Статья
954 13 марта 2010 15:42

РФ и Индия

11-13 марта 2010 года по приглашению премьер-министра Индии Манмохана Сингха председатель правительства РФ Владимир Путин посетил с рабочим визитом Индию. В Нью-Дели российский премьер провел переговоры с Сингхом, а также встретится с президентом Индии Пратибхой Патил и председателем партии Индийский национальный конгресс Соней Ганди. В ходе переговоров был рассмотрен широкий круг вопросов развития партнёрства между Россией и Индией. Приоритетное внимание стороны уделили двустороннему сотрудничеству в таких сферах, как атомная энергетика, телекоммуникации, ВТС, торговые связи.
 
Поездка Путина в Индию стала плановой политической инициативой стратегического порядка, нацеленной на оптимизацию предметного взаимодействия между двумя странами. После серии последовательных визитов в Россию Патил (в сентябре 2009 года), министра иностранных дел Индии Соманахалли Маллайи Кришны (в октябре) и Сингха (в декабре 2009 года) Кремль должен был обозначить ответные действия, подтверждающие концентрированность двусторонних связей. Кроме того, РФ была заинтересована в обновлении практической стороны межгосударственных контактов, содержательность которых с 2008 года начала постепенно снижаться. Стремление Москвы восстановить конструктивную тональность диалога с Нью-Дели требовала проведения подобного турне в обязательном порядке. Без него обоюдная заинтересованность сторон в придании взаимодействию новой динамики могла остаться нереализованной.
 
В этом контексте визит российского премьера стал инструментом «скрепления» общей конструкции российско-индийских отношений в их прикладной проекции. Об этом говорит тот факт, что по итогам визита стороны подписали контракты на общую сумму порядка 10 млрд. долл. Сфера взаимодействия, очерченная в рамках двусторонних консультаций, охватила военно-техническое сотрудничество, контакты в области атомной энергетики, высоких технологий, нефтегазовой промышленности. Главными проектами, согласованными в ходе турне Владимира Путина, стали соглашения о сотрудничестве при строительстве энергоблоков на индийской АЭС в Куданкуламе, контракты на модернизацию тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» («Викрамадитья») и поставку почти трёх десятков истребителей МиГ-29, а также документы об учреждении совместного предприятия для создания российско-индийского военно-транспортного самолета.
 
Основной причиной для всеобъемлющей интенсификации российско-индийских связей стал непропорциональный рост активности на индийском треке США и их союзников. С 2008 года Вашингтон проявляет настойчивый интерес к развитию диверсифицированного партнерства с Нью-Дели. Соединенные Штаты рассматривают Индию в качестве потенциального противовеса Китаю. По мнению Белого дома, Нью-Дели обладает всеми необходимыми характеристиками для того, чтобы сдержать политическую экспансию КНР в Восточной, Центральной, Южной и Юго-Восточной Азии, если ему будет оказана соответствующая «целевая» поддержка. Для американцев она подразумевает, прежде всего, военно-техническое сотрудничество (ВТС) и партнерство в области атомной энергетики. Далеко не случайно, что специально под «индийский проект» Сенат США в октябре 2008 года утвердил соглашение 123 об американо-индийском сотрудничестве в гражданской ядерной энергетике. Оно открыло возможности для масштабного наращивания присутствия компаний США на индийском ядерном рынке. Одновременно началось наращивание связей и в области поставок оборонной продукции. В области ВТС с Индией Соединенные Штаты перешли в планомерное наступление практически синхронно с Израилем и Великобританией.
 
Курс, начатый на индийском направлении республиканской администрацией Джорджа Буша-мл., был полностью продолжен демократическим кабинетом Барака Обамы. Причем к уже сложившимся трекам двустороннего диалога добавился и ряд новых. В частности, США взяли на себя функции посредника между Индией и Пакистаном в контактах по антитеррористической проблематике. Соединенные Штаты начали оказывать прямую поддержку индийским спецслужбам в их борьбе с терроризмом. Так, ФБР было непосредственно вовлечено в расследование обстоятельств теракта в Мумбаи (26-29 ноября 2008 года) и консультирование Нью-Дели по вопросам реформирования индийских специальных служб. Аналогичного уровня доступа к Нью-Дели в сфере разведки не имеет в настоящее время ни одна страна в мире. В этой ситуации Москва рисковала не только утратить свой статус преференциального партнера Нью-Дели, но и потерять доверительные контакты с индийским руководством и прямой доступ к рынкам страны. Угроза полного вытеснения с Индостана требовала от России масштабных и ответственных контрмер. Системным шагом в этом направлении стал визит Путина.
 
21 марта 2024 Главное
ЦИК подвела итоги выборов президента
 ЦИК подвела итоги выборов президента Путин набрал на выборах президента 87,28% голосов. Официальные итоги голосования объявила глава ЦИК Элла Памфилова. В общей сложности за действующего президента проголосовали 76 млн 277 тыс. 708 избирателей. На втором месте — Харитонов, который набрал 4,31% (3 млн 768 тыс. 470 голосов), на третьем — Даванков (3,85% — 3 млн 362 тыс...
20 марта 2024 Новости
Партийный аспект выборов президента: Константин Костин о перспективах политсил
 Партийный аспект выборов президента: Константин Костин о перспективах политсил КПРФ утрачивает роль главной оппозиционной партии и становится одной из многих. ЛДПР будет испытывать негативные последствия выборов еще несколько лет. Второе место Даванкова в крупных городах свидетельствует, что партия «Новые люди» успешно борется за городской прогрессистский электорат, отметил президент «Фонда развития гражданского общества» Константин Костин в интервью руководителю Научного совета Центра политической конъюнктуры Алексею Чеснакову.
19 марта 2024 Новости
Прогнозирование поведения избирателей: Валерий Федоров об особенностях социсследований
 Прогнозирование поведения избирателей: Валерий Федоров об особенностях социсследований Экзитполы показывают предварительные данные об итогах выборов, но не учитывают тех, кто проголосовал дистанционно, отметил генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров в интервью политологу, руководителю Научного совета Центра политической конъюнктуры Алексею Чеснакову. При этом, по словам Федорова, электоральные расчеты ведущих российских социологических центров в преддверии президентских выборов были достаточно точными. 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".