Статья
1012 19 февраля 2010 16:17

РФ-США: диалог

Актуальные  российско-американские политические контакты выступают как особый сегмент  двусторонних отношений. С начала «перезагрузки» межгосударственного взаимодействия в 2009 году Белый дом и Кремль стараются позиционировать диалог в политической сфере как наиболее преференциальный сегмент курса на восстановление партнерских связей друг с другом. Контакты по общественно-политической линии рассматриваются ими не столько как часть «обязательной программы» процесса перехода от неустойчивых и конфликтных отношений к последовательному межгосударственному сотрудничеству, сколько как системная переменная, без наличия которой развитие такого сотрудничества просто невозможно.
 
Межгосударственные  политические связи выступают как новая стратегическая линия прямого диалога между Вашингтоном и Москвой. Этот важный механизм, содействующий оптимизации общей структуры связей, является в то же время одним из самых «инновационных» и резонансных в плоскости двусторонних отношений. В истории современного российско-американского взаимодействия не было прецедентов политического диалога, сопоставимого по степени своей позитивной тональности и институциональной «сосредоточенности» с тем, который сложился в 2009-2010 годах. Своей общей поступательной активностью в рамках данного проблемного трека США и РФ в целом смогли выйти на качественно новый уровень взаимных контактов.
 
Хронометраж смещения акцентов в политическом регистре в период «перезагрузки» характеризуется  переходом от отношений в стадии «глубокой конкуренции» к контактам  в состоянии «концентрированной интерактивности». Обе державы сделали  серьезные шаги для того чтобы  избавиться от негативных издержек периода 2004-2008 годов и научиться слушать друг друга. В результате политический диалог приобрел вид относительно целостного компонента российско-американских контактов, ориентированного по своей магистральной направленности уже не столько на отдаление, сколько на сближение. В развитии политических связей между Соединенными Штатами и Россией нашел отражение важный приоритет этапа обоюдного установочного сближения, заключающийся в отказе от конфронтационного мышления и концентрации на активном «возделывании» условий для становления партнерских контактов. «Оттепель» в политической проекции стала логическим результатом динамичного и целенаправленного движения Вашингтона и Москвы к конструктивной редакции двустороннего взаимодействия.
 
Складывание нового качества двусторонних политических отношений зафиксировало, что Соединенные Штаты пошли на развитие «исключительных» возможностей для расширения сотрудничества с Россией. В структуре функциональных связей актуализацию получили те составляющие, которые ранее практически не использовались или использовались с целью сознательного ограничения двусторонних связей. Для складывания партнерского формата диалога с Москвой Вашингтон санкционировал интенсификацию контактов по предметным трекам, традиционно ориентированным на перманентное маркирование четких разделительных линий между двумя державами. Реализация курса на сближение была отмечена по направлениям, которые ранее предназначались для однозначного «разведения» Соединенных Штатов и России по разным цивилизационным кластерам. Текущее развитие контактов в политической плоскости говорит о том, что США начали проводить политику куда более «внушительного» позитивного взаимодействия с РФ, чем на протяжении всех предшествующих периодов «потепления» в двусторонних связях с 1990-х годов.
 
Основной  причиной для подобного «преференциального»  выбора Вашингтона стало ослабление субъектных позиций США на мировой  арене. В условиях утраты «эксклюзивного»  права по регулированию системы  международных отношений, Белому дому пришлось более «объемно» подойти к вопросу выстраивания новых связей с Кремлем. От демонстративного сохранения полностью «законсервированных» элементов взаимодействия, позволяющих при соответствующей конъюнктурной необходимости без видимых издержек «отыграть назад», кабинету президента Барака Обамы пришлось отказаться. Большинство из них было частично адаптировано к запросам этапа установочного сближения.
 
Побудительные мотивы к конструктивному пересмотру контактов с Россией в их политическом измерении носят для США комплексно мотивированный характер. Они продиктованы как стремлением пересмотреть общую  организацию двусторонних связей в  их конкретных аспектах, так и добиться экстраполяции прогрессивных результатов  методики «перезапуска» на уровень  глобальной внешнеполитической стратегии. То есть «позитивная редакция» политического  диалога с Москвой имеет для  демократического кабинета двойственное значение. С одной стороны, она  позволяет усилить содержательный эффект от установочного сближения  в его сугубо межгосударственном смысле, не выходящем за рамки российско-американских связей. Двусторонние отношения получают дополнительную качественную плоскость  для стабильного поступательного  развития. С другой стороны, политическая линия взаимодействия выступает  в роли эксплуатационного паттерна для восстановления влияния США  во внешней среде. Используя его, Белый дом получает в своё распоряжение легитимирующий стимул тактического порядка  для реализации курса на возвращение  к моральному лидерству на международной  арене. Апеллируя к новой организации  политических связей с РФ, Соединенные  Штаты получают возможность продемонстрировать миру свою способность «учиться» на ошибках прошлого и с большим вниманием обращаться с интересами контрагентов.
 
Профильный  институциональный ракурс содержания политических контактов между США  и РФ определяется рабочей группой  по гражданскому обществу, входящей в  состав двусторонней Российско-американской президентской комиссии. Созданная  по итогам встречи Барака Обамы и Дмитрия Медведева 6-7 июля 2009 года, группа призвана капитализировать усилия двух президентов по упрочнению конструктивной тональности диалога в сфере политики в прикладные межправительственные инициативы. В компетенцию группы, возглавляемой страшим директором Совета национальной безопасности (СНБ) США по делам России и Евразии Майклом Макфолом и первым заместителем руководителя Администрации президента (АП) России Владиславом Сурковым, входит экстраполяция новой тональности двустороннего взаимодействия на уровень практических шагов, затрагивающих общественно-политический ракурс американо-российских отношений. Аппаратный пул Сурков-Макфол выступает как основное технократическое условие для создания института регулярных рабочих встреч по политической тематике на государственном уровне. В формате рабочей группы заложена идея кристаллизации политического консультативного форума США-РФ как одного из практических воплощений идеи установочного сближения.
 
В функциональном измерении рабочая  группа по гражданскому обществу представляет собой воплощение новой конструктивной идеи в двустороннем политическом диалоге, предлагаемой Вашингтоном. Она основана на взаимном сближении между Белым домом и Кремлем и смягчении подходов США к оценке особенностей внутриполитического развития России. Об этом свидетельствуют результаты первого заседания группы, состоявшегося в Вашингтоне 27 января 2010 года. По его итогам российская сторона подписала Соглашение о сотрудничестве в мониторинге уровня коррупции в РФ и США с международной организацией Transparency International. Тем самым Соединенные Штаты фактически отказались от односторонней оценки коррупции в России. Теперь американские специалисты будут действовать совместно со своими российскими коллегами. Согласно условиям документа, эксперты РФ и США будут проводить совместный мониторинг коррупции, а также сотрудничать в области выработки универсальных критериев оценки коррупции с учетом собственного национального опыта. В этом практическом контексте рабочая группа выступает как попытка достижения тождества взглядов между двумя державами в политической сфере. На её основе стороны запустили процесс непредвзятого ознакомления с общественно-политическими позициями друг друга, обсуждения «негативных стереотипов» и решения «сложных» вопросов, существующих в двусторонних контактах. Рабочая группа олицетворяет призыв кабинета Обамы к равноправному политическому сотрудничеству с другими странами мира, в том числе и Российской Федерацией.
 
6 марта 2017 Новости  Кремль не намерен решать проблемы США Россия не имеет ни желания, ни намерений ассоциироваться с внутренними американскими проблемами, заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, отвечая на просьбу прокомментировать заявление Трампа о прослушивании его телефона Обамой.  2 марта 2017 Новости  Обама готовится напасть на Трампа Бывший генеральный прокурор США Эрик Холдер заявил, что экс-президент США Барак Обама готов вернуться на американскую политическую сцену. Он намерен сосредоточить свое внимание на выборах в законодательные собрания на уровне штатов. 12 января 2017 Новости  Обама бьет рекорды Последнее сообщение Барака Обамы в Twitter в качестве президента США набрало максимальное количество лайков и репостов среди всех записей, опубликованных главой государства в этой сети микроблогов, Об этом свидетельствуют данные американского интернет-портала CNET.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".