Статья
9 Июня 2014 14:43

Революция по-абхазски

<p><strong>Так уж получилось, что Абхазия и Украина оказались в одном и  том же «революционном цикле», впервые в него войдя в 2004 году. Тогда  оранжевая революция в Киеве не позволила победить ставленнику власти  Виктору Януковичу, и вознесла на политический Олимп его оппонента  Виктора Ющенко. В Абхазии той же осенью произошла своя революция,  сорвавшая ожидавшуюся победу «кандидата власти» Рауля Хаджимбы и  сделавшая президентом его оппонента Сергея Багапша.  </strong></p>
<p>В  этом году циклы опять совпали. И по мере того как в Киеве набирал  ураганную силу новый майдан, в итоге приведший к свержению власти  Януковича, долгосрочной дестабилизации страны и превращению в  реальность угрозы гражданской войны, в Абхазии исподволь вызревали свои  процессы. И в мае они вдруг выплеснулись наружу, вылившись в  демонстрацию протеста, стихийное занятие административных зданий и  отстранение от власти Александра Анкваба.</p>
<p>Правда, в этот раз  между украинским и абхазским «майданами» оказалась существенная  разница. Она проявилась, во-первых, в градусе конфронтации. В  традиционно хорошо вооруженной Абхазии все протесты все же остались пока  исключительно в мирном русле, в то время как на Украине количество  жертв противостояния оказалось удручающе велико. Во-вторых, она  проявилась в реакции Москвы. Если украинскую революцию та встретила  крайне жестко, воспринимая ее в первую очередь как результат  внешнеполитических интриг и предательства западных партнеров, то к  абхазской, напротив, отнеслась вполне мягко – как к не очень приятному,  но тем не менее заурядному факту развития, обусловленному внутренними  причинами, а не происками недружественных внешнеполитических сил.</p>
<p><strong>Механизмы революций</strong></p>
<p>В  чем природа революционных циклов? Почему внешне стабильные страны и  общества могут вдруг взрываться протестами и социальной конфронтацией,  когда вчера еще нормально коммуницировавшие между собой люди могут  обнаруживать друг друга по разные стороны баррикад? Где, собственно  говоря, пределы и критерии эффективности внешнего вмешательства в  организации революционных процессов, и не является ли, на самом деле,  нынешняя революция в Абхазии попыткой реванша Запада за свой текущий  проигрыш как минимум в Крыму?</p>
<p>На самом деле не является  секретом, что любая революция в первую очередь порождена внутренними  дисбалансами, и только во вторую – действиями внешних игроков,  стремящихся в полной мере использовать в своих интересах внутренние  трудности попавшей в полосу проблем страны. И механизм тут прост.  Внутренние дисбалансы, т.е. неравенство, проявляющееся в самых разных  сферах, раскалывают общество и порождают недовольных. Когда такая  ситуация длится достаточно долго, более десяти лет, недовольство  обретает коллективный формат и становится уже не мнением одиночек, а  ценностными установками и мировоззрением целого поколения. Которое,  осознавая отсутствие реалистичных шансов обустроить свою жизнь в рамках  существующих правил игры, превращается в поколение непримиримых борцов  за лучшие места в жизни.</p>
<p>В Абхазии перемены назревали уже  давно. Страна так и не восстановилась после войн за независимость, не  получив ни ожидавшегося притока инвестиций, ни восстановления курортного  бизнеса. И причины тому – вполне внутренние, восходящие к особенностям  архитектуры абхазского государства. Дело в том, что по абхазским законам  приобретение активов и собственно бизнес в Абхазии возможен только в  случае, если вы регистрируете совместное предприятие с гражданином  Абхазии, таким образом, превращая его одновременно и в бенефициара, и в  вашего гаранта сохранности вашего бизнеса. Вполне естественно, что  бизнес счел такие условия неприемлемыми для себя, и в итоге просто не  пришел.</p>
<p>Отсутствие развития сделало проблематичным  поддержание традиционного экономического уклада. Курортный бизнес не  набирает достаточных оборотов из-за невосстановленной инфраструктуры, и  он явно недостаточен, чтобы решить проблему сбыта урожая, еще одного  источника заработка местного населения, за счет туристов. Вывоз же  урожая за пределы страны – вещь крайне затрудненная тем же наличием  таможни на российской границе.</p>
<p>В условиях фактического  выживания проблема поддержания внутреннего баланса, как между собственно  абхазскими группами влияния, так и между абхазами и иными этническими  группами, превращается в крайне сложную и чувствительную, когда вывести  ситуацию из равновесия могут даже самые простые шаги – в случае, если  они не были в достаточной степени продуманы.</p>
<p>Так оно,  собственно, и произошло. Президент Анкваб, желая упрочить свое  положение, выдал этническим грузинам тридцать тысяч паспортов в  нарушение положения, по которому они обязаны были аннулировать свое  грузинское гражданство. Для Абхазии, где на исход выборов влияет каждая  пара тысяч голосов, появление 30 тысяч новых избирателей означало бы  полное перекраивание всей политической системы. Анкваб, по сути,  становился бы пожизненным несмещаемым президентом, остальные группы  интересов с неизбежностью маргинализовались бы, а геополитическая  ориентация Абхазии, за которую она дважды сражалась за последние 23  года, вновь оказалась бы под вопросом.</p>
<p>Фактически произошло  нарушение и правил, и баланса. И в этом плане мгновенная реакция  абхазского общества, тут же возмутившегося, возможно, оказалась  спасительной: очевидно, что запускание ситуации на самотек, учитывая и  находящееся по домам количество оружия, и готовность внешних игроков  переиграть Россию в ее традиционной зоне влияния, могло бы привести к  самым фатальным последствиям. А тут горячая кавказская кровь оказалась  как никогда к месту.</p>
<p><strong>Хронология событий</strong></p>
<p>В  апреле текущего года парламент Абхазии требует от президента уволить  генерального прокурора и глав трёх районов. Президент ничего не  предпринимает и никак не реагирует. Координационный Совет оппозиционных  политических партий передает президенту требование отставки  кабинета  министров и ставит срок: до 5 мая. В противном случае обещает поставить  вопрос о его отставке на общенародном сходе. 26 мая Совет заявляет о  необходимости реформировать власть.</p>
<p>27 мая в центре Сухуми  собирается, по разным данным, от нескольких тысяч до трех десятков тысяч  человек. Требуют не только отставки правительства, но и президента, а  также остановить коррупцию, безработицу, наладить отношения с Россией и  разобраться с паспортизацией этнических грузин, проживающих в восточных  регионах. Представители оппозиции, в том числе бывший вице-президент и  премьер Абхазии Рауль Хаджимба, проводят переговоры с президентом  Александром Анквабом.</p>
<p>Согласия по вопросу досрочной отставки  правительства республики, генерального прокурора и глав двух районов  практически удается добиться. Однако до подписания указа о роспуске  кабинета министров начинается штурм администрации, и  президент  отказывается принимать решения под давлением. Соглашения оказываются  недействительны. Глава республики покидает резиденцию. Представители  оппозиции устанавливают контроль над зданием и провозглашают высшей  властью в Абхазии Координационный Совет оппозиции.</p>
<p>28 мая  митинги продолжаются. На улицу выходят сторонники Анкваба, хотя силу  против оппозиции не применяют. В прессе появляются заявления президента,  обозначающие происходящее как попытку государственного переворота. В  республику для встреч с обеими сторонами конфликта прибывают помощник  президента России Владислав Сурков, а с ним заместитель секретаря Совета  безопасности России Рашид Нургалиев. Они проводят переговоры со всеми  участниками, но в ситуацию показательно не вмешиваются.</p>
<p>29 мая  Александр Анкваб опровергает информацию о своей отставке.  Координационный совет оппозиционных политических сил объявляет о  создании в Абхазии Временного совета народного доверия. Парламент с  кворумом выражает недоверие премьер-министру и обращается к президенту с  призывом добровольно сложить полномочия. Александр Анкваб оценивает  события как «попытку силового захвата власти вооружённым путём», однако  после консультаций с представителями России соглашается на переговоры с  оппозицией.</p>
<p>30 мая Анкваб заявляет, что готов к диалогу с  оппозицией, но не в режиме ультиматумов. Становится известно, что он -  под охраной на российской военной базе в Гудауте. Анкваб собирается  вернуться в Сухуми, но пересматривает свои планы якобы «из-за угрозы  покушения». Он занимает непоследовательную позицию и явно мечется,  пытаясь сохранить полномочия и лицо. Из его окружения идут утечки о  готовности Анкваба на силовой сценарий, якобы президент надеется  подавить оппозицию. Некоторые силовики дают сигналы о неадекватности  президента.</p>
<p>31 мая парламент Абхазии назначает исполняющим  обязанности президента спикера парламента Валерия Бганбу. Досрочные  выборы намечают на 24 августа. Анкваб выступает с заявлением, что  назначение и.о. без решения Верховного Суда Абхазии о наличии в  действиях президента состава преступления нарушает Конституцию. Он  продолжает консультации с посредниками, представителями общественности,  избирателями, соратниками. Массовые митинги в Сухуми не прекращаются.</p>
<p>1  июня с разницей в несколько часов Александр Анкваб опять заявляет, что  не собирается в отставку, а потом меняет свое решение. Свой шаг он  объясняет необходимостью сохранить стабильность в стране и не допустить  кровопролития. Позже Представитель Президента РФ Владислав Сурков  называет решение Анкваба «великодушным» и обещает российскую помощь  Абхазии после смены власти. В сообщении российского МИДа сохранение  гражданского мира ставится в заслугу Александру Анквабу. Москва  подчеркивает глубокое уважение к праву народа республики выбрать нового  президента.</p>
<p>2 июня Валерий Бганба окончательно становится и.  о. президента и заявляет о нежелании принимать участие в предстоящих  выборах. Корректируется состав правительства: министры остаются на своих  местах, но в качестве исполняющих обязанности. В отставку подает  премьер-министр Леонид Лакербая. Его обязанности отныне выполняет глава  Абхазского Минфина Владимир Делба. Последний опровергает слухи о якобы  пустой казне республики, но отмечает необходимость поиска средств для  будущих выборов.</p>
<p>3 июня новые власти Абхазии занимаются  формированием бюджета и заявляют, что не собираются преследовать  экс-президента Анкваба. Ему предлагается даже выдвинуть свою кандидатуру  на пост президента страны. И.о. президента Абхазии Бганба в публичном  заявлении отрицает необходимость более тесного сотрудничества с Москвой,  однако обозначает заинтересованность Абхазии в участии в Евразийском  союзе.</p>
<p>4 июня секретарь Совбеза Абхазии Нугзар Ашуба подает в  отставку. Аналогичное решение принимает и глава президентской  администрации Беслан Кубрава. Своих должностей лишаются также  вице-премьеры Беслан Эшба и Индира Вардания, главы Ткуарчалского,  Гальского и Очамчырского районов, а также генеральный прокурор Сафарбей  Миканба.</p>
<p>5 июня Народное собрание Абхазии отправляет в  отставку генпрокурора республики Сафарбея Миканбу за нарушения в  процессе паспортизации населения Гальского района Абхазии и  неудовлетворительный прокурорский надзор за его законностью. Комиссии,  выдававшие паспорта, признаются незаконными. МИД России выражает надежду  на стабилизацию обстановки в Абхазии и подчеркивает безопасность отдыха  в регионе для российских туристов.</p>
<p>6 июня исполняющим  обязанности генпрокурора назначается бывший военный прокурор республики  Зураб Агумава. Представители Абхазии отправляются в Южную Осетию в  качестве международных наблюдателей на очередных парламентских выборах. В  составе делегации: заместитель спикера Парламента Вагаршак Косян,  депутат Саид Харазия и замминистра иностранных дел Республики Абхазия  Олег Аршба. В свою очередь, в самопровозглашенную республику Абхазия  прибывает делегация депутатов парламента Турецкой Республики.</p>
<p><strong>Что будет дальше?</strong></p>
<p>Понятно,  что простым восстановлением баланса новому президенту ограничиться не  получится. Абхазское общество хочет большего. Новому лидеру придется   решать системные проблемы, создав условия для прихода инвестиций в  регион, а соответственно, и восстановления курортного бизнеса.  Необходимо будет найти более органичный вариант сотрудничества с  Россией. Практика показала, что необусловленная помощь вовсе не является  эффективной в плане решения внутренних проблем и противоречий.  Очевидно, что средства на поддержку абхазской экономики и социальной  сферы будут тратиться только в обмен на ответные шаги, которые, кроме  демонстрации дружественности, должны иметь и формат устранения  законодательных препон, мешающих внутреннему экономическому развитию.</p>
<p>Если  же сделать все это не удастся, Абхазия будет оставаться «территорией  отсталости» между растущими соседями – более чем успешной территорией  Сочи, с Олимпиадой получившей гигантский импульс к развитию, и куда  более постепенно, но тем не менее растущей Грузией, что автоматически  будет провоцировать новые и новые волны общественного недовольства.</p>
<p>Кроме  экономических и инфраструктурных проблем, новому президенту нужно будет  найти новые основания для выстраивания межэтнического консенсуса. Дело в  том, что любое общество способно развиваться лишь тогда, когда  различные его части концентрируют свои силы не на взаимном сдерживании, а  на реализации совместного проекта новой страны. Сдерживание еще вполне  успешно может работать, когда источником роста являются внешние дотации.  Но когда его источником должно стать собственное внутреннее  производство, в случае Абхазии это – рекреационная экономика, то  развитие может базироваться только на внутреннем социальном и  межэтническом доверии. Которое, в свою очередь, устойчивым образом может  быть основано только на общности цели – когда большинство населения,  вне зависимости от этнической и социальной принадлежности, свое  благополучие будет связывать с благополучием страны. </p>
<p><strong>Политолог, доцент МГИМО Кирилл Коктыш специально для «Актуальных комментариев</strong><strong>»</strong></p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".