Статья
3198 22 января 2010 0:12

РФ и ЕС

11 января 2010 года заместитель министра иностранных дел РФ Александр Грушко принял посла председательствующей в Европейском союзе (ЕС) Испании Хуана Антонио Марка Пужоля и главу представительства ЕС в России Фернандо Марсо Валенсуэлу. В ходе встречи были обсуждены вопросы взаимодействия РФ – ЕС в первом полугодии 2010 года. Также были рассмотрены отдельные аспекты работы механизмов и структур сотрудничества Россия – ЕС в связи с вступлением в силу Лиссабонского договора. А 12 января заместитель председателя правительства РФ Александр Жуков и министр иностранных дел РФ Сергей Лавров провели в Москве консультации с министром иностранных дел Испании Мигелем Анхелем Моратиносом. Жуков предметно обсудил с Моратиносом вопросы двустороннего взаимодействия в экономической области. А на переговорах в МИД России был рассмотрен весь комплекс отношений России и Испании и России и Евросоюза, включая процесс подготовки к очередному саммиту Россия-ЕС.

Январская активизация контактов по линии Москва-Мадрид – инструмент демонстрации приверженности РФ двухвекторной игре на европейском треке. Она подразумевает, что линия активности Москвы в отношении ЕС будет строиться как на основе контактов с Брюсселем, так и двустороннего взаимодействия с Испанией. Причем королевству отводится роль самостоятельно транслятора политики РФ на треке.

Вниманием к Испании Россия продемонстрировала, что в своей политике на европейском треке будет ориентироваться на синхронное взаимодействие с Брюсселем и страной, председательствующей в ЕС. Причем основной линией связи будет выступать именно диалог со страной-председателем. С точки зрения Кремля, этот субъект продолжает оставаться ключевым игроком, непосредственно влияющим на реальную политику объединенной Европы. Прочные контакты с этим государством – гарантия того, что мнение Москвы будет всегда услышано в Брюсселе. Подтверждением этому выступают сроки проведения российско-испанских консультаций. Россия перешла к прикладной дискуссии с королевством сразу же после начала срока его полномочий в Европейском союзе.

Основная причина такого функционального выбора – слабость новой организационной структуры ЕС. Несмотря на завершение процесса внутренней самоорганизации, Евросоюзу так и не удалось добиться качественного упрочнения своей субъектности. Конечная формула общеевропейской вертикали власти отражает компромиссное безволие Брюсселя, а не свободу поведения бюрократии ЕС. Для РФ это означает сохранение необходимого пространства для маневра как в диалоге с Евросоюзом, так и отдельными странами объединения.

В условиях относительно ограниченного функционального потенциала Евросоюза, РФ предпочла сохранить уже сложившийся формат диалога с этим институтом. Ратификация Лиссабонского договора и последовавшее за ним избрание президента ЕС и главы внешнеполитического ведомства организации просто не потребовали качественного пересмотра подходов к работе по направлению. Правила игры между Москвой и Брюсселем пока остаются прежними.

Содержание двухвекторной политики РФ на европейском треке определяет достаточно узкий пул вопросов. Ключевым направлениям российско-есовского взаимодействия остаются разработка нового базового соглашения (Соглашение о партнерстве и сотрудничестве), продвижение к безвизовому режиму, создание механизмов совместного кризисного урегулирования и энергодиалог. Относительная ограниченность прикладной повестки дня двусторонних взаимоотношений – важное условие для поступательного решения входящих в неё вопросов в период председательства Испании. И далеко не случайно, что все они были рассмотрены в ходе визита в РФ главы МИД королевства.

Переговоры Жукова и Лаврова с Моратиносом говорят о росте субъектного потенциала Испании в системе российских внешнеполитических координат. С начала 2009 года королевство фактически начало движение в сторону пула наиболее преференциальных партнеров РФ в Западной Европе. На период же его председательства в ЕС может прийтись логическое завершение этого процесса. Стимулом к реализации такого сценария способно стать расширение двусторонних экономических связей и оптимизация диалога Москвы с Брюсселем.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".