Режиссеры будущего
Рассказ о семнадцати наиболее ярких, по мнению автора книги, восходящих звезд мирового кинематографа.Публика любит авторское кино. Оно позволяет выделиться из серой массы жевателей блокбастеров, легко и непринужденно обмениваться культурными кодами (в стиле "кто твой любимый режиссер?"), вообще почувствовать себя тонким ценителем прекрасного. И эта ситуация является обоюдной. Кинематографисты тоже его любят. Всем хочется быть автором. Говорят, что молодых людей, приходящих на работу в Останкино, первым делом отучают от стремления снимать "арт-хаус". Арт-хаус, уверены на российском телевидении, может снимать каждый дурак. Массовое видео снимать гораздо труднее. Наверное, потому о нем и не пишут книг.
Работа Плахова, посвященная тем, кого уже сейчас записали в восходящие
звезды режессуры планетарного масштаба, издана очень пристойно. Без
принятых в современном книгоиздании аляповатости и китча: издание
похоже на черно-белую киноклассику. Уже одно это может стать причиной
для покупки и торжественного водружения тома на полку.
Плахов рассуждает о "режиссерах будущего" так. Это люди, которые уже начали работать в кино, имеют определенную репутацию, репрезентируют собой принципиально иной тип кинематографиста, который утвердился на сцене в начале XXI века. О представителях "новых волн" различных стран, как и о ярко выраженных этнических фигурах, он при этом не пишет. Они, по понятным причинам, скорее являются наследием XX века.
Кто же все эти новые люди? Из русских в книге Плахова представлены двое.
Во-первых, это Алексей Герман-младший, известный, главным образом по
своему последнему фильму "Бумажный солдат". Во-вторых, Кирилл
Серебрянников ("Юрьев день"). Субъективные оценки, конечно, всегда
остаются субъективными, и автор (в данном случае Андрей Плахов) имеет
право на выбор. Однако мне все же хотелось бы задать вопрос: почему в
книге есть Герман, но нет Михаила Калатозишвили? "Дикое поле",
безусловно, является наиболее сильным и стильным российским авторским
кино отчетного периода. Но в число российских "режиссеров будущего",
однако, зачислен Герман. Постановка вопроса, конечно, немного
напоминает известный анекдот про "Му-му" и памятник Пушкину. Ну да
ладно.
Из "знаковых" лично для меня персонажей, которых обсуждает Плахов,
отмечу Пола Томаса Андерсона, автора нашумевшей в том числе и в России
"Нефти" (оригинальное название - "Да прольется кровь"). Время
экранизации романов вроде бы прошло, если речь, конечно, не идет о
романе Паланика или Бегбедера (с содроганием жду экранизаций Сергея
Минаева), однако Андерсону удалось заставить своего зрителя следить за
перепетиями борьбы за "черное золото", описанном в социалистической
книге писателя Синклера. Случилось это, конечно, не в силу литературных
достоинств текста, которые никого не интересуют, а благодаря
выразительным средствам, предложенным Андерсоном. Думаю, что этот
37-летний автор действительно является режиссером будущего.
Присутствуют в книге и чисто фестивальные режиссеры, ценить которых
считается признаком хорошего вкуса, хотя смотреть их картины, как
правило, можно лишь будучи членом жюри. К таковым, к примеру, на мой
профанический вкус относится Брюно Дюмон с его "Фландрией". Гламур в
книге персонифицирован Содербергом, этим "голливудским партизаном",
снимающим блокбастеры о похождениях Че Гевары. Хорошие, надо сказать,
блокбастеры, но ведь и печать на футболках бывает высокого качества.
В целом книга Плахова - это хороший образец того, как можно говорить и писать о современном кино в России.
Книга предоставлена магазином "Фаланстер".