Россия в поисках себя
В рамках Петербургского Экономического Форума сегодня была проведена сессия, посвященная теме продвижения национального бренда «Сделано в России». Эксперты рассказали о перспективах продвижения региональных брендов, положении бренда «Made in Russia» в медийной среде и ключевых проблемах этой отрасли национальной политики.
В начале сессии о создании национального бренда Росси всем участникам предложили принять участие в голосовании, которая задало тон всей дальнейшей дискуссии. Был задан вопрос: «Какая надпись вызывает у вас больше желания купить товар: «сделано в России», «сделано в Китае», «сделано в США», «сделано в ЕС», «сделано в Корее» или «сделано в Японии». По результатам, 19,4 % присутствующих в зале доверяют российской продукции, 22,9 товарам и Европейского Союза, а подавляющее большинство считают наиболее привлекательным бренд «Сделано в Японии» - 45, 7 %.
Вопрос важности продвижения национального бренда на региональном уровне поднял в своем выступлении губернатор Тульской области Алексей Дюмин.
«Главная составляющая регионального бренда – продвижение, приумножение того, чем мы гордимся», - заявил губернатор. По его мнению, политика страны по продвижению национального бренда в глобальном масштабе должна начинаться с брендирования товаров регионального уровня.
Так, в тульской области фокус-группа по работе с населением уже начала разработку нового бренда тульской области - «Тула – мастерская России», опираясь на богатый культурный опыт региона.
Алксей Андреев, со-президент Ассоциации брендинговых компаний России, рассказал о том, зачем национальные бренды в глобальной экономике и как образ страны складывается из ее растиражированных брендов.
Андреев сделал акцент на том, что миссия ассоциации заключается в конструировании репутации России за счет формирования национальных брендов и о необходимости комплексного продвижения бренда «Сделано в России», как части национальной стратегии. Среди путей продвижения национального бренда Андреев особо выделил необходимость использования уже давно устоявшихся брендов (Росатом, Камаз, Автомат Калашникова), ориентацию компаний на конечного потребителя, участие отечественных товаров в выставочной деятельности и субсидировании выставок, а также привлечении СМИ и социальных сетей.
Наталья Литовко, представляющая каналы «Россия 24» и «Страна» представила исследование посвященное степени распространенности идеи «Сделано в России» в медийной среде. Генезис развития представлений о России за рубежом наглядно продемонстрировал, что сто лет назад главными образами ассоциировавшимися с Россией были нефть, медведи, балалайка, начиная со второй половины 20 века - космос, Гагарин, автомат Калашникова. Сейчас ассоциации меняются в сторону сельского хозяйства и технологического развития. Правда медведь никуда не делся, но стал ассоциироваться не с диким зверем, а с мультфильмом «Маша и медведь».
Литовко упомянула, что распространение и продвижение идеи национального бренда в медиа должно стать глобальной маркетинговой стратегией.
В Российских СМИ публикации, связанные с идеей продвижения бренда «Сделано в России» можно встретить в основном в интернете. При этом информации о брендах региональных очень мало, поэтому важно поднять вопрос о популяризации идеи национального брендинга в регионах.
От международных СМИ также не поступает самостоятельных оценочных суждений товаров произведенных в России. Несмотря на то, что США, Китай и Индия регулярно публикуют статьи, посвященные товарам «Made in Russia», их качество остается на уровне перевода информации из российских источников.
Проект «Сделано в России» получил значительно большую огласку в социальных сетях. Наталья Литовко рассказала о результатах анализа всего, что пишется в сети на эту тему. В итоге семантическое ядро показало очень интересный результат. Наиболее часто употребляемые слова в данном контексте: «сегодня», «российский бренд», «продвижение», а также «сложно». «На наш взгляд главная сложность заключается в отсутствии системной популяризации самой идеи «Сделано в России», заявила Литовко.
Михаил Садченков. Руководитель проекта «Сделано в России», представляющий на секции также Фонд «Росконгресс» заявил, что главной проблемой в деле продвижения национального бренда является «отсутствие коммуникаций». Особенно остро этот вопрос стоит в регионах.
Несмотря на то, что некоторые компании самостоятельно продвигают бренды на международный рынок, им не хватает консолидированной стратегии и выработки путей продвижения. «Фонд «Россконгресс» мог бы стать именно тем местом, где можно продвигать идеи касательно национального брендинга сообща», заявил Садченков.
Плодотворная дискуссия во время заседания привела в итоге к выработке некоторых общих стратегий продвижения национальной продукции на международном рынке. Помимо прочего - необходимость разработки общего для всех отечественных товаров логотипа, способного стать отражением образа российской продукции.
Завершилась дискуссия еще одним вопросом к участникам: «Готовы ли вы рекомендовать партнерам продукцию российских брендов?» 71 % участников ответил на этот вопрос положительно, что вселяет надежду на позитивные изменения в продвижении национального бренда России в глобальном масштабе.
Автор: Валерия Блиничева