Статья
1070 31 июля 2017 20:19

Роскомнадзор убивает SMM. Правда ли это?

Роскомнадзор сегодня заявил, что открытый сбор сведений пользователей «Вконтакте» — это нарушение закона. Мы решили разобраться в том, как понимать это заявление и стоит ли воспринимать его как серьезную угрозу для диджитал-маркетинга в России.

Надзорное ведомство сделало пояснение: федеральный закон «О персональных данных» предполагает обработку персональных данных только с согласия субъекта этих данных. «В соответствии с пунктом 5.12 пользовательского соглашения сети «ВКонтакте» пользователь дает согласие только на доступ к информации, которую он размещает на персональной странице, в том числе к своим персональным данным. Согласия на сбор, обработку и передачу третьим лицам пользователь не дает» — далее сообщили в РКН.

Впрочем, реплика ведомства еще больше запутывает. Не совсем понятно, предполагает ли с юридической точки зрения процедура регистрации во «ВКонтакте» автоматическое согласие на обработку данных или нет? Пострадают ли от этого сервисы по аналитике аудитории соцсети?

Разъясняем, какие именно компании в первую очередь попали под угрозу. Дело в том, что рекламный кабинет «ВКонтакте» обладает достаточно скудными и ограниченными возможностями для настройки аудитории, на которую распространяется реклама. Кроме стандартных параметров вроде города, возраста и достаточно размытой категории интересов, официальный рекламный сервис соцсети толком ничего и не предоставляет: используя лишь стандартные инструменты официального рекламного кабинета «ВКонтакте», пользователь рискует «слить» бюджет, неэффективно расходовав его на нецелевую аудиторию.

Тем не менее, «ВКонтакте» переложила ответственность по возможностям более точной настройки аудиторий на сторонние компании. Так, администрация соцсети выложила в открытый доступ данные, которые позволяют всем желающим заниматься максимально точечной настройкой аудитории: по лайкам, репостам, комментариям, вступлениям в группы и даже аудиозаписям. За условных 500 рублей в месяц подписчики сервисов вроде «Церебро Таргет», Pepper Ninja или Segmento получают огромные возможности по сбору данных пользователей «ВКонтакте». В эти данные, помимо возраста, пола, образования и города входят абсолютно все активности, которые совершает пользователь даже в закрытых сообществах.

Популярность подобных сервисов породили на рынке диджитал-маркетинга новое амплуа – таргетологов. Многие компании нередко привлекают специально обученных людей непосредственно для адресной настройки целевой аудитории, на которую следует «лить» рекламные объявления: это позволяет серьезно сэкономить бюджет и не растрачивать средства впустую. Со временем возможности таргет-сервисов только увеличивались: вплоть до того, что стало можно, например, «парсить» (то есть, собирать) самую «горячую» аудиторию из только что вступивших в нужную группу людей. Таргетологи, не стесняясь, «выдергивали» профили подписчиков группы-конкурента и направляли им свою рекламу.

В общем, стало понятно, почему именно эти сервисы в первую очередь попали под угрозу нарушения закона после заявления РКН: с формальной точки зрения, «парсеры» действительно занимаются обработкой данных. Парсер всегда узнает, что вы состоите в искомом сообществе и будет лить на вас рекламу: благо, возможности API это позволяют. Точно так же «ВКонтакте» знает и помнит все ваши лайки, репосты и комментарии и с удовольствием этими знаниями делится со всеми желающими. Другой вопрос: является ли это юридически правомерным?

В 2015 году в ответном письме на запрос регионального отделения ЦФО ведомство подчеркнуло, что «зарегистрировавшись в социальной сети "ВКонтакте", субъект персональных данных предоставляет доступ неограниченному кругу лиц к своим персональным данным и делает их общедоступными, из чего следует, что согласие субъекта персональных данных для обработки его общедоступных персональных не требуется».

Об отсутствии опасности заявления РКН для парсеров сообщил и эксперт Артур Хачуян, основатель платформы по аналитике открытых медиаданных SoicalDataHub: «Роскомнадзор ничего и никому не запрещал. Эти выводы сделали СМИ на основании обращения ребят из Double Data. Важно учитывать грамотное юридическое обоснование источника данных для клиента. Вот если ты ему продаешь свое личное экспертное мнение, то и вопросов к тебе никаких».

Однако, сегодня представитель РКН прокомментировал текст письма 2015 года: оказывается, оно год назад было отозвано. Так в чем же все-таки дело? Свзяно сегодняшнее заявлениями РКН с парсерами или чем-то другим?

Более вероятный ответ на эти вопросы стоит искать в истории с упомянутой Хачуяном компанией Double Data, на которую «ВКонтакте» подала в январе этого года иск за использование данных пользователей соцсети для оценки их кредитоспособности. Компания анализировала активность и авторский контент пользователей, определяла их кредитоспособность и продавала эту информацию банкам.

Чтобы подробнее разобраться в ситуации, нам снова придется прочитать пользовательское соглашение «ВКонтакте»: «все объекты, размещённые на сайте, в том числе элементы дизайна, текст, графические изображения, иллюстрации, видео, скрипты, программы, музыка, звуки и другие объекты и их подборки (далее — Контент), являются объектами исключительных прав администрации, пользователей сайта и других правообладателей, все права на эти объекты защищены» (п. 7.1.1 пользовательского соглашения).

И все же: в чем разница между парсерами и историей с Double Data?

Во-первых, методы. Парсеры не работают напрямую с анализом «элементов дизайна, текста, графических изображений, иллюстраций, видео» и другого контента, создаваемого пользователями. Таргет-сервисы ограничиваются анализом действий пользователей: активности, которые проявляет человек, являются общеобозримыми вещами и под пункт об авторском контенте, естественно, не попадают. Иное дело – Double Data. Для оценки кредитоспособности применялся не только анализ действий пользователей, но и куда боле сложные механизмы, работающие непосредственно с пользовательским контентом и противоречащие пользовательскому соглашению.

Во-вторых, целеполагание. Деятельность парсеров по сбору аудитории в конечном итоге все равно ведет к загрузке созданной базы аккаунтов в рекламный кабинет «ВКонтакте», где соцсеть зарабатывает на показе рекламы: так что «Вконтакте» здесь, как ни крути – бенефициар парсеров. Double Data же анализирует профили людей исключительно в собственных целях: Соцсеть играет роль статиста и является в данной ситуации незаинтересованным лицом.

Таким образом, сегодняшнее предупреждение РКН можно растолковать как еще один виток истории конфликта Double Data и «ВКонтакте», к которой парсеры не имеют отношения. Вполне возможно, что соцсеть сознательно подключила РКН в качестве «рычага давления» на Double Data. В таком случае, заявление ведомства – явный сигнал о том, что «ВКонтакте» готова бороться с любой сторонней активностью на своей платформе, которая расходится с интересами соцсети.  


Автор:
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".