости).

Что касается возможности пополнения ресурсов Международного валютного фонда Россией и другими странами БРИКС, все будет зависеть от перспектив региональных инициатив БРИКС. Чем больше они будут взаимодействовать по данной тематике в региональном контексте, тем меньше у них будет желания обращать внимание на повестку дня «Большой двадцатки».

Пока БРИКС не очень эффективен в том, что касается выработки совместного подхода по финансово-экономической проблематике. Не исключаю, что отдельные государства, в частности Россия и Китай, могут внести предметный вклад в создание таких фондов и воплотить свои обещания в реальные действия. Для них это, во-первых, вклад в развитие международной финансовой системы, воздействие на глобальную повестку дня, а кроме того, компенсация за недостаточную активность в формате БРИКС. Определение приоритетов идет на основании сложившейся модели отношений.

Что касается встречи Путина и Обамы, разговор будет достаточно сложным. В свое время Путин не съездил в Кэмп-Дэвид, Обама отказался посещать саммит АТЭС во Владивостоке. Раздражающим фактором является и «список Магнитского».

Но самое главное - это проблема ПРО. Обама отказался обсуждать данную тему с Медведевым в Кэмп-Дэвиде, и было демонстративно заявлено, что в переговорную повестку дня этот вопрос вноситься не будет. Для Москвы проблема ПРО - принципиально важный вопрос. Так как особых успехов в переговорах нет, эта тема будет сейчас опять подниматься. Но это сложная тема, и прогнозировать сближение позиций здесь нельзя.

Пока нельзя говорить о замораживании партнерских позиций. Не исключен вариант, что на этой встрече будет подписан документ, подтверждающий стремление Обамы и Путина к развитию сотрудничества между Россией и США.

На фоне отмены поправки Джексона-Вэника, а также в преддверии вступления России в ВТО, в экономической плоскости вполне реально сохранение текущей тональности взаимодействия. Возможны даже определенные позитивные сдвиги, касающиеся расширения именно экономических связей.

Если в политической плоскости возможны определенные трения, то в сфере экономики особого размежевания мы не увидим. Это и не в интересах Обамы, потому что в преддверии основной стадии предвыборной кампании ему важно подтвердить, что перезагрузка, как один из важных сегментов его внешней политики, продолжается. Скорее всего, эта тема будет востребована электоратом США. Это одно из немногих достижений администрации Обамы во внешней политики с 2009 года.

27 марта 2024 Новости  Выборы президента США: роль женщин и независимых избирателей Итоги президентских выборов в США будут зависеть от того, за кого проголосуют независимые избиратели, а также женщины, отмечают эксперты американских аналитических центров. Они также указывают на ненадёжность нынешнего преимущества Трампа, которое демонстрируют социологические опросы. 19 марта 2024 Новости  Запад настраивают на поглощение Армении Соединенным Штатам следует начать продавать Армении оружие в случае нового вооруженного конфликта с Азербайджаном, пишет группа экспертов американского аналитического центра RAND*. По их словам, после карабахской войны Армения в настоящий момент находится в политическом кризисе. 15 марта 2024 Новости  Угроза национальной безопасности: американские эксперты о запрете TikTok TikTok угрожает национальной безопасности США, считают эксперты американских аналитических центров. По их словам, соцсеть является частью операции влияния китайского правительства, имеющей целью повлиять на политику США, однако новый законопроект о запрете этой социальной сети несет в себе определенные риски и вызывает вопросы о конституционности такого решения.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".