Статья
672 15 мая 2009 7:06

Режиссеры будущего

Рассказ о семнадцати наиболее ярких, по мнению автора книги, восходящих звезд мирового кинематографа.
Комментарии экспертов

Публика любит авторское кино. Оно позволяет выделиться из серой массы жевателей блокбастеров, легко и непринужденно обмениваться культурными кодами (в стиле "кто твой любимый режиссер?"), вообще почувствовать себя тонким ценителем прекрасного. И эта ситуация является обоюдной. Кинематографисты тоже его любят. Всем хочется быть автором. Говорят, что молодых людей, приходящих на работу в Останкино, первым делом отучают от стремления снимать "арт-хаус". Арт-хаус, уверены на российском телевидении, может снимать каждый дурак. Массовое видео снимать гораздо труднее. Наверное, потому о нем и не пишут книг.

Работа Плахова, посвященная тем, кого уже сейчас записали в восходящие звезды режессуры планетарного масштаба, издана очень пристойно. Без принятых в современном книгоиздании аляповатости и китча: издание похоже на черно-белую киноклассику. Уже одно это может стать причиной для покупки и торжественного водружения тома на полку.

Плахов рассуждает о "режиссерах будущего" так. Это люди, которые уже начали работать в кино, имеют определенную репутацию, репрезентируют собой принципиально иной тип кинематографиста, который утвердился на сцене в начале XXI века. О представителях "новых волн" различных стран, как и о ярко выраженных этнических фигурах, он при этом не пишет. Они, по понятным причинам, скорее являются наследием XX века.

Кто же все эти новые люди? Из русских в книге Плахова представлены двое. Во-первых, это Алексей Герман-младший, известный, главным образом по своему последнему фильму "Бумажный солдат". Во-вторых, Кирилл Серебрянников ("Юрьев день"). Субъективные оценки, конечно, всегда остаются субъективными, и автор (в данном случае Андрей Плахов) имеет право на выбор. Однако мне все же хотелось бы задать вопрос: почему в книге есть Герман, но нет Михаила Калатозишвили? "Дикое поле", безусловно, является наиболее сильным и стильным российским авторским кино отчетного периода. Но в число российских "режиссеров будущего", однако, зачислен Герман. Постановка вопроса, конечно, немного напоминает известный анекдот про "Му-му" и памятник Пушкину. Ну да ладно.

Из "знаковых" лично для меня персонажей, которых обсуждает Плахов, отмечу Пола Томаса Андерсона, автора нашумевшей в том числе и в России "Нефти" (оригинальное название - "Да прольется кровь"). Время экранизации романов вроде бы прошло, если речь, конечно, не идет о романе Паланика или Бегбедера (с содроганием жду экранизаций Сергея Минаева), однако Андерсону удалось заставить своего зрителя следить за перепетиями борьбы за "черное золото", описанном в социалистической книге писателя Синклера. Случилось это, конечно, не в силу литературных достоинств текста, которые никого не интересуют, а благодаря выразительным средствам, предложенным Андерсоном. Думаю, что этот 37-летний автор действительно является режиссером будущего.

Присутствуют в книге и чисто фестивальные режиссеры, ценить которых считается признаком хорошего вкуса, хотя смотреть их картины, как правило, можно лишь будучи членом жюри. К таковым, к примеру, на мой профанический вкус относится Брюно Дюмон с его "Фландрией". Гламур в книге персонифицирован Содербергом, этим "голливудским партизаном", снимающим блокбастеры о похождениях Че Гевары. Хорошие, надо сказать, блокбастеры, но ведь и печать на футболках бывает высокого качества.

В целом книга Плахова - это хороший образец того, как можно говорить и писать о современном кино в России.

Книга предоставлена магазином "Фаланстер".

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".