Статья
1402 2 апреля 2011 11:38

РФ и Беларусь отмечают единение

Президент России Дмитрий Медведев направил поздравительное послание президенту Белоруссии Александру Лукашенко по случаю Дня единения двух народов.

«Наши страны связаны крепкими узами общей истории, дружбы и многовекового братства. Это предопределяет особую ответственность за эффективное продвижение российско-белорусского интеграционного сотрудничества на принципах равноправия и взаимной выгоды. С созданием Таможенного союза и формированием Единого экономического пространства мы делаем серьезный шаг на этом пути», - отмечается в поздравительном послании главы российского государства.

Медведев отметил важность следующего этапа сотрудничества между Россией, Белоруссией и Казахстаном, которым является  создание Евразийского экономического союза.

По его мнению, не менее важно уделять особое внимание реальному укреплению демократических основ государственности, защите прав и свобод человека.

«Убежден, что это отвечает коренным интересам народов России и Беларуси, делу обеспечения стабильности и безопасности на европейском континенте», - подчеркнул российский лидер.

Ранее спикер Госдумы Борис Грызлов, отметил, что верит в перспективы развития Союзного государства России и Белоруссии.

«Вспоминая и оценивая историю союзного строительства, мы понимаем, что события могли пойти иначе. И вместо интеграции наши страны могли быть вовлечены в совсем другие процессы с самыми тяжелыми последствиями», - заявил Грызлов в связи с 15-ой годовщиной со дня подписания договора об образовании сообщества России и Белоруссии.

По его словам, Россия и Белоруссия совместными усилиями сумели избежать худших сценариев. «Мы выбрали верный курс», - цитирует Грызлова думское управление по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ.

Как заметил Грызлов, союзное строительство во многом сформировало сегодняшнюю экономическую, политическую, социальную, культурную реальность в двух странах. «Без Союзного государства эта реальность была бы другой - и при этом менее благоприятной для развития наших стран», - уверен спикер.

С момента подписания договора произошло много событий, заметил он, - изменился мир, изменились наши страны. «Безусловно, далеко не все задачи, которые мы - граждане Союзного государства - ставим перед собой, на сегодняшний день решены», - считает Грызлов. Но, добавил он, «можно с уверенностью сказать, что мы серьезное продвинулись на пути к достижению общих целей и во многом это произошло благодаря интеграционным процессам».

Грызлов счел важным отметить общность подходов к решению международных проблем, а также заметил, что принимаемый парламентским собранием союзный бюджет, совместные экономические проекты, обеспечение равенства социальных гарантий для граждан обеих стран, культурные инициативы, вызывающие широкий общественный интерес, - все это конкретные ощутимые результаты.

Как сообщали «Актуальные комментарии», ранее президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что строительство Союзного государства с РФ тормозится.

«Сегодня идет торможение в строительстве Союзного государства. Но мы к этому придем, ведь это святое», - заявил глава белорусского государства в Минске, встречаясь с представителями ряда российских СМИ.

Отвечая на вопрос, от кого зависит создание Союзного государства, президент Белоруссии заявил: «Если бы это зависело только от меня, то я бы сказал, каким образом будем строить Союзное государство, я бы даже временные рамки обозначил».

«Но это зависит не только и не столько от меня. Это, во-первых. А во-вторых, в ваш острый предвыборный период (в России - ред.), который уже, наверное, начался, вряд ли будут приниматься радикальные решения. Это вопрос (Союзного государства - ред.) не для этого периода. Хотя он, наверное, актуален и популярен в России», - сказал Лукашенко.

Напомним, В 1997 году сообщество России и Белоруссии было преобразовано в Союз двух государств, а в 1999 году Россия и Белоруссия стали Союзным государством.

Комментарии экспертов

Я - один из членов комитета по созданию Союзного государства, принимал активное участие в подготовке этого союза в 1997 году и часто общался с руководителями Белоруссии, так что знаю настроения тех лет.

Нужно понимать, что реальный Союз отличается от замыслов его создателей. Тогда, в 1997 году, на переломе этого времени, в Белоруссии среди элиты, особенно у Александра Лукашенко, была глубокая заинтересованность в интеграции наших стран. Причем, у Лукашенко была личная заинтересованность. Он мечтал, что в случае создания подлинного конфедеративного государства у него есть  шанс стать руководителем Единой России с Белоруссией. Тогда была потребность и желание создания многих наднациональных органов, и во имя конфедерации значительная часть населения Белоруссии была готова пожертвовать своим суверенитетом.

Надо знать, что провал этих планов - на совести команды Бориса Ельцина. Она кардинальным образом изменила первоначальный устав этого союза, и убрала все положения, которые давали возможность для политической интеграции наших стран. С самого начала, как он был создан, Союз носил половинчатый характер. Вообще, подразумевалось и говорилось об экономическом и военном сотрудничестве, были объективные условия для общения наших народов, для безвизового въезда, безтаможенного проезда, активного участия русского бизнеса в Белоруссии. То есть, была закреплена уйма положений, которые важны до сих пор и которые, на самом деле, дают очень многое нашим народам. И в этом смысле я очень позитивно оцениваю Союз в том виде, в котором он существует. С военно-политической точки зрения надо понимать, что от общей линии ПВО, и в условиях, когда НАТО и Соединенные Штаты так легко нарушают принципы суверенитета, нет никаких гарантий, что рано или поздно они будут покушаться на суверенитет России, и в этом случае наше военное сотрудничество было и остается крайне эффективно.

Но, честно говоря, я не верю, что в отдаленной перспективе возможна какая-то интеграция наших государств. Нужно видеть реалии: последние 20 лет существует независимая Белоруссия, сформировалось поколение людей, которое считает себя гражданами независимой Белоруссии. Это, прежде всего, молодежь, которая не хочет никакой интеграции с Россией. И самое страшное и жуткое, что произошло, - это что даже у среднего и старшего поколения Белоруссии очень мало желания союзничать во всех этих смыслах с Россией. И в этом, кстати, виновна во многом сама Россия.

На мой взгляд, крайне непродуманными и наносящими урон нашей стране были все эти фильмы по поводу «Крестного батьки». К сожалению, наши газовые и нефтяные войны непоследовательны, они нанесли странам значительный урон. По крайней мере, сейчас не более 7-8% населения Белоруссии готовы к сотрудничеству с нашей страной. Поэтому нельзя гадать наперед. Действительно, возможны резкие изменения в политических событиях, но нам важно хотя бы сейчас сохранить то, что есть - сохранить единый Таможенный Союз, сохранить условия для общения наших граждан, условия для культурного и экономического сотрудничества. Даже в таком урезанном виде Союз является благом, и его необходимо сохранить.

15 лет назад произошло очень важное событие. Создание российско-белорусского государства - это фундаментальный прорыв в системе взаимоотношений стран на постсоветском пространстве. Потому что мы до тех пор знали лишь дезинтеграционные тенденции, и конкретные действия по ратификации договора парламентами России и Белоруссии о создании единого союзного государства - это вектор, который шел вразрез со всем остальным. Поэтому символическое и геополитическое значение Союзного государства трудно переоценить.

Иными словами, это было замечательное решение. Оно далось с огромным трудом российскому, и с меньшим трудом белорусскому народам. Это был подвиг. Те люди, которые продвигали такое решение в ельцинской администрации, конечно, сталкивались с огромным противодействием. Я принимал в этом интеллектуальное экспертное участие. Дмитрий Борисович Рюриков тогда был советником Ельцина по международной политике, и в значительной степени одним из моторов создания общей государственности. Чубайс, либералы-западники и другие агенты влияния глобалистских сетей просто мечтали этого не допустить, и тот факт, что удалось, несмотря ни на что, даже при агентах влияния, когда они были в апогее своего могущества, проводить создание этого государства - это был настоящий геополитический подвиг.

В принципе, это было возрождение той цивилизационной матрицы, единства славянских и евразийских народов, которые являются императивом нашей политики. И 15 лет назад, когда не было еще замечательного патриота Путина, а был только сомнительный угасающий Ельцин, удалось, вопреки общим трендам, отдельным патриотам в руководстве страны, которые стояли за созданием этого союзного государства, конечно, опираясь на волю Александра Лукашенко, добиться такого результата. Вот это, я считаю, был настоящий подвиг, это было очень хорошо. И то, что это произошло, и что мы до сих пор живем в парадигме, в матрице Союзного государства, что мы формально от него не отреклись - это делает нам всем честь.

Однако, далее с Союзом произошла печальная история. Либералам не удалось помешать его созданию, то, о чем они мечтали, не сбылось. Но они делали все, чтобы государство не зафункционировало, для того, чтобы сорвать его становление. И вот здесь надо признать, что конечно, в основном со стороны России (хотя в некоторой степени, определенные ошибки были допущены и со стороны Белоруссии, но основная доля ответственности лежит на России) врагам славянской государственности удалось саботировать реализацию этого проекта. Они бились с самого начала, они бились и после того, как государство уже было провозглашено, и главной задачей их было свести на нет все реальные шаги в интеграции стран. Это было связано и с демонизацией Лукашенко и его режима. С формированием таких предложений со стороны России для реальной интеграции в экономике, которые, по сути дела, ставили крест на экономической свободе и независимости Белоруссии. Эти проекты интеграции, инициированные со стороны России, были явно провокационными и неприемлемыми для белорусской стороны. Это была новая стратегия врагов нашей государственности, врагов славянства, врагов России, которые продолжают действовать изнутри нашего государства и сейчас.

При Путине, казалось бы, подобные интеграционные проекты должны во всех областях возобладать. И действительно, Путин дал зеленый свет ЕврАзЭС и стал последовательно идти к реализации Таможенного Союза. Несмотря на это, белорусское направление мы, к сожалению, упустили. То есть, в этом отношении интеграция наталкивалась на очень серьезные препятствия.

Нам говорят, что наши президенты и полководцы не сошлись характерами. Что Лукашенко с Путиным не сошелся, с Медведевым не сошелся. Но все это вторично. Ясно, что у всех политических лидеров нервная система не в порядке, и разногласия естественны. На руководителях стран лежит большая ответственность, большое напряжение, поэтому то, что они невротики или люди со специфическим складом характера, - это естественно, они все такие. Иными словами, разногласия между Лукашенко, Путиным и Медведевым - это не объяснение того торможения и того печального положения дел в российско-белорусских отношениях, которые имеются на данный момент, а это лишь один из элементов.

По сути дела, полноценной интеграции мешают очень серьезные силы, которые постоянно саботируют этот процесс. Западу необходимо расчленить российско-белорусское союзное государство, необходимо сделать его недействующим, недееспособным, иначе они получают очень серьезного конкурента на востоке. Точно так же они саботируют интеграцию на российском пространстве в рамках ЕврАзЭС. Поэтому я абсолютно убежден, что, к сожалению, эта блестящая инициатива, которую поддерживает подавляющее большинство россиян и белорусов, несмотря на самый сложный период наших отношений, столкнулась с мощнейшей третьей силой, которая действует не только извне, но к огромному сожалению, и изнутри.

8 апреля 2024 Колонки
ИИ-тократия
 ИИ-тократия Ярослав Барыкин о перспективах использования искусственного интеллекта в политике
29 марта 2024 Новости  Британия в поисках стратегии Великобритания выпустила новую стратегию применения санкций, в которой, по словам экспертов британских аналитических центров, описывается ряд критериев принятия решений, а также излагается подход к смягчению непредвиденных последствий и юридических рисков. Также британские эксперты проанализировали военный потенциал Великобритании и пришли к выводу, что он не оптимизирован для сдерживания России, поэтому стране нужно принять масштабную программу перевооружения. 22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask». 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".