Статья
1327 7 мая 2009 9:48

Романтизация мрази

Если уж говорить о том, что Нургалиев должен был подать в отставку после преступления Евсюкова, то ничуть не с меньшими основаниями режиссер Говорухин должен положить на стол партбилет «Единой России».

Случай с майором Евсюковым вызвал очень показательную реакцию публики. Подавляющее большинство населения блогосферы и СМИ воскликнули: «Ах! Какой кошмар!» – после чего забыли о происшествии на фоне разворачивающейся драмы «Глобальная эпидемия гриппа свиней».

Некоторые журналисты и блогеры, которым тема свиного гриппа как-то уже надоела, предприняли робкую попытку дискуссии – а что это, собственно, было? Дискуссии тоже быстро затихли. Никто не пришел на похороны погибших, никто не навестил раненых, никто не помог пострадавшим деньгами. Даже те общественные активисты, которые стали было писать воззвания к Высокому Начальству, после отставки главы столичного ГУВД Владимира Пронина сразу же успокоились. Оно и понятно – тема для пиара исчезла, а требовать отставки министра внутренних дел как-то крутовато. Да и бессмысленно – все равно его не отдадут.

Все это говорит нам о том, что расстрел в супермаркете, как это ни печально, является совершенно нормальным явлением для нашего общества. Ну напился мент, ну пострелял – что ж он, не человек, что ли? Ну да, у него лапа – а у кого ее нет? Да, ему помогали с должностями – а что, другим не помогали? Пьяный за рулем ездил? А кто не ездил? Нацистские мысли высказывал? А кто из нас их не высказывал? Только по-честному! Как на духу! То-то же.

В одной газете тут написали, что, когда сотрудники Евсюкова пошли сдавать кровь для больного раком коллеги, молодой начальник сказал им: «Зачем? Все равно же он сдохнет!» И вы что, на самом деле считаете, что это ужасно? Что это чудовищно? А вы зайдите в любой пост в ЖЖ, где объявлен сбор денег на лечение онкологического заболевания. Там таких евсюковых – тьмы. Вот с этим самым «все равно он подохнет».

Так что чему уж тут ужасаться. Майор Евсюков – это мы с вами и есть. Это порождение наших кошмаров, что-то вроде Фредди Крюгера или клоуна Пеннивайза из романа Кинга «Оно». Веселый клоун с черным пистолетом вместо воздушных шариков.

Кто-то из комментаторов сказал, что Алексей Балабанов гениально предвидел будущее, выведя в своем «Грузе 200» капитана Журова. Который тоже был порождением никакой не «системы», а именно что самого общества. Общества, которое с готовностью бежит в военно-транспортный самолет на убой, не обращая внимания на выгружаемые из этого же самолета гробы.

Режиссер Балабанов ничего не предвидел. Он просто фиксировал окружающее. Просто окружающее вокруг не меняется. Оно одно и то же, невзирая ни на какую систему. Никаких таких хороших чиновников не будет. Никаких хороших ментов не будет. Потому что чиновники и менты – это мы с вами и есть. Это те же самые люди, родившиеся от тех же самых матерей, ходившие в те же самые детские сады и учившиеся в тех же самых школах, что и мы. И именно поэтому общество так быстро закрыло на Евсюкова глаза – не очень приятно-то с похмелюги видеть в зеркале свою разбитую рожу. Совершенно не помня при этом, где и что с вами было.

Хороший пример – фильм Валерии Гай-Германики «Все умрут, а я останусь». Если закрыть глаза на разницу в художественных достоинствах, «Все умрут, а я останусь» – это та же самая «Маленькая Вера», только двадцать лет спустя. Те самые Вера и ее сожитель (не помню, как его звали) теперь выросли и стали родителями той самой девочки, которая их ненавидит. Так же, как Вера ненавидела своего отца. Время идет – а общество не меняется. Власть меняется – а общество нет.

И если уж говорить о том, какой именно культурный символ стал фундаментом для капитана Журова и майора Евсюкова, то это, конечно же, Глеб Жеглов. Мент без страха и упрека. Мент, который всей могучей харизмой Высоцкого утвердил в обществе простую максиму: вор должен сидеть в тюрьме, а методы не имеют значения. И для того, чтобы он сидел, можно и кошелек подкинуть. А можно и посадить без улик, как Груздева. И не извиниться.

Будет сидеть! Я сказал!

Так вот, в нашем обществе Глеб Жеглов считается героем. А на самом деле он – прародитель Журова и Евсюкова. Такая же мразь, как и все мы.

А мы эту мразь романтизируем.

И если уж говорить о том, что Нургалиев должен был подать в отставку после преступления Евсюкова, то ничуть не с меньшими основаниями режиссер Говорухин должен положить на стол партбилет «Единой России». Потому что в таком отношении общества к стреляющим в него милиционерам есть огромная доля его вины.

Впрочем, «Единая Россия» – это ведь тоже все мы.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".