Статья
1355 1 августа 2009 0:02

РФ-НАТО: вектор развития

Приход к руководству НАТО нового генерального секретаря А. Расмуссена, который вступает в должность 1 августа, вызывает вопрос, каким будет Северо-атлантический альянс в ближайшем будущем и в каком русле будет идти взаимодействие с Россией.  На сегодняшний день у России есть ряд серьезных разногласий с альянсом. Прежде всего, они связаны с приближением НАТО к границам России, тесным взаимодействием с государствами бывшего СССР.

Президент РФ Дмитрий Медведев призывает НАТО не затаскивать искусственно какие-либо страны в альянс. «Наша позиция проста: мы не считаем правильным затаскивать те или иные государства в военно-политические альянсы, помимо воли их народов", - сказал президент РФ в беседе с корреспондентом телеканала НТВ 28 июля. Дмитрий Медведев добавил, что "по этому вопросу мы с Соединенными Штатами Америки расходимся во взглядах".

Президент РФ Дмитрий Медведев считает, что референдум на Украине может стать решением дискутирующегося в этой стране вопроса о вступлении в НАТО. "Если народ высказывается за присутствие в том или ином военно-политическом союзе, тогда будет, хотя бы, легитимная основа, есть и другие проблемы, но будет, хотя бы, легитимная основа", - сказал президент РФ в беседе с корреспондентом телеканала НТВ.

В том, что касается Грузии, по мнению Д.Медведева, необходимо выяснить - насколько вступление Тбилиси в альянс нужно самой НАТО. "Применительно к Грузии - это уже вопрос к самому Северо-Атлантическому альянсу: зачем НАТО государство, у которого такое количество проблем?" - подчеркнул президент. Он высказал мнение, что в последнее время появилось осознание того, что Украина и Грузия не готовы к вступлению в альянс. "И сам альянс не готов для того, чтобы впитать их", - считает Д.Медведев. "В конечном счете, мы на эти процессы не влияем, но открыто высказываем свою позицию. И я считаю, что это честная позиция", - заключил президент.

Глава МИД РФ Сергей Лавров также высказался по поводу Грузии. Он считает, что обещания Грузии, сделанные в апреле 2008 года, что она будет в НАТО, имели негативные последствия.  С.Лавров видит в этом один из факторов, который побудил Михаила Саакашвили к его дальнейшим действиям. Надеюсь, что и в этом отношении будут сделаны необходимые выводы, и, насколько я могу судить, многие страны, входящие в НАТО, такие выводы сделали, равно как их сделал и нынешний генсекретарь альянса", - сказал глава МИД РФ 24 июля. Он также считает, что новые поставки вооружения в Грузию были бы большой ошибкой. "Те, кто говорит о необходимости опять продавать оружие грузинскому режиму, наверное, допускают большую ошибку", - сказал С.Лавров.

Страны НАТО должны понести ответственность за поддержку Грузии в ходе конфликта на Кавказе в августе прошлого года, заявил постпред РФ при альянсе Дмитрий Рогозин. "Североатлантический альянс год назад, во время августовских событий 2008 года, однозначно встал на сторону нашего врага. Чего уж там миндальничать - они должны за это ответить", - сказал он 30 июля в эфире "Русской службы новостей". Д.Рогозин добавил, что между НАТО и Россией до сих пор сохраняется ряд разногласий. "Они к нам относятся с большим подозрением. Нам тоже надо очень трезво относиться к НАТО", - отметил он. Ранее постпред при НАТО заявил о необходимости скорейшего подписания с альянсом соглашения в сфере военно-технического сотрудничества.

По материалам "Интерфакс".

Комментарии экспертов

Говоря о взаимоотношениях с НАТО, нужно вспомнить, что именно Россия в своё время инициировала приостановку отношений с альянсом после российско-грузинской войны. Поэтому России предстоит определить, что она хотела бы от отношений с НАТО. Пока политическая элиты не готова отказаться от инерционного восприятия НАТО как изначально недружественной структуры. Поскольку стереотипы советских времён достаточно сильны, получается, что у России изначально существует недоверие к презумпции невиновности в отношении НАТО.

В этой связи я думаю, что многое зависит не столько от чиновников во главе НАТО (это скорее повод для переосмысления отношений), сколько от целей, которые Россия, возможно, будет ставить в отношениях с НАТО. Пока деятельность Дмитрия Рогозина и российской стороны  показывает, что тема НАТО нужна в большей степени для мобилизации населения на антинатовской волне, нежели для достижения каких-то реальных результатов в отношениях с альянсом.

Что касается предложений о заключении соглашений с НАТО – любые документы не должны скрывать главное. что обе стороны хотели бы друг от друга. Россия пока чётко не обозначила свои цели. Цель недопущения в НАТО новых членов может рассматриваться, как достижимая в отношениях именно с отдельными государствами. Такие вопросы, если можно решить внешнеполитическими средствами, что не очевидно, то скорее в отношениях с участниками НАТО, нежели с альянсом в целом.

 

Активной политики у России в отношении НАТО нет. Те действия или заявления, которые делает Москва, являются в основном реакцией на те или иные действия, которые совершаются или планируется со стороны НАТО или со стороны США. Поэтому очень многое зависит от того, как будет развиваться сам альянс, и прежде всего от того, какую политику альянса будет вести Обама.

Администрация Обамы, с одной стороны, дала понять, что политика по сравнению со временами Буша изменится, и изменится довольно серьёзно, а, с другой стороны, контуры новой политики неясны. Они не обозначены, чётко не сформулированы и, более того, на мой взгляд, они пока ещё неясны самой администрации Обамы. Хотя времени прошло уже довольно много, и это само по себе уже говорит о том, что у администрации нет полной ясности в том плане, куда идти, какие у неё приоритеты и т.д.

Поэтому, по большому счёту, всё будет зависеть не от того, кого изберут генеральным секретарём НАТО, и даже не от того, как будут складываться дипломатические контакты по линии Россия-НАТО, а от того, какие решения примут в Вашингтоне в плане внешней политики. Пока всё развивается по инерционному сценарию, поэтому и этот аспект отношений будет развиваться инерционно.

Советское наследие здесь, кстати говоря, не очень значимо ни с той, ни с другой стороны. Скорее, имеет значение наследие Буша и то, как быстро оно будет преодолеваться, и будет ли оно вообще преодолеваться. Самое главное, если оно будет преодолено, то что придет на его место, какие другие концепции, какие другие стратегии. И, соответственно, по ним в Москве будут как-то определяться и ориентироваться.

16 апреля 2024 Новости  Ближневосточный конфликт: к чему приведет атака Ирана на Израиль Приведет ли атака Ирана на Израиль к полномасштабному конфликту? С какими проблемами столкнется Украина после расширения мобилизации? Эти и ряд других актуальных политических вопросов обсудили политологи, авторы стрима ВЧК Алексей Чеснаков и Михаил Карягин во время эфира 15 апреля. «Актуальные комментарии» публикуют полную расшифровку стрима. 12 апреля 2024 Главное
Угроза мирового кризиса: эксперты о последствиях поддержки Украины
 Угроза мирового кризиса: эксперты о последствиях поддержки Украины Продолжение финансирования Украины со стороны США может поставить под угрозу американскую финансовую систему, считают эксперты западных аналитических центров. Кроме того, Украина, по их словам, не сможет погасить кредиты, в виде которых выделяется часть помощи. 
КомментарийКомментарий От помощи до подкупа один шаг политологАлексей Чеснаков Оба кандидата на пост президента США все активнее используют украинский конфликт в своих предвыборных кампаниях. 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".